гражданское дело о признании противоречащим федеральному и региональному законодательству решений Думы муниципального образования



                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          ***                                                                             П.Усть-Ордынский

        Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе:

Судьи Асаевой Л.А.,

При секретаре Романовой А.В.,

с участием истца Шадаева В.И., его представителя Арзаевой А.Г., представителя Думы МО «Эхирит-Булагатский район» Хажеевой Л.Г., председателя Думы МО «Эхирит-Булагатский район» Сендыхеева С.Г.,

помошника прокурора Эхирит-Булагатского района Балабановой М.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадаева В.И. к Думе Муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» о признании противоречащим федеральному и региональному законодательству решений Думы муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» и от ***,

                                                           У с т а н о в и л :

          Шадаев В.И., обратившись в суд с вышеназванным иском, указывает, что по результатам конкурса решением Думы МО «Эхирит-Булагатский район» от *** он назначен на должность аудитора контрольно-счетной палаты МО, на которой работал с *** Данная должность относится к должностям муниципальной службы и в соответствии с ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором. Согласно ст.22 ч.1 ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного вознаграждения, которое состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Ч.2 указанной статьи регламентировано, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.4 закона Иркутской области № 88 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» от 15.10.07г. соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы области устанавливаются законом области. Законом Иркутской области № 89 «О реестре должностей муниципальных служащих в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» от 15.10.07г. должность аудитора контрольного органа муниципального района / с численностью населения района не менее 45 тыс. человек, что соответствует численности населения Эхирит-Булагатского района/ отнесена к должности начальника отдела КСП Иркутской области. ОКлад начальника отдела КСП области установлен постановлением Губернатора Иркутской области № 536-П « О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области» в размере 4600 руб., ежемесячное денежное поощрение в размере 2,5 до 3,5 должностных окладов. Согласно ч.1 ст.10 закона области № 88 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также дополнительных выплат, в связи с чем оклад аудитора КСП МО «Эхирит-Булагатский район» установлен в размере 4600 руб., ЕДП-в размере от 2,5 до 3,5 должностных окладов. Дума муниципального образования приняла *** решения и , которыми оклад аудитора КСП установлен в 3009 руб., ЕДП в размере от 2,5 до 3,5 должностных окладов, что ничем не обосновано. В Преамбуле указанных решений в качестве цели указано упорядочение условий оплаты труда муниципальных служащих КСП, обеспечение гарантий для муниципальных служащих муниципального образования. Поэтому истец считает, что решения Думы МО нарушают его право на получение денежного вознаграждения за свой труд, установленном законодательством Иркутской области, нарушение является длящимся, он недополучил с *** заработную плату в сумме 177656 руб. При изменении существенных условий трудового договора Дума не уведомила его в письменной форме о предстоящих изменениях. В связи с чем истец просит признать указанные решения Думы муниципального образования от *** противоречащими федеральному, региональному законодательству с обязанием отменить указанные решения.

         В уточненном заявлении Шадаев В.И., прося признать решения Думы противоречащими федеральному и региональному законодательству, не подлежащими применению со дня принятия, т.е. с ***, указывает, что оспариваемые им решения носят нормативный характер, т.к. являются актами неоднократного использования, их действие распространяется на неограниченный круг лиц, они опубликованы в газете «Эхирит-Булагатский вестник» за от *** Истец считает, что данные решения нарушают его конституционное право, установленное ст.37 Конституции Российской Федерации, право на получение денежного содержания в полном объеме, которое гарантировано законодательством о муниципальной службе. Решением Думы от ***, в которое внесены изменения оспариваемым решением , муниципальным служащим должностные оклады установлены соответственно должностным окладам государственных служащих Иркутской области согласно закону № 89-ОЗ. По-мнению истца, утверждение должностных окладов муниципальным служащим КСП без учета соотношения с должностными окладами областных государственных служащих является незаконным. Также истец указывает, что указанные решения Думы приняты с нарушением процедуры принятия, в отсутствие нормативного правого акта, регламентирующего порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, что противоречит ч.2 ст.46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131.

          В судебном заседании Шадаев В.И. свое уточненное требование поддержал, отметив, что его оклад как аудитора должен быть установлен в 4600 руб., как определено в реестре должностей государственных служащих, указанный размер Дума не вправе изменять.

