РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п. Усть-Ордынский. *** Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием заместителя прокурора Эхирит-Булагатского района Петровой И.К., представителя ответчика администрации МО «Эхирит-Булагатский район» Хажеевой Л.Г., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МОУ Новониколаевская СОШ Ханхасаевой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района Хулхановой Л.М. к администрации МО «Эхирит-Булагатский район» обязать организовать подвоз школьников автомобильным транспортом, отвечающим требованиям безопасности для перевозки детей, УСТАНОВИЛ: Прокурор Эхирит-Булагатского района обратился с иском к администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» и муниципальному образовательному учреждению «Ново-Николаевская СОШ» обязать организовать подвоз школьников автомобильным транспортом, отвечающим требованиям безопасности для перевозки детей. В судебном заседании прокурор уточнил свои требования и просил данную обязанность возложить только на администрацию МО «Эхирит-Булагатский район». В обоснование своих требований прокурор указал следующее. Прокурорской проверкой исполнения законодательства о доступном и бесплатном общем и дошкольном образовании, безопасности образовательного процесса в МОУ «Ново-Николаевская» СОШ установлено, что в учреждении надлежащим образом не организован подвоз школьников с д. Муромцовка к месту учебы. Согласно информации директора МОУ Ново-Николаевская СОШ Ханхасаевой Е.Д. в школе обучается *** проживающих в ***. Их подвоз осуществляется на легковой автомашине вместимостью ***. В школе имеется автобус марки *** который в данный момент не используется для подвоза детей в виду неисправности. Заявка учредителю на выделение средств по ремонту указанной автомашины ей не подавалась, подана заявка на приобретении новой автомашины вместимостью *** Ссылаясь на то, что общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях закреплена Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании». А также на Федеральный закон РФ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Указывая на то, что перевозка детей автомобильным транспортом, не оборудованным для перевозки детей, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, просит обязать администрацию муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» организовать подвоз школьников автомобильным транспортом, отвечающим требованиям безопасности для перевозки детей. В качестве процессуального основания обращения в суд, прокурор сослался на то, что из года в год количество учащихся, постоянно или временно проживающих в с. Муромцовка меняется в связи с постоянными демографическими процессами в обществе, в связи с чем, заявление направлено на защиту неопределенного круга лиц, несовершеннолетних. В судебном заседании прокурор Петрова И.К. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления, кроме того, заявила, что ГОСТом Р 51160-98 установлены специальные требования к автобусам, осуществляющим перевозку детей. В настоящее время подвоз детей осуществляется на основании договора оказания транспортных услуг ИП М Но, сведений о том, что транспорт, принадлежащий ИП М соответствует таким требованиям, не имеется. Поэтому, полагала, что надлежащий подвоз детей не организован. Представитель ответчика администрации МО «Эхирит-Булагатский район» Хажеева Л.Г. исковые требования не признала, указывая, что директором МОУ Ново-Николаевская СОШ заключен договор оказания транспортных услуг, согласно которому осуществляется подвоз школьников из с. Муромцовка. Владелец транспортного средства, с которым заключен договор, имеет соответствующую лицензию на право осуществления перевозок пассажиров. Заключение данного договора является вынужденной мерой до восстановления школьного автобуса. Заключить указанный договор непосредственно между администрацией МО «Эхирит-Булагатский район» и индивидуальным предпринимателем, не позволяют требования бюджетного законодательства, поскольку Ново-Николаевская СОШ является самостоятельным юридическим лицом и администрация не вправе напрямую брать на себя расходы, которые должна нести школа. Представитель третьего лица МОУ Ново-Николаевская СОШ Ханхасаева Е.Д. пояснила, что подвоз школьников из с. Муромцовка осуществляется на основании заключенного её договора об оказании транспортных услуг. Детей из с. Муромцовка возят дважды в неделю, в остальное время дети находятся в пришкольном интернате. Всего в этом учебном году заявление на зачисление в интернат подали родители 11 детей. Родители еще 3-х детей от услуг интерната отказались, дети проживают у родственников в с. Ново-Николаевск. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" направленными на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях установлены нормативы пешеходной доступности школ для учеников в сельской местности. При превышении указанных нормативов должен быть организован подвоз учеников на специально выделенном транспорте, предназначенном для перевозки учеников. Так, согласно п. 2.5. СанПиН, в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений: - во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км; - для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км. Согласно ответу заместителя начальника территориального отдела *** Т, Иркутская область, кроме Бодайбинского, Катангского, Киренского, Мамско-Чуйского районов находится во второй климатической зоне. Согласно информации *** расстояние автодорог Муромцовка - Ново-Николаевск составляет 9 км. В судебном заседании, установлено, что на основании приказа по Ново-Николаевской средней школе *** от *** при школе был открыт интернат. В указанный интернат на основании приказа *** директора Ново-Николаевской СОШ от *** было принято 11 школьников. Как пояснила директор школа Ханхасаева Е.