Об устранении нарушений законодательства о пожарной безопаности



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Усть-Ордынский.               ***

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием заместителя прокурора Эхирит-Булагатского района Петровой И.К., представителя третьего лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунка А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации МО «Ахинское» обязать устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Эхирит-Булагатского района Хулханова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что прокуратурой района с привлечением отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Ахинское», в состав которой входят с. Ахины, д. Байтог, д. Бухтумур, д. Серафимовск, д. Тимошинск. По результатам которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. А именно, в населенных пунктах с. Ахины, д. Байтог, д. Серафимовск, д. Тимошинск отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара.

Водонапорные башни в с. Ахины, д. Байтог, д. Тимошинск не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

На подъездах к водонапорным башням в с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск отсутствует твердое грунтовое покрытие.

У водонапорных башен в с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск отсутствует наружное освещение.

В с. Серафимовск отсутствует водонапорная башня.

В с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск, с. Серафимовск отсутствуют переносные пожарные мотопомпы.

В с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий.

В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в *** охвачено 124 человека, при общей численности населения 1060 человек.

Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением.

Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а также указывая, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Ахинское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Ахинское».

В судебном заседании заместитель прокурора района Петрова И.К. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления.

Представитель ответчика в судебное заседание, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не направил. В связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Согласно представленным письменным объяснениям главы поселения Багаевой Г.Д., следует, что муниципальным образованием принимаются меры к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. И указано о несогласии с наличием ряда нарушений. А именно, указано, что водонапорные башни в с. Ахины, д. Тимошинск, д. Байтог работают круглогодично, забор воды в д. Тимошинск пожарной машиной осуществлялся при пожаре. На водонапорных башнях наружное освещение проведено, но на момент проверки не горели лампы. Обучение мерам пожарной безопасности проходит постоянно: работниками лесхоза, среди населения депутатами поселения, среди учащихся классными руководителями, администрацией школы. В МОУ Ахинская СОШ имеется современное специальное противопожарное оборудование, которое было эффективно использовано при пожаре в ***

Представитель 3-го лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунок А.В. исковые требования прокурора, поддержал в полном объеме. Пояснил, что указание на то, что водонапорные башки в с. Ахины, Байтог и Тимошинск не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года означает, что высота расположения водоналивного гусака не позволяет боевой пожарной машине подъехать под него и осуществить набор воды непосредственно в емкость.

Пожарно-техническое вооружение, согласно Правилам пожарной безопасности должно быть установленным на технике, приспособленной для пожаротушения, а не находится где-то в стороне. Именно неукоснительное соблюдение требований пожарной безопасности позволяет сокращать время на ликвидацию огня и тем самым минимизировать потери от пожара.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления поселения относятся, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Это же положение закреплено и п. 10 ст. 6 Устава муниципального образования «Ахинское» «Вопросы местного значения Поселения».

В соответствии со ст.ст. 24, 36 Устава, вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся к полномочиям Администрации Поселения, в том числе разработка целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

ППБ 01-03 утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Пунктами 89, 27, 31, 106 ППБ 01-03 установлено:

дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу,

Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что на основании поручения заместителя прокурора района от *** отделом надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области в муниципальном образовании «Ахинское» *** проведена проверка на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

По результатам проверки составлена информация по проверке от *** Согласно результатам проверки, содержащимся в информации, было выявлено 11 видов нарушения требований пожарной безопасности. А именно:

1) В населенных пунктах с. Ахины, д. Байтог, д. Серафимовск, д. Тимошинск отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара (ППБ 01-03 п. 114)

2) Водонапорные башни в с. Ахины, д. Байтог, д. Тимошинск не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. (ФЗ-69 ст. 19, ППБ 01-03 п.93)

3) На подъездах к водонапорным башням в с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск отсутствует твердое грунтовое покрытие (ППБ 01-03 п. 89)

4) У водонапорных башен в с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск отсутствует наружное освещение (ППБ 01-03 п. 27)

5) В с. Серафимовск отсутствует водонапорная башня (ФЗ-123 ст.62, ППБ 01-03 п. 114).

6) В с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск, с. Серафимовск отсутствуют переносные пожарные мотопомпы (ППБ 01-03 п.31)

7) отсутствует пожарное депо для подразделений пожарной охраны (ФЗ-123 ст. 76)

8) В с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий (ППБ 01-03 п.89)

9) В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 124 человека, при общей численности населения 1060 человек (ФЗ-123 п. 8 ст. 63, ФЗ-69 ст. 25)

10) Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ФЗ-123 п.3 ст. 63)

11) Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением (ППБ-01-03 п. 106).

Таким образом, суд находит, что вышеперечисленные требования пожарной безопасности вытекают нормативно-правовых актов, а их соблюдение является обязанностью муниципального поселения.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей муниципального образования «Ахинское», так и граждан, случайно оказавшихся на территории муниципального образования в случае возникновения пожара.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Обсуждая требование прокурора установить срок для исполнения решения суда, суд находит, что указанное требование ничем не мотивировано. Доводов в обоснование данного требования не приведено ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании. При этом суд не может согласиться с мнением прокурора Петровой И.К. о том, что суду необходимо установить конкретный срок для исполнения судебного решения по собственному смотрению. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, судебное заседание проводится на принципах состязательности сторон, суд не является стороной в процессе. В связи с чем, данное требование прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации муниципального образования «Ахинское» удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципальное образование «Ахинское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Ахинское»:

- в населенных пунктах с. Ахины, д. Байтог, д. Серафимовск, д. Тимошинск установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара;

- провести работы по приспособлению водонапорных башен в с. Ахины, д. Байтог, д. Тимошинск для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

- на подъездах к водонапорным башням в с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск установить твердое грунтовое покрытие.

- у водонапорных башен в с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск установить наружное освещение.

- в с. Серафимовск установить водонапорную башню.

- в с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск, с. Серафимовск установить переносные пожарные мотопомпы.

- в с. Ахины, с. Байтог, с. Тимошинск у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий.

- укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно-техническим вооружением.

- разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В установлении срока исполнения решения суда отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья           Г.Д.Альхеев