Об обязании устранить нарушеия пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Усть-Ордынский.               ***

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Балабановой М.А., представителя администрации МО «Кулункунское»» по доверенности Хатуева Б.Г., представителя третьего лица начальника отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунка А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации МО «Кулункунское» обязать устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Эхирит-Булагатского района Хулханова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что прокуратурой района с привлечением отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Кулункунское», в состав которой входят с. Кулункун, с. Булуса, д. Барда, д. Батхай, д. Кударейка, д. Толодой, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга. По результатам, которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. А именно, в населенных пунктах с. Кулункун, с. Булуса, д. Кударейка, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара.

Водонапорные башни в с.Булуса, д.Толодой, д.Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

В с. Кулункун, с. Булуса, д.Кударейка, д. Толодой, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий.

В д.Кударейка, д.Верхняя Идыга, д.Нижняя Идыга отсутствуют переносные пожарные мотопомпы (ППБ 01-03 п. 31)

На Булусинском, Нижнеидыгинском, Кударейских водоемах не предусмотрена площадка для забора воды пожарными автомобилями размерами 12 х12 метров.

На подъезде к водонапорной башне в д.Булуса, д.Кударейка, с. Нижняя Идыга отсутствует твердое грунтовой покрытие. (п. 89 ППБ 01-03)

Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением.

В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в *** охвачено 97 человека, при общей численности населения 1406 человек.

Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а также указывая, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Кулункунское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Кулункунское». В населенных пунктах с. Кулункун, с. Булуса, д. Кударейка, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара;

- провести работы по приспособлению водонапорных башен в с. Булуса, д. Толодой, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

- в. с Кулункун, с. Булуса, д. Кударейка, д. Толодой, д. Врхняя Идыга, д. Нижняя Идыга у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий.

- в д.Кударейка, д.Верхняя Идыга, д.Нижняя Идыга установить переносные пожарные мотопомпы;

          - на Булусинском, Нижнеидыгинском, Кударейском водоемах установить площадки для забора воды пожарными автомобилями размерами 12 х12 метров;

         - на подъезде к водонапорным башням в д. Булуса, д. Кударейка, с. Нижняя Идыга установить твердое грунтовое покрытие;

         - укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно-техническим вооружением;

         - разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности

Установить срок для исполнения решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Балабанова М.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления, просила установить срок для исполнения решения суда в 2 месяца, указывая на особую актуальность рассматриваемого вопроса.

Представитель ответчика Хатуев Б.Г. исковые требования признал частично, указав, что требование о проведении работ по приспособлению водонапорных башен в с. Булуса, д. Толодой, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга для отбора воды пожарной техникой является необоснованным, поскольку не существует каких-либо нормативов к устройству водонапорных башен. Просил, также отказать в установлении срока для исполнения решения суда, ссылаясь на отсутствие достаточных средств для исполнения судебного решения в 2-х месячные сроки. В остальной части исковые требования прокурора признал, причинами допущенных нарушений указав отсутствие средств на проведение работ для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Представитель 3-го лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунок А.В. исковые требования прокурора, поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что нарушение сформулированное, как «водонапорные башни в с. Булуса, д. Толодой, д. Верхяя Идыга, д. Нижняя Идыга не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года» означает то, что боевая пожарная машина, имеющая стандартную высоту 3,5 метра не может подъехать под водоналивную трубу (гусак) для набора воды в емкость ввиду того, что водоналивная труба расположена ниже указанной высоты. В с. Верхняя Идыга водонапорная башня вовсе не оборудована для забора воды пожарной техникой в виду отсутствия водоналивной трубы. Имеющаяся труба предназначена только для забора воды для личных нужд.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Это же положение закреплено и п. 9 с. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Кулункунское» «Вопросы местного значения Поселения».

