РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п. Усть-Ордынский. ** Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием старшего помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Протасовой А.А., главы администрации МО «Харатское» Вокина А.М., представителя третьего лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Печерского А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации МО «Харатское» обязать устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Эхирит-Булагатского района Хулханова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что прокуратурой района с привлечением отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Харатское» в состав которого входят с. Харат, д. Верхний Кукут, д. Нижний Кукут, д. Светлый, д. Октябрьская. По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. А именно: В населенных пунктах с. Харат, д. Верхний Кукут отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара (п. 114 ППБ 01-03), Водонапорные башни в с. Харат, д. Верхний Кукут не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности», п. 95 ППБ 01-03) На подъездах к водонапорным башням в с. Харат, д. Верхний Кукут отсутствует твердое грунтовое покрытие ( п. 89 ППБ 01-03) У водонапорной башни в с. Харат, д. Верхний Кукут отсутствует наружное освещение (п. 27 ППБ 01-03) В населенных пунктах с. Харат, д. Верхний Кукут отсутствуют переносные пожарные мотопомпы ( п. 31 ППБ 01-03) В с. Харат, д. Верхний Кукут у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий (п. 89 ППБ 01-03) В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 89 человек, при общей численности населения 1190 человека (п. 8 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 25 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности») Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а также указывая, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Харатское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Харатское». В судебном заседании прокурора Протасова А.А. исковые требования уточнила, отказавшись от требования провести работы по приспособлению водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Поскольку, из пояснений представителя ответчика и представителя 3-го лица следовало, что данных нарушений не имеется. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд установить срок для исполнения судебного решения до конца 2011 г., ссылаясь на то, что установление конкретного срока исполнения судебного решения вызвано необходимостью безотлагательного принятия мер по устранению выявленных нарушений требований пожранной безопасности. Так как наличие указанных нарушений ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество населения муниципального образования «Харатское». 2-х месячный же срок для исполнения решения суда, установленный законодательством об исполнительном производстве не является пресекательным. Представитель ответчика Вокин А.М. с уточненные исковые требованиями признал в полном объеме. Однако, просил суд принять во внимание отсутствие целесообразности в приобретении переносных мотопомп. Представитель 3-го лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Печерский А.О. уточненные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Это же положение закреплено и п. 10 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Харатское» «Вопросы местного значения Поселения». В соответствии со ст.ст. 36 Устава поселения вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся к полномочиям Администрации Поселения. В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. ППБ 01-03 утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Пунктами 89, 27, 31, 106 ППБ 01-03 установлено: дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что на основании поручения заместителя прокурора района от ** отделом надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ** в муниципальном образовании «Харатское» ** проведена проверка на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования. По результатам проверки составлена информация по проверке от ** Согласно результатам проверки, содержащимся в информации, было выявлено 8 видов нарушения требований пожарной безопасности. А именно: 1) В населенных пунктах с. Харат, д. Верхний Кукут отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара (п. 114 ППБ 01-03), 2) Водонапорные башни в с. Харат, д. Верхний Кукут не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ст.19 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 95 ППБ 01-03) 3) На подъездах к водонапорным башням в с. Харат, д. Верхний Кукут отсутствует твердое грунтовое покрытие( п. 89 ППБ 01-03) 4) У водонапорной башни в С. Харат, д. Верхний Кукут отсутствует наружное освещение (п. 27 ППБ 01-03) 5) В населенных пунктах с. Харат, д. Верхний Кукут отсутствуют переносные пожарные мотопомпы ( п. 31 ППБ 01-03) 6) В с. Харат, д. Верхний Кукут у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий (п. 89 ППБ 01-03) 7) В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в ** охвачено **, при общей численности населения ** (п. 8 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 25 ФЗ от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности») 8) Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Таким образом, суд находит, что вышеперечисленные требования пожарной безопасности вытекают нормативно-правовых актов, а их соблюдение является обязанностью муниципального поселения. Суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей муниципального образования «Харатское», так и граждан, случайно оказавшихся на территории муниципального образования в случае возникновения пожара. Поскольку наличие переносных мотопомп в населенных пунктах вытекает из требований нормативных документов, к коим относятся Правила пожарной безопасности 01-03, то доводы ответчика об отсутствии целесообразности в их наличии, не могут быть приняты судом во внимание. Прокурор, участвующий в деле пользуется правами истца, установленными ст. 39 ГПК РФ, поэтому вправе уточнить исковые требования, в том числе и путем частичного отказа от заявленных требований. Поскольку суд находит, что частичный отказ от заявленных требований не влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, частичный отказ принимается судом. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Обсуждая требование прокурора установить срок для исполнения решения суда, суд находит, что указанное требование подлежащим удовлетворению При этом, суд соглашается с доводами прокурора, приведенными в судебном заседании, а также учитывает мнение ответчика, который согласился с необходимостью установления срока для исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации муниципального образования «Харатское» удовлетворить. Обязать администрацию муниципальное образование «Харатское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Харатское», а именно в с. Харат, д. Верхний Кукут: - устранить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае пожара; - на подъездах к водонапорным башням установить твердое грунтовое покрытие; - у водонапорных башен установить наружное освещение; - установить переносные пожарные мотопомпы; - у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; - разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Установить срока исполнения решения суда до ** Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Эхирит-Булагатский районный суд. Судья Г.Д.Альхеев