Д. все перечисленные в приказе ученики проживают в с. Муромцовка. Согласно Положению о пришкольном интернате МОУ Ново-Николаевская СОШ пришкольный интернат организуется для обеспечения гарантий на получение образования, повышение уровня воспитания и обучения школьников, охраны их здоровья. Интернат функционирует в течение всего учебного года. *** МОУ Ново-Николаевская СОШ в лице директора Ханхасаевой Е.Д. и ИП М заключили договор оказания транспортных услуг, что следует из представленного суду договора. Согласно условиям договора ИП М на основании лицензии *** от *** осуществляет подвоз школьников по маршруту *** - *** в понедельник утром и в субботу днем в сопровождении дежурного воспитателя. К договору приложена копия лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек и лицензионная карточка со сроком действия с *** по *** По этим основаниям, суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что имеет место нарушение прав детей на получение общедоступного образования в виду отсутствия подвоза детей из д. Муромцовка. В судебном заседании установлено, что дети, проживающие в д. Муромцовка на время учебного года по заявлению родителей принимаются в пришкольный интернат. Родители 11 учеников подали соответствующие заявления, еще 3 детей проживают у родственников в с. Ново-Николаевск. По желанию родителей, как пояснила директор СОШ, эти дети также могут быть приняты в интернат. Таким образом, необходимости ежедневно добираться в школу из д. Муромцовка у детей не имеется, а в той части, в которой это необходимо, то есть на выходные дни и обратно, подвоз детей организован. При указанной организации образовательного процесса, суд не усматривает нарушения требований СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части организации подвоза детей. При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями, закрепленными в Федеральном законе от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения (ст. 2). Выбранная форма решения вопроса организации общедоступного бесплатность основного общего образования для школьников с. Муромцовка (организация пришкольного интерната) обеспечивает права детей на получение общего образования. Обсуждая доводы искового заявления о том, что перевозка детей автомобильным транспортом, не оборудованным для перевозки детей, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, а также доводы прокурора Петровой И.К. о том, что автобус для перевозки детей должен соответствовать ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей», суд приходит к следующему. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела нарушение, о котором указано прокурором в исковом заявлении, касающееся перевозки детей автомашиной вместимостью 4 человека, было устранено. *** МОУ Ново-Николаевская СОШ заключила договор оказания транспортных услуг с ИП М Доводы прокурора о том, что автобус для перевозки детей должен соответствовать ГОСТ Р 51160-98 являются правильными. Однако, прокурором не представлено доказательств того, что автотранспортное средство ИП М не соответствует данному ГОСТу. Сторонам разъяснялось ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований. Исследованными доказательствами установлено, что ИП М имеет соответствующую лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка детей автотранспортным средством отдельному лицензированию не подлежит. Пункт 62 указанной статьи устанавливает, что лицензированию подлежит только деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Таким образом, нарушений требований безопасности при организации перевозки школьников, суд не усматривает. И исходит при этом из того, что лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, и является документом подтверждающим наличие условий для безопасной перевозки пассажиров. В информации *** Ш направленной на имя и.о. прокурора района по итогам проведения обследования всех школьных автобусов на предмет технической пригодности к эксплуатации, речь идет только об отсутствии лицензии на право осуществления пассажирских перевозок. Доказательств того, что автотранспортное средство ИП М не отвечает требованиям безопасности для перевозки детей прокурором не представлено. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, несовершеннолетних. Однако, в настоящем случае, как указано выше нарушений прав несовершеннолетних, суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Эхирит-Булагатского района обязать администрацию муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» организовать подвоз школьников автомобильным транспортом, отвечающим требованиям безопасности перевозки детей - отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения через Эхирит-Булагатский районный суд. Судья Г.Д.Альхеев
по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом. Основными требованиями по организации перевозок детей, согласно методическим рекомендациям являются наличие договора на перевозку детей с Исполнителем, который обязан иметь лицензию на данный вид деятельности и лицензионную карточку на эксплуатируемое транспортное средство, за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд.