РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2010 года п. Усть-Ордынский Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Нядаева Г.Б., при секретаре Ханхасаевой А.А., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Педрановой И.А., представителя ответчика администрации МО «Эхирит-Булагатский район» по доверенности Хажеевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Альхеева Г.Д. в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Эхирит-Булагатский район», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Эхирит-Булагатского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Эхирит-Булагатский район» об обязании администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» принять исчерпывающие меры, направленные на организацию на территории Эхирит-Булагатского района внутрирайонных пассажирских перевозок в срок до 01 января 2011 года. В обоснование исковых требований указал, что в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения, социальной защите граждан в части проезда льготной категории граждан пассажирским общественным транспортом. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о предоставлении транспортных услуг населению со стороны администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» в виде не организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Статьей 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Соответственно организация внутрирайонных автобусных маршрутов находится в компетенции администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район». В нарушение указанного администрацией МО «Эхирит-Булагатский район» указанные положения действующего законодательства не исполняются, что нарушает права граждан, находящихся на территории Эхирит-Булагатского района, в том числе льготной категории граждан. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 16.01.09 № 7-пп «О порядке предоставления единого социального проездного билета для отдельных категорий граждан в Иркутской области, оказание мер социальной поддержки которых относится в ведению Российской Федерации и Иркутской области» установлено, что единый социальный проездной билет дает право на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения (кроме такси) и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) на территории конкретного муниципального образования Иркутской области. Согласно положений п.3 ст. 4 Федерального закона РФ № 259-ФЗ от 08.11.07 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстоянии до 50 км. включительно между границами этих населенных пунктов. Вышеназванным Постановлением Правительства Иркутской области на территории Иркутской области введен единый социальный проездной билет, дающий право проезда на всех видах транспорта общего пользования для следующих категорий граждан: 1) инвалидов войны; бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); 2) участников Великой Отечественной войны; бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; 3) ветеранов боевых действий; 4) лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 5) лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 6) членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей; членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 7) инвалидов; 8) дети - инвалидов; 9) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан из подразделений особого риска; граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Так, по состоянию на 01.11.09 количество граждан, проживающих на территории Эхирит-Булагатского района, обладающих правом льготного проезда на общественном транспорте на внутрирайонных маршрутах в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Иркутской области в разрезе по муниципальным образованиям района составило: МО «Алужинское» - 148 человек МО «Ахинскеое» - 217 человек МО «Гаханское» - 283 человека МО «Захальское» - 211 человек МО «Капсальское» - 109 человек МО «Корсукское» - 152 человека МО «Кулункунское» - 243 человека МО «Ново-Николаевское» - 165 человек МО «Олойское» - 208 человек МО «Тугутуйское» - 225 человек МО «Усть-Ордынское» - 2680 человек МО «Харазаргайское» - 180 человек МО «Харатское» 211 человек В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. По данным ОГИБДД ОВД по Эхирит-Булагатскому району в Эхирит-Булагатском районе внутрирайонные маршруты автомобильным транспортом осуществляются 3 индивидуальными предпринимателями: - ИП Бурюнаев А.В. - обслуживает автобусный маршрут «Гаханы - Усть-Ордынский» - ИП Асалханов А.В. - обслуживает автобусный маршрут «Муромцовка - Усть-Ордынский» - ИП Бронников А.Н. - обслуживает автобусные маршруты «Усть-Ордынский - Тугутуй - Захал - Куяда», «Усть-Ордынский - Кулункун-Нижняя Идыга - Харазаргай - Кукунут» и по п. Усть-Ордынский. По остальным направлениям автобусных сообщений между населенными пунктами района не имеется. Кроме того, указанные индивидуальные предприниматели договоров на возмещение средств по провозу льготной категории граждан администрацией МО «Эхирит-Булагатский район» не имеют. По информации и.о. главы администрации МО «Эхирит-Булагатский район» Борходоева Э.Б. внутрирайонные маршруты автомобильным транспортом администрации МО «Эхирит-Булагатский район» отсутствуют в связи с отсутствием муниципального автотранспортного предприятия по оказанию транспортных услуг. Автовокзал в п. Усть-Ордынский, находящийся в муниципальной собственности, используется в настоящее время как погