РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п. Усть-Ордынский ** Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием заместителя прокурора Эхирит-Булагатского района Михайлова Е.В., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» Гавриловой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Эхирит-Булагатского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Эхирит-Булагатского района в интересах муниципального образования «Усть-Ордынское» обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в качестве заинтересованных лиц указав администрацию муниципального образования «Усть-Ордынское». В обоснование обращения указав следующее: прокуратурой района проверено исполнение земельного законодательства в муниципальных образованиях района. Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы должны осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» земельный контроль за использованием земель поселения является вопросом местного значения поселения. Как установлено в ходе проверки, администрация сельского поселения «Усть-Ордынское» муниципальный земельный контроль за использованием земель территории муниципального образования не осуществляет. Принятое постановлением главы администрации от 21.06.2006 № 146 Положение о муниципальном земельном контроле не реализуется; комиссия по муниципальному земельному контолю, состав которой определен распоряжением главы администрации от 23.05.2011 № 309-р, не работает. План проверок на *** не составлен, его проект для согласования в прокуратуру не предоставлялся. При этом соответствующие полномочия другим органам не переданы. В целях устранения выявленных нарушений земельного законодательства ** главе МО «Усть-Ордынское» вносилось представление. По результатам его рассмотрения прокурору дан ответ о создании комиссии по муниципальному земельному контролю. ** главе сельского поселения «Усть-Ордынское» направлено предложение рассмотреть разработанные прокуратурой проекты Положения о муниципальном земельном контроле и соглашения о передаче полномочий на осуществление муниципального земельного контроля администрации района. Однако, эти предложения остались не рассмотренными. В соответствии с ч. 6, 6.1 и 6.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» орган муниципального контроля обязан в срок до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направить в прокуратуру для рассмотрения и внесения предложений о совместных проверках. После чего, утвержденный органом муниципального контроля план проверок должен быть представлен в прокуратуру не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, и до 1 декабря этого года направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Несоблюдение вышеуказанного порядка планирования проверок в *** повлечет за собой невозможность проведения в *** плановых проверок соблюдения земельного законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования «Усть-Ордынское». Тем самым будут нарушены интересы этого муниципального образования, поскольку земельный контроль является важнейшим инструментом выявления правонарушений в сфере землепользования. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с чем, просит признать бездействие администрации муниципального образования «Усть-Ордынское», выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, незаконным. Возложить на администрацию муниципального образования «Усть-Ордынское» обязанность организовать работу по осуществлению земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, в том числе разработать, утвердить и представить в прокуратуру района до ** план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства на *** В судебном заседании прокурор Михайлов Е.В. заявление прокурора поддержал в полном объеме. Пояснив, что несмотря на принятое положение о муниципальном земельном контроле в ***, администрацией муниципального образования этот земельный контроль не осуществляется. Не предоставление планов проведения плановых проверок на *** создает препятствия к осуществлению муниципальным образованием его прав на осуществление земельного контроля. Представитель администрации МО «Усть-Ордынское» Гаврилова Т.Е. не признала факт бездействия по осуществлению муниципального земельного контроля. Представив свои доводы в письменном виде, суть которых сводится к следующему. Администрацией МО «Усть-Ордынское» постановлением главы за ** от ** принято Положение о муниципальном земельном контроле, определен состав комиссии от ** ** Составлены и направлены для согласования планы проверок соблюдения земельного законодательства физическими и юридическими лицами на **. В Положение о муниципальном земельном контроле внесены изменения и дополнения с учетом действующего законодательства. ** на заседании Думы МО «Усть-Ордынское» указанное положение будет принято. Дополнительно пояснила, что сведениями о том, проводились ли фактически проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля, не располагает. Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с разъяснениями данными в Постановлении Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В силу п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» земельный контроль за использованием земель поселения является вопросом местного значения поселения. В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы должны осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании администрацией МО «Усть-Ордынское» муниципальный земельный контроль не осуществляется. Допрошенный в судебном заседании Х суду пояснил, что работает заместителем главы администрации МО «Усть-Ордынское». В настоящее время назначен распоряжением от ** председателем комиссии по муниципальному земельному контролю. Комиссия проверки не проводила в связи с тем, что не были приняты и утверждены планы проверок на ***. Ранее архитектурно-строительным отделом соответствующие проверки проводились. Однако конкретизировать, сколько было проведено проверок, в какой период, не смог. Вместе с тем, из исследованных в судебном заседании письменных доказательств