о признании незаконным отказа в назначеннии трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Усть-Ордынский       20 июня 2012 г.

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием истицы Степановой Л.В., представителя ответчика по доверенности Ошировой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Степанова Л.В. обратилась с указанным исковым заявлением, в обоснование своих требований приведя следующее. *** она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Данное право предоставлено законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.

*** решением *** ответчик отказал в назначении пенсии.

Ответчиком не засчитано в стаж работы время работы в должности участкового педиатра детской консультации *** за период с *** по ***, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по ***

С решением Пенсионного фонда не согласна по следующим основаниям.

Ответчик неправомерно вычленил из наименования учреждения «детская консультация ***» только лишь словосочетание «детская консультация». Между тем, ею осуществлялась лечебная деятельность в детской консультации *** Наименование учреждения - больница - соответствует наименованию указанному в п.1 - «Больницы всех наименований» Списка № 781, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.

По смыслу ч.1 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня, включает в себя не только обновление теоретических, но и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный Фонд Российской Федерации. Следовательно, данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Обучение на курсах повышения квалификации являлось необходимым и непременным условием для продолжения работы по специальности. Без прохождения обучения не продлевают сертификат специалиста и не присваивают квалификационную категорию по специальности.

В связи с изложенным, истица просила признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признать незаконным Решение *** Управления ПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от *** и отменить его.

Обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***

Обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней - с ***

Взыскать с ответчика сумму понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины в размере ***

В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, приведенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснила, что с момента перевода в *** с *** по настоящее время продолжает осуществлять лечебную деятельность в качестве врача-педиатра на тот же рабочем месте, несмотря на все реорганизации имевшие место в этот период.

Представитель Ответчика по доверенности О, исковые требования не признала согласно представленному суду письменному отзыву на исковое заявление, суть которых сводится к следующему.

В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

На дату обращения, т.е. *** зачету в стаж на соответствующих видах работ не подлежат следующие периоды работы:

- с *** по *** ( 8 лет 1 месяц 23 дня) в должности участкового педиатра детской консультации Усть-Ордынской ЦРБ.

- с *** по *** (1 месяц 13 дней) и с *** по *** (27 дней) курсы повышения квалификации.

Поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 указанное учреждение (Детская консультация) не предусмотрено.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не вправе выходить за рамки нормативно-правовых актов, принятых Правительством Российской Федерации и расширительно их толковать.

Таким образом, стаж на соответствующих видах работ составляет 15 лет 00 месяцев 25 дней при требуемом стаже не менее 25 лет работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.

На основании изложенного, представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

Подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании, согласно материалам пенсионного дела Степановой Л.В. установлено, что *** истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно решению Управления ПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) от 02 апреля 2012 г. № 11 Степановой Л.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (15 лет 00 месяцев 25 дней, при требуемом стаже 25 лет).

При этом, отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периода работы с *** по *** в должности участкового педиатра детской консультации *** по причине не соответствия периода работы в данном учреждении Списку Учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. С указанием на то, что учреждение «детская консультация» Списком не предусмотрено.

Также не зачтены периоды с *** по *** (1 месяц 13 дней) и с *** по *** (27 дней) - курсы повышения квалификации. Поскольку согласно п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, не предусмотрено включение периодов учебных отпусков, курсов повышения квалификации в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ назначение трудовых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 30 от 21.01.2002 г. Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ № 16/19 па от 27.02.2002 г., следует, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 г. должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Таким образом, действующим законодательством не установлен исключительный перечень документов, подтверждающих трудовой стаж, установленный подпунктом 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Из трудовой книжки истицы следует, что с *** по *** она осуществляла трудовую деятельность в должности участкового                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         педиатра детской консультации Усть-ордынской ЦРБ.

Основанием для отказа во включение указанного периода в трудовой стаж истицы, установленный пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от *** № 173-ФЗ является несоответствие периода работы в данном учреждении Списку Учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от *** ***. Факт осуществления истицей трудовой деятельности на должностях, указанных в Списке, а также осуществления детской консультацией лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения представителем ответчика не оспаривается, как не оспаривается и тот факт, что детская консультация не являлось самостоятельным учреждением здравоохранения. А отчисления в пенсионный фонд за оспариваемый период вносились работодателем - Усть-Ордынской ЦРБ.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от *** *** - ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства РФ от *** ***.

В соответствии с данным Списком, как такового, наименования «детская консультация», в Списке не содержится.

Вместе с тем, Список к соответствующим учреждениям относит больницы всех наименований.

