о признании незаконным решения в установлении пенсии по старости, назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Усть-Ордынский      ***

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Покровской Е.С., при секретаре Борисовой Т.П., с участием истца Шведовой Т.В., представителя ответчика Аргучинцевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шведовой Т.В. к Управления ПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области о признании незаконным решения в установлении пенсии по старости, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шведова Т.В., обратившись в суд с вышеозначенным заявлением, указала, что 3 августа 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как работнику, проработавшему на работах с тяжёлыми условиями труда.

09 августа 2011 года решением №9 в назначении пенсии ей было отказано. Ответчиком не засчитан в стаж работы время работы в должности санитарки рентгенкабинета <данные изъяты> с 1 ноября 2000 года по 31 марта 2011 года. Считает невключение указанного периода работы в льготный стаж незаконным ввиду следующего.

Ответчиком указано, что должность «санитарка» не предусмотрена соответствующим Списком, с чем она не согласна, поскольку Письмом Министерства труда и социального развития РФ от 26.06.2003 г. №5031-юл разъясняется, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. №377 предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала «санитарка» и «младшая медицинская сестра по уходу за больными». При таких обстоятельствах назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку №2 в соответствии с письмом Минтруда РФ от 27.05.1992 г. №1062-РБ возможно при соблюдении изложенных в данном письме условий, а именно при выполнении санитарками постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестёр по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестёр по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.

Согласно выписки из штатного расписания в <данные изъяты> отсутствует должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновском кабинете. Истица указывает, что на протяжении всего периода с 01 ноября 2000 года по настоящее время занята постоянно полный рабочий день.

На основании изложенного истица просит признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Признать незаконным решение №9 Управления ПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе об отказе в установлении пенсии от 09.08.11 г. и отменить его. Обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 01.11.2000 г. по 16.06.2011 г. Обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на неё - с 16.06.2011 г.

В ходе судебного заседания Шведова Т.В. заявленные исковые требования поддержала, пояснив, что она в оспариваемый период с 1 ноября 2011 года в течение полного рабочего дня работала в <данные изъяты> на должности санитарки рентген-кабинета, где продолжает работать по настоящее время. В её функциональные обязанности, помимо уборки помещений, входит приготовление растворов-проявителей, контакт с больными, т.е. работа с вредными условиями труда. Пояснила, что просит назначить ей трудовую пенсию с момента возникновения права на неё - с 16 июня 2011 года, когда ей исполнилось 50 лет.

Представитель ответчика Аргучинцева Т.П. исковые требования не признала, пояснив, что должность санитарки рентген-кабинета, занимаемая истицей в спорный период, не включена в Список №2 должностей, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поэтому пенсионный орган не вправе включить спорный период в специальный стаж работы истицы. Согласно выписке из лицевого счёта Шведовой Т.В. работодатель - <данные изъяты>» подавал сведения об общем, а не специальном стаже истца.

Кроме того, ответчиком в адрес суда направлен письменный отзыв на исковое заявление истицы, согласно которому период работы Шведовой Т.В. в должности санитарки рентгенкабинета с 01 ноября 2000 года по 31 марта 2011 года не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что согласно раздела 24 «Списка №2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утверждённых постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10, должность «санитарка» отсутствует.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования истцы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что Шведова Т.В. 03 августа 2011 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления ПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области №9 от09 августа 2011 года в назначении пенсии Шведовой Т.В. было отказано. Основанием для отказа послужило, в том числе, невключение в льготный трудовой стаж истицы периода её работы с 1 ноября 2000 года по 31 марта 2011 года в должности санитарки рентгенкабинета, поскольку названная должность не предусмотрена Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях».

Также установлено, что Шведова Т.В. с 1 ноября 2000 года по настоящее время работает на должности санитарки рентгенкабинета в <данные изъяты> Указанное следует из записей в её трудовой книжке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В разделе 24 Списка №2 предусмотрена должность младшей медицинской сестры по уходу за больными, занятой в рентгеновском отделении (кабинете). Санитарки рентгеновских и радиологических отделений (кабинетов) в это Список не включены.

Анализ положений закона позволяет прийти к следующим выводам. Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

В связи с вышеизложенным законодатель установил, что врачам-рентгенологам, врачам, постоянно занятым в рентгеноперационных, рентгенлаборантам и среднему медицинскому персоналу рентгеновских отделений (кабинетов) досрочное назначение трудовой пенсии по старости производится по пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (по Списку N 1), а младшим медицинским сестрам рентгеновских отделений, соответственно, по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (по Списку N 2).

Письмом Министерства труда и социального развития РФ от 26.06.2003 г. N 5031-юл разъясняется, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными". При таких обстоятельствах назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с письмом Минтруда РФ от 27.05.1992 г. N 1062-РБ возможно при соблюдении изложенных в данном письме условий, а именно при выполнении санитарками постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что в штатном расписании <данные изъяты> где трудится истица, должность младшей медицинской сестры по уходу за больными рентгеновского отделения (кабинета) в период с 2000 года по настоящее время отсутствует.

Выполнение Шведовой Т.В. работы санитарки рентгеновского кабинета <данные изъяты> постоянно полный рабочий день доказано имеющимися в деле материалами.

Так, это следует из пояснений истицы Шведовой Т.В., подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы, имеющейся в материалах пенсионного дела Шведовой Т.В., исследованного в судебном заседании.

Согласно должностной инструкции санитарки рентгенкабинета, исследованной в судебном заседании, к числу обязанностей, выполняемых Шведовой Т.В. на занимаемой должности в спорный период относятся следующие:

- содержит помещение, инвентарь и оборудование кабинета в должном порядке, проводит ежедневную влажную уборку помещения;

- готовит кабинет к приёму больных (затемнение, подготовка рабочих мест врача-рентгенолога и рентгенлаборанта);

- помогает рентгенлаборанту в приготовлении бариевой взвеси, контрастных веществ и химических реактивов для обработки рентгеновских плёнок;

- оказывает врачу-рентгенологу и рентгенлаборанту помощь при проведении сложных рентгенологических исследований;

- подаёт кассеты врачу-рентгенологу и рентгенлаборанту;

- помогает рентгенлаборанту при обработке рентгеновской плёнки;

- в необходимых случаях сопровождает больных после исследования в отделения и пр.

Таким образом, совокупность исследованных по делу доказательств позволяет признать исковые требования Шведовой Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению, а отказ пенсионного органа в назначении ей досрочной трудовой пенсии - незаконным.

Обсуждая требования Шведовой Т.В. о назначении ей трудовой пенсии с 16 июня 2011 года, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Поскольку Шведова Т.В. обратилась в пенсионный орган с соответствующим заявлением 3 августа 2011 года, что подтверждается распиской-уведомлением, следует обязать ответчика назначить Шведовой Т.В. пенсию с момента обращения, т.е. с 3 августа 2011 года.

В соответствии со ст.98 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При подаче искового заявления Шведовой Т.В. была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить. Признать право Шведовой Т.В. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать незаконным решение №9 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области об отказе в установлении пенсии от 09.08.11 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области зачесть в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы Шведовой Т.В. на должности санитарки рентген кабинета <данные изъяты> с 01.11.2000 г. по 16.06.2011 г. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области назначить и выплачивать Шведовой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 3 августа 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области в пользу Шведовой Т.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Мотивированное решение будет составлено 5 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья         Покровская Е.С.