В соответствии со ст.32, 39 Устава к ведению Администрации Поселения, относится в том числе разработка целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

ППБ 01-03 утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Пунктами 89, 27, 31, 94, 106 ППБ 01-03 установлено:

дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу,

Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В судебном заседании установлено, что на основании поручения заместителя прокурора района от *** отделом надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области в муниципальном образовании «Кулункунское» *** проведена проверка на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

По результатам проверки составлена информация по проверке от *** Согласно результатам проверки, содержащимся в информации, было выявлено 10 видов нарушения требований пожарной безопасности. А именно:

1) В населенных пунктах с. Кулункун, д. Булуса, д. Кударейка, с. Нижняя Идыга, с. Верхняя Идыга отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара (ППБ 01-03 п. 114)

2) Водонапорные башни в д. Булуса, д. Нижняя Идыга, д. Верхняя Идыга, д. Толодой не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. (ФЗ-69 ст. 19, ППБ 01-03 п.95)

3) Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности ( ФЗ № 123 -ФЗ ст. 63 п. 3)

4) На подъездах к водонапорным башням в д. Булуса, д. Кударейка, с. Нижняя Идыга отсутствует твердое грунтовое покрытие (ППБ 01-03 приказ № 313 от 18.06.2003 г. п. 89)

         5) В населенных пунктах д. Кударейка, с Нижняя Идыга, с Верхняя Идыга отсутствуют переносные пожарные мотопомпы (ППБ 01-03 приказ № 313 от 18.06.2003 г. п. 31)

         6) В пунктах с. Кулункун,д. Булуса, д. Кударейка, с Нижняя Идыга, с. Верхняя Идыга, д. Толодой у водоисточников (водонапорных башен, гидрантов) и по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03 приказ № 313 от 18.06.2003 г. п. 89)

          7) В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 97 человека, при общей численности населения 1406 человек. Протокола сельских сходов с населением по вопросам пожарной безопасности не представлены. (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 63 п. 8, ФЗ от 21.12.1994 г. № 69 -ФЗ ст. 25)

          8) Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением (ППБ 01-03 приказ № 313 от 18.06.2003 п. 106)

          9) На Булусинском, Нижнее Идыгинском, Кударейском водоемах не предусмотрена площадка для забора воды пожарными автомобилями размерами 12х12 метров (ФЗ от 22.07.2008г № 123 - ФЗ п.16 ст. 67, п. 8 ст. 98,ППБ 01-03 приказ 313 от 18.06.2003 п. 94)

           10) Отсутствует пожарное депо для подразделений пожарной охраны (для техники добровольной пожарной дружины) (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 - ФЗ ст. 76)

          Таким образом, суд находит, что вышеперечисленные требования пожарной безопасности вытекают нормативно-правовых актов, а их соблюдение является обязанностью муниципального поселения.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей муниципального образования «Кулункунское», так и граждан, случайно оказавшихся на территории муниципального образования в случае возникновения пожара.

Доводы представителя ответчика о том, что требование о проведении работ по приспособлению водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой в любое время года является необоснованным в виду отсутствия нормативов по устройству водонапорных башен, суд находит не основанными на требованиях вышеуказанных законов и нормативно-правовых актов. Из которых следует, что водонапорные башни должны быть приспособлены в любое время года для отбора воды пожарной техникой. Отсутствие возможности отбора воды в виду указанных начальником отдела надзорной деятельности по УОБО по пожранному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунком А.В. причин, влечет за собой факт невозможности использования водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой в случае пожара.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Обсуждая требование прокурора установить срок для исполнения решения суда, суд находит, что указанное требование ничем не мотивировано. Доводов в обоснование данного требования не приведено ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании. Ссылка прокурора на актуальность данного вопроса не влечет за собой исключения из общего правила, согласно которому, судебное решение вступившее в законную силу обязательно для немедленного исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации муниципального образования «Кулункунское» удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципальное образование «Кулункунское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Кулункунское»:

- в населенных пунктах с. Кулункун, с. Булуса, д. Кударейка, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара,

- провести работы по приспособлению водонапорных башен в с. Булуса, д. Толодой, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

- в. с Кулункун, с. Булуса, д. Кударейка, д. Толодой, д. Врхняя Идыга, д. Нижняя Идыга у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий.

- в д. Кударейка, д. Верхняя Идыга, д. Нижняя Идыга установить переносные пожарные мотопомпы;

          - на Булусинском, Нижнеидыгинском, Кударейском водоемах установить площадки для забора воды пожарными автомобилями размерами 12 х12 метров;

         - на подъезде к водонапорным башням в д. Булуса, д. Кударейка, с. Нижняя Идыга установить твердое грунтовое покрытие;

         - укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно - техническим вооружением;

         - разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности

В установлении срока исполнения решения суда отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья                Г.Д. Альхеев