следует, что ** данный свидетель в ранге заместителя главы администрации в письме за исх. ** сообщил в прокуратуру района о том, что в *** плановые проверки осуществления земельного контроля за использованием земель поселения не проводились. Из представления прокурора района на имя главы сельского поселения «Усть-Ордынское» Б от **, также следует, что по результатам прокурорской проверки установлено, что орган местного самоуправления муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории поселения не осуществляют. Прокурор потребовал незамедлительно принять меры к организации и осуществлению муниципального земельного контроля. Согласно ответу на представление глава поселения сообщил о том, что постановлением главы от ** ** утверждено Положение о комиссии по землепользованию и застройке **. Также утвержден состав данной комиссии. Вместе с тем, из представленного Положения о комиссии по землепользованию и застройке **, следует, что указанным документом, вопросы организации и осуществления муниципального земельного контроля не затрагиваются. По существу требование прокурора о принятии мер к осуществлению муниципального земельного контроля оставлено без удовлетворения. Поскольку проверки не проводились. В связи с чем, суд соглашается с доводами прокурора о том, что муниципальный земельный контроль администрацией поселения не осуществляется, а все требования прокурора об осуществлении данного контроля, по существу остаются без удовлетворения. По этим основаниям, суд не может согласиться с доводами представителя администрации о том, что принятие различных постановлений и распоряжений, касающихся организации проведения муниципального земельного контроля, не образует бездействия. Поскольку, установлено, что фактически муниципальный земельный контроль не осуществляется, конечная цель земельного контроля - соблюдение требований земельного законодательства землепользователями не достигается. Осуществление контроля это не только право органов местного самоуправления, но и его обязанность. Этот вывод следует из того, что Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление муниципального земельного контроля отнесено к вопросам местного значения. Исходя из изложенного, принимая во внимание, что земельный контроль является одним из основных инструментов выявления правонарушений в сфере землепользования, суд бездействие администрации муниципального образования «Усть-Ордынское», выразившимся в неосуществлении муниципального земельного контроля, находит установленным. Относительно требований прокурора возложить на администрацию муниципального образования обязанность организовать работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, в том числе разработать, утвердить и представить до ** в прокуратуру района план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства на ***, суд находит их подлежащими удовлетворению, как вытекающими из установленного факта незаконности бездействия. С доводами представителя заинтересованного лица о том, что проект плановых проверок разработан и представлен прокурору, в связи с чем. оснований для возложения на администрацию обязанности разработки и утверждения плана, не имеется, суд согласиться не может по следующим основаниям. С принятием Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. муниципальный земельный контроль в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц должен осуществляться, в том числе и в соответствии с правилами установленными данным законом. Частями 6, 6.1. и 6.2 ст. 9 данного закона установлено, что орган муниципального контроля обязан в срок до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направить в прокуратуру для рассмотрения и внесения предложений о совместных проверках проект ежегодных плановых проверок. После чего, утвержденный органом муниципального контроля план проверок должен быть представлен в прокуратуру не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, и до 1 декабря этого года направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. В судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования направила в прокуратуру района проект плановых проверок только ** В настоящее время планы проверок не утверждены. При указанных обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора о том, что бездействие администрации создает препятствия в осуществлении муниципального земельного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства в *** Поскольку установленные федеральным законом № 294-ФЗ сроки по направлению проекта ежегодного плана уже имеют место, с учетом установленной судом незаконности бездействия, суд находит установленным нарушение прав муниципального образования «Усть-Ордынское». Поскольку в результате незаконного бездействия администрации МО муниципальное образование «Усть-Ордынское» лишено возможности в полной мере решать вопросы местного значения, к коим относится и осуществление муниципального земельного контроля. Согласно письменным доказательствам, представленным прокурором, главам сельских поселений, в том числе и главе МО «Усть-Ордынское» прокуратурой района ** было направлено письмо, из содержания которого следует, что главам предлагалось рассмотреть и принять Положения о муниципальном земельном контроле. Напоминалось, что они обязаны в срок до ** представить в прокуратуру района проект плана проведения проверок на ***. О принятых мерах, предлагалось сообщить в прокуратуру района не позднее ** С заявлением прокурор обратился ** в связи с чем, суд не находит нарушения установленных сроков обращения в суд. На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие администрации муниципального образования «Усть-Ордынское», выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Ордынское» организовать работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, в том числе разработать, утвердить и представить до ** в прокуратуру Эхирит-Булагатского района план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства на ***. Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения. Судья Г.Д.Альхеев