          При этом он подтвердил, что назначен на должность аудитора КСП по результатам объявленного Думой конкурса, после чего *** Думой был с ним заключен трудовой договор, который он не оспорил, хотя сразу при подписании договора указал о своем несогласии с размером зарплаты, которую он получает в соответствии с трудовым договором.

          Представитель Арзаева А.Г. также поддержав доводы заявления, указала, что Думой при принятии оспариваемых решений не соблюден принцип соотносительности должностей, ничем не мотивировано установление аудитору, должность которую занимает Шадаев В.И., оклада по должности ведущего специалиста -эксперта КСП области.

          Представитель Думы МО «Эхирит-Булагатский район» Хажеева Л.Г. в судебном заседании поддержала отзыв председателя Думы Сендыхеева С.Г., что в удовлетворении заявления следует отказать.

          Согласно отзыва последнего на уточненное заявление Шадаева В.И., последний в своем заявлении об оспаривании нормативного правового акта не указал, какие права и свободы нарушаются, в чем заключается нарушение или угроза нарушения его прав и свобод. Указывая, что нарушено его право на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации, заработную плату, установленную трудовым договором от ***, Шадаев В.И. получает в полном объеме. Трудовой договор заявитель подписал и приступил к исполнению трудовых обязанностей, не обжаловал условия договора в установленный срок. В силу ФЗ № 131 органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ФЗ № 79 « О государственной службе в Российской Федерации», закона № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Решением Думы МО от *** утверждены условия оплаты труда муниципальных служащих района, которые определены Положением о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих администрации МО «Эхирит-Булагатский район» и соответствуют требованиям законодательства. Должностной оклад муниципального служащего МО в соответствии с п.10 Постановления Правительства Иркутской области № 407/186 -ПП « Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области» от 29.12.09г. не может превышать должностного оклада государственного гражданского служащего Иркутской области. Тем самым представительный орган вправе установить любой оклад меньший или равный окладу государственного служащего Иркутской области. Поэтому Думой принято решение , которым установлен должностной оклад аудитора КСП в 3009 руб., размер денежного поощрения определен границами от 2,5 до 3,5 на усмотрение работодателя. Дума МО «Эхирит-Булагатский район», как работодатель в отношении работников КСП, приняла решение , установив и размер должностного оклада и размер ежемесячного денежного поощрения работникам КСП. Органы в соответствии с ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления обладают собственным бюджетом и самостоятельны в принятии решений, отнесенных к их компетенции. Дума МО «Эхирит-Булагатский район», как учредитель КСП, на законных основаниях приняла решения и Данные решения регламентируют размер должностного оклада и поощрения только работников КСП и они подлежат применению лишь при заключении трудового договора, соответственно обжалуемые решения не являются нормативно-правовыми, а являются правовыми актами ненормативного характера.

          Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные суду доказательства, приходит к следующему.

           Согласно ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации / далее ГПК/ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

           Заявитель просит признать противоречащими закону решения Думы МО «Эхирит-Булагатский район» и , принятые на заседании Думы *** и опубликованные в газете «Эхирит-Булагатский вестник» за от ***

           Как следует из решения « О внесении изменений в решение Думы от *** «Об утверждении Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район», в нем касающегося интересов заявителя, установлены размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения служащих КСП муниципального образования, а именно, председателя КСП в размере 4764 руб., ЕДП в размере от 3,0-4,0, аудитора КСП - 3009руб. - от 2,5 -3,5.

            Согласно решения «Об утверждении должностных окладов, размеров ежемесячного денежного поощрения и размеров ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим КСП муниципального образования «Эхирит-Булагатский район», оклад председателя КСП установлен в 4764 руб., ЕДП в 3,0 должностных окладов, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы определена в 90 %, оклад аудитора КСП установлен в 3009 руб., ЕДП -в размере 2,5 должностных окладов, надбавка за особые условия муниципальной службы также определена в 90%.

            Отсюда следует, что оспариваемые решения устанавливают размер оклада и поощрения только в отношении работников КСП МО «Эхирит-Булагатский район», т.е. распространяются на определенный круг лиц, решения не содержат правовых норм -общеобязательных правил поведения субъектов, а также особых норм или нормативных предписаний, направленных на введение в действие, изменение или отмену действия норм права. Соответственно решения Думы Эхирит-Булагатского района и от *** не имеют признаков обязательных для нормативного правового акта.

             Кроме того, указанные решения подлежат применению только при заключении с работниками КСП муниципального образования трудового договора. Так, трудовой договор с заявителем с назначением его по результатам конкурса на должность аудитора КСП МО «Эхирит-Булагатский район» решением Думы района от ***, был заключен *** и в нем указано, что должностной оклад его, как аудитора КСП, установлен в 3009 руб., ежемесячная надбавка за выслугу лет - 30%, за особые условия муниципальной службы -90%, ежемесячное денежное поощрение -7522,5 руб., единовременная выплата в размере 2-х окладов в год. Данный трудовой договор подписан сторонами, председателем Думы Сендыхеевым С.Г. и Шадаевым В.И. ***, что подтверждается записью последнего о несогласии с п.11, который отражает размер оклада аудитора и размер поощрения.

           Несмотря на несогласие с одним условием трудового договора при его заключении, Шадаев В.И., приступив к исполнению обязанностей и исполняя их до настоящего времени, в установленном законом порядке его не оспорил т заработную плату получает в размере, определенном трудовым договором. Поэтому нарушений права Шадаева В.И. на получение вознаграждения за свой труд без какой-либо дискриминации, как он указывает, работодателем не допущено.

           Что касается утверждения заявителя, что размер его оклада, как аудитора КСП, Дума должна была установить в размере 4600 руб., который определен постановлением Губернатора Иркутской области за № 536 -п от 16.11.07г., установив его в размере 3009 руб., т.е. в меньшем размере, приняла тем самым противоречащий региональному законодательству акт, то оно является также необоснованным.

            Условия оплаты труда муниципальных служащих Эхирит-Булагатского района определены в Положении о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих администрации МО «Эхирит-Булагатский район», которое утверждено решением Думы от *** с изменениями от *** .

            Согласно ч.1 ст.10 закона области № 88 от 15.10.07г. «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должности муниципальной службы согласно ст.22 ФЗ о муниципальной службе в Российской Федерации.

            Соотношение должностей, как регламентирует ст.4 закона области « Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», устанавливается законом области.

            В соответствии с приложением № 2 закона области № 89 «О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы в Иркутской области» от 15.10.07г. должность аудитора контрольного органа муниципального района отнесена к должности начальника отдела КСП Иркутской области, оклад которого, как отмечено выше, установлен в 4600 руб.

            Однако п.10 постановления Правительства Иркутской области № 407/186-пп «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области» от 29.12.09г. определено, что должностной оклад муниципального служащего муниципального образования не может превышать должностного оклада государственного гражданского служащего Иркутской области, замещающего соответствующую должность государственной гражданской службы Иркутской области.          Тем самым, размер должностного оклада аудитора КСП МО «Эхирит-Булагатский район» не может превышать размер должностного оклада государственного гражданского служащего Иркутской области, т.е. размер оклада может быть установлен в 4600 руб. или в меньшем размере. Дума района в данном случае установила оклад аудитора КСП в меньшем размере и в размере должностного оклада ведущего специалиста-эксперта КСП Иркутской области, который составляет 3009руб. из расчета, что установленный реестром оклад в 2760 подлежит индексации в 1,09 раза в соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области № 147-П от 14.04.08г. Данный размер оклада, как пояснила суду представитель Думы, представила на утверждение депутатам бюджетная комиссия после рассмотрения окладов аппарата КСП области. Дума МО «Эхирит-Булагатский район, как орган местного самоуправления, обладающий собственным бюджетом, самостоятельна в принятии решений, отнесенных к его компетенции, а именно, в определении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих. Данные полномочия представительного органа закреплены в ст.53 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. При этом, что не оспаривается, Дума МО «Эхирит-Булагатский район» является учредителем КСП, т.е. работодателем в отношении работников КСП и обладает тем самым полномочиями по установлению размера должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения для муниципальных служащих КСП. Указанное в Преамбуле решения Думы не противоречат

             Таким образом, оспариваемые решения Думы района приняты в соответствии с требованиями регионального и федерального законодательства и им не противоречат, права Шадаева В.И. не нарушают.

             При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления в полном объеме не имеется.

             Суд считает необходимым отметить, что Шадаевым В.И. избран ненадлежащий способ защиты. Оспаривание решений Думы района, как нормативно-правовых актов, не восстанавливает трудовых прав.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                       Р е ш и л :

          В удовлетворении заявления Шадаева В.И. о признании решений Думы МО «Эхирит-Булагатский район» и от *** противоречащими федеральному и региональному законодательству, не подлежащими применению со дня принятия, т.е. с ***, отказать.

          Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца.

          Судья