Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Нядаева Г.Б., при секретаре Цыбеновой Д.В., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Балабановой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц к главе МО "Г" о признании бездействия главы МО "Г" незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Эхирит-Булагатского района обратившись в Эхирит-Булагатский районный суд в интересах неопределенного круга лиц, просит признать бездействие главы МО "Г" незаконным. В обоснование заявления указывает, что в силу требований п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются Уставом муниципального образования. Согласно ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Согласно ч. 1 ст. 46 Устава МО "Г" официальным опубликованием муниципального правового акта признается первая публикация его полного текста в газете «В», с которой имеют возможность ознакомления жители поселения. Пунктом 2 части 1 статьи 32 Устава закреплено, что к полномочиям главы поселения относится подписание и обнародование в порядке, установленном Уставом, нормативных правовых актов, принятых Думой Поселения. В силу ч. 5 ст. 43 Устава нормативный правовой акт, принятый Думой Поселения, направляется Главе Поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней. Согласно ч. 4 ст. 44 Устава постановления, издаваемые Главой Поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В ходе проверки установлено, что глава МО "Г" в нарушение указанных норм не публиковал сведения о численности муниципальных служащих администрации и работников подведомственных муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ принято решение Думы поселения № «О формировании представительного органа (Думы) МО "Г" ДД.ММ.ГГГГ приняты постановления главы МО № «О внесении дополнений и изменений в Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Гаханское» и урегулированию конфликтов интересов» и № «О внесении изменений в постановление главы администрации МО "Г" № от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне должностей муниципальной службы, в отношении которых для граждан, их замещающих, установлены ограничения при заключении трудового договора», которые также не были опубликованы. Данное бездействие главы МО "Г" нарушает права неопределенного круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, на ознакомление с нормативными правовыми актами. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В судебном заседании помощник прокурора Эхирит-Булагатского района Балабанова М.А. заявление прокурора Эхирит-Булагатского района поддержала в полном объеме и просит признать бездействие главы МО "Г" незаконным, по доводам, указанным в заявлении. Заинтересованное лица, глава МО "Г" Б.А.Б. в судебное заседание не явился, был надлежаще уведомлен о месте и времени судебного заседания, написал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с доводами прокурора района согласен. Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. В силу требований п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются Уставом муниципального образования. Согласно ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Согласно ч. 1 ст. 46 Устава МО "Г" официальным опубликованием муниципального правового акта признается первая публикация его полного текста в газете В с которой имеют возможность ознакомления жители поселения. Пунктом 2 части 1 статьи 32 Устава закреплено, что к полномочиям главы поселения относится подписание и обнародование в порядке, установленном Уставом, нормативных правовых актов, принятых Думой Поселения. В силу ч. 5 ст. 43 Устава нормативный правовой акт, принятый Думой Поселения, направляется Главе Поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней. Согласно ч. 4 ст. 44 Устава постановления, издаваемые Главой Поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В ходе проверки прокуратурой района установлено, что глава МО "Г" в нарушение указанных норм не публиковал сведения о численности муниципальных служащих администрации и работников подведомственных муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ принято решение Думы поселения № «О формировании представительного органа (Думы) МО "Г" ДД.ММ.ГГГГ приняты постановления главы МО № «О внесении дополнений и изменений в Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО "Г" и урегулированию конфликтов интересов» и № «О внесении изменений в постановление главы администрации МО "Г" № 2 от 02.03.2011 г. «О перечне должностей муниципальной службы, в отношении которых для граждан, их замещающих, установлены ограничения при заключении трудового договора», которые также не были опубликованы. В судебном заседании установлено, что вышеуказанные постановления главы МО "Г" решение Думы поселения, не опубликовывались в официальной газете «В», то есть не были доведены до населения муниципального образования. Указанное подтверждается из ответа на запрос прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором подтверждается факт неопубликования постановления главы МО "Г" от ДД.ММ.ГГГГ, № «О внесении дополнений и изменений в Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО "Г" и урегулированию конфликтов интересов» и № «О внесении изменений в постановление главы администрации МО "Г" № от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне должностей муниципальной службы, в отношении которых для граждан, их замещающих, установлены ограничения при заключении трудового договора», из ответа на запрос прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что администрация МО "Г", не опубликовало решения Думы поселения «О формировании представительного органа муниципального образования «Э», не опубликовано также решение главы администрации поселения о численности муниципальных служащих администрации и работников подведомственных муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, совокупность установленных фактов, неопубликование решений и постановлений главы муниципального образования, постановлений Думы поселения в официальном газете В», позволяет прийти к выводу о том, что глава МО "Г" нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, не соблюдает требования ч.1 ст.46 Устава МО "Г" Ст.4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ( в ред. Федерального закона от 11.07.2011 г №200-ФЗ) основным принципом обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность её предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Указанное также предусмотрено Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях Ио защите информации (ст.3 ФЗ). Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Согласно п.28 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Данное бездействие главы МО "Г" нарушает права неопределенного круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, на ознакомление с нормативными правовыми актами. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора района Эхирит-Булагатского района Хулхановой Л.М. удовлетворить. Признать бездействие главы МО "Г" выразившееся в неопубликовании сведений о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, решения Думы МО "Г" от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании представительного органа (Думы) МО "Г"» и постановлений главы МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнений и изменений в Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО "Г" и урегулированию конфликтов интересов» и № «О внесении изменений в постановление главы администрации МО "Г" № от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне должностей муниципальной службы, в отношении которых для граждан, их замещающих, установлены ограничения при заключении трудового договора», незаконным. Обязать главу МО "Г" опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное, решение Думы МО "Г" от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании представительного органа (Думы) МО "Г" и постановления главы МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнений и изменений в Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО "Г" и урегулированию конфликтов интересов» и № «О внесении изменений в постановление главы администрации МО "Г" № от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне должностей муниципальной службы, в отношении которых для граждан, их замещающих, установлены ограничения при заключении трудового договора» в газете «В Мотивированное решение суда будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. На решение суда может быть подана частная жалоба в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Судья Г.Б. Нядаев