Согласно представленной Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «*** по запросу суда копии устава государственного/муниципального учреждения здравоохранения «Усть-Ордынская центральная районная больница» (ЦРБ) предметом деятельности учреждения является оказание медицинской помощи населению района, учреждение осуществляет лечебно-профилактическую деятельность.

Согласно записям в трудовой книжке истицы, она была принята переводом именно в Усть-Ордынскую ЦРБ. Суд находит установленным, что детская консультация являлась лишь структурным подразделением данного лечебного учреждения. Что следует из формулировки записи в трудовой книжке, а также копии представленного устава учреждения. Об этом же свидетельствует и запись в трудовой книжке истице от *** о том, что в связи с перерегистрацией ОМО в окружную больницу, считать истицу работающей участковым врачом педиатром в детской поликлинике.

Согласно справке за исх. *** от ***, выданной главным врачом *** А, которая содержится в пенсионном деле истицы, следует, что ** *** находилась на территории, отнесенной к сельской местности.

С *** было организовано ***) на базе *** **

*** было перерегистрировано в *** ***

ГУЗ «Окружная больница» переименовано в областное государственное учреждение здравоохранения *** ** приказом Министерства здравоохранения Иркутской области № 108-МПР от 01.11.2008 г.

*** переименовано в областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «***

Трудовая деятельность с *** засчитана ответчиком в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и ной деятельности по охране здоровья населения.

Соответственно, истицей трудовая деятельность осуществлялась в больнице, то сеть в учреждении, включенном в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Каких-либо иных доказательств того, что детская консультация являлась самостоятельным лечебным учреждением, суду не представлено.

Таким образом, суд находит установленным и доказанным, что истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья в муниципальном учреждении здравоохранения, осуществлявшем лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в период с *** по *** - в ***. То есть, в учреждении, наименование которого соответствует Списку должностей и учреждений.

Этот период работы, в соответствии с пп. «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. суд находит подлежащим зачету в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, поскольку истица осуществляла трудовую деятельность в сельской местности.

Относительно периодов нахождения истицы на курах повышения квалификации, суд считает следующим образом.

Статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (с изменениями и дополнениями), установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат.

В соответствие с абз. 2, 4 и 5 ст. 196 ТК РФ работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст.187 ТК РФпри направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, повышение квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя, и правом и обязанностью.

Согласно выписке из приказа *** от *** Степанова Л.В. направлялась в командировку сроком на 43 календарных дня с целью повышения квалификации по программе «Вопросы педиатрии» с сохранением среднемесячной заработной платы в период с *** по ***

Согласно копии свидетельства истица по результатам повышения квалификации получила свидетельство о повышении квалификации по программе Т/У «Вопросы педиатрии».

Согласно выписке из приказа *** *** Степанова Л.В., врач педиатр педиатрического участка поликлиники была направлена на цикл повышения квалификации «Педиатрия для участковых педиатров» с сохранением среднемесячной заработной платы с *** по ***

Доводы представителя ответчика о том, что периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж и учитываться при назначении льготной пенсии, судом не могут быть приняты как основанные на законе и положены в основу отказа в удовлетворении иска.

Из приведенных выше положений закона, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, поэтому указанные периоды включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Истица, как следует из приведенных приказов, на курсы повышения квалификации была направлена работодателем, тематика обучения позволяет сделать вывод о том, что она получала новые знания, совершенствовала навыки и умения в своей профессии, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, нормативно правовыми актами в области здравоохранения предусмотрено обязательное периодическое обучение на курсах повышения квалификации.

За ней в эти периоды сохранялось место работы и заработная плата, с которой производились отчисления в пенсионный фонд.

Суд считает, что поскольку на курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем, это входило в её должностные обязанности, за ней сохранялась заработная плата, то указанные периоды должны быть включены в специальный трудовой стаж.

С учетом изложенного, общий трудовой стаж истицы, исчисленный в льготном исчислении, составляет более 25 лет, а требование истицы об обязании ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости является обоснованным.

Поскольку истица обратилась с заявлением о назначении пенсии ***, у ответчика имелась обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с указанной даты.

Обсуждая требование об отмене судом Решения *** Управления ПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе, суд находит его необоснованным, как выходящим за пределы компетенции суда. В остальной части исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истица при обращении в суд с указанным иском освобождена от уплаты государственной пошлины. Соответственно уплаченная ей государственная пошлина взыскана с ответчика быть не может, а подлежит возврату истице в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Степановой Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным Решение *** от *** Управления ПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать за Степановой Л.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) зачесть в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) назначить Степановой Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней - с ***

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня его через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья           Г.Д.Альхеев