РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п. Усть-Ордынский. *** Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Балабановой М.А., представителя администрации МО «Корсукское» по доверенности Хатуева Б.Г., представителя третьего лица начальника отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунка А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации МО «Корсукское» обязать устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Эхирит-Булагатского района Хулханова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что прокуратурой района с привлечением отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Корсукское», в состав которой входят: д. Корсук, д.Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой, п. Ординск. По результатам, проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. А именно, в населенных пунктах д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара. Водонапорные башни в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Шохтой не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. На подъездах к водонапорным башням в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Шохтой отсутствует твердое грунтовое покрытие. У водонапорных башен в д. Корсук, д. Гушит,д. Ишины, д. Саагарук, д. Шохтой отсутствует наружное освещение. В д. Тотохон отсутствует водонапорная башня. В населенных пунктах д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой, п. Ординск отсутствуют переносные пожарные мотопомпы. В д. Корсук, д. Саагарук, д. Шохтой, д. Ишины, д. Гушит у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием соответствующих покрытий. В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в *** охвачено 98 человек, при общей численности населения 1237 человек. Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а также указывая, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Корсукское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Корсукское». В д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара; в д. Корсук, д.Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой провести работы по приспособлению водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой в любое время года; в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой на подъездах к водонапорным башням, установить твердое грунтовой покрытие; в д. Корсук, д.Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой у водонапорных башен установить наружное освещение; в д. Тотохон установить водонапорную башню; в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой, п. Ординск установить переносные пожарные мотопомпы; в с. Корсук, д. Саагарук, д. Шохтой, д. Ишины, д. Гушит у водоисточников ( водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно - техническим вооружением; разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности; установить срок исполнения решения суда. В судебном заседании помощник прокурора Балабанова М.А. исковые требования уточнила и просила суд обязать администрацию МО «Корсукское» установить водонапорную башню в д. Тотохон. Соответственно, исключив из остальных пунктов требования, связанные с водонапорной башней в д. Тотохон. Также просила установить срок исполнения решения суда 2 месяца. Указывая на особую актуальность рассматриваемого вопроса. Представитель ответчика Хатуев Б.Г. исковые требования признал частично, указав, что расстояние между деревнями Тотохон и Шохтой незначительное, имеется река Мурин, поэтому необходимости в строительстве водонапорной башни не имеется. Также, просил суд отказать в установлении срока исполнения решения суда, ссылаясь на его недостаточность для устранения выявленных нарушений. Представитель 3-го лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунок А.В. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Пояснив, что ни одна из водонапорных башен на территории МО «Корсукское» не отвечает необходимым требованиям, для обеспечения отбора воды пожарной техникой. Поэтому наличие такой водонапорной башни в с. Шохтой ни коим образом не влияет на ситуацию в д. Тотохон. На реке Мурин соответствующего пирса для отбора воды пожранной техникой не имеется. Соответственно, этот источник, также является не приспособленным для целей пожаротушения. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, находит уточненные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Это же положение закреплено и в п. 10 ст. 6 Устава муниципального образования «Корсукское» «Вопросы местного значения Поселения». В соответствии со ст.37 Устава поселения вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся к полномочиям Администрации Поселения. В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. ППБ 01-03 утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Пунктами 89, 27, 31, 94, 106 ППБ 01-03 установлено: дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что на основании поручения заместителя прокурора района от *** отделом надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области в муниципальном образовании «Корсукское» *** проведена проверка на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования. По результатам проверки составлена информация согласно которой, было выявлено 11 видов нарушения требований пожарной безопасности. А именно: 1) В населенных пунктах д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара. (ППБ 01-03 п. 114), 2) Водонапорные башни в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Шохтой не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. (ФЗ-69 ст. 19, ППБ 01-03 п.95), 3) На подъездах к водонапорным башням в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Сагарук, д. Шохтой отсутствует твердое грунтовое покрытие. (ППБ 01-03 приказ № 313 от 18.06.2003 г. п. 89) 4) У водонапорных башен в д. Корсук, д. Гушит,д. Ишины, д. Сагарук, д. Шохтой отсутствует наружное освещение. (ППБ 01-03 п. 27) 5) В д. Тотохон отсутствует водонапорная башня (ФЗ 123 ст. 62 ППБ 01-03 п. 114), 6) В населенных пунктах д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой, п. Ординск отсутствуют переносные пожарные мотопомпы.( ППБ 01-03 п. 31) 7) Отсутствует пожарное депо для подразделений пожарной охраны (для техники добровольной пожарной дружины), (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 - ФЗ ст. 76) 8) В д. Корсук, д. Саагарук, д. Шохтой, д. Ишины, д. Гушит у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием соответствующих покрытий. (ППБ 01-03 приказ № 313 от 18.06.2003 г. п. 89) 9) В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 98 человека, при общей численности населения 1237 человек. Протокола сельских сходов с населением по вопросам пожарной безопасности не представлены. (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 63 п. 8, ФЗ от 21.12.1994 г. № 69 -ФЗ ст. 25), 10) Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности, ( ФЗ № 123 -ФЗ ст. 63 п. 3) 11) Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно - техническим вооружением. (ППБ 01-03 приказ № 313 от 18.06.2003 п. 106) Таким образом, суд находит, что вышеперечисленные требования пожарной безопасности вытекают из нормативно-правовых актов, а их соблюдение является обязанностью муниципального поселения. Суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей муниципального образования «Корсукское», так и граждан, случайно оказавшихся на территории муниципального образования в случае возникновения пожара. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Обсуждая требование прокурора установить срок для исполнения решения суда, суд находит, указанное требование подлежащим удовлетворению При этом, суд соглашается с доводами прокурора, приведенными в судебном заседании о том, что промедление с устранением выявленных нарушений требований пожранной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации муниципального образования «Корсукское» удовлетворить. Обязать администрацию муниципальное образование «Корсукское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Корсукское»: - в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара; - в д. Корсук, д.Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Шохтой провести работы по приспособлению водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой в любое время года; - в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Шохтой на подъездах к водонапорным башням, установить твердое грунтовой покрытие; - в д. Корсук, д.Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Шохтой у водонапорных башен установить наружное освещение; - в д. Тотохон установить водонапорную башню; - в д. Корсук, д. Гушит, д. Ишины, д. Саагарук, д. Тотохон, д. Шохтой, п. Ординск установить переносные пожарные мотопомпы; - в с. Корсук, д. Саагарук, д. Шохтой, д. Ишины, д. Гушит у водоисточников ( водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; - укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно - техническим вооружением; - разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Установить срок исполнения решения суда до *** Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Эхирит-Булагатский районный суд. Судья Г.Д.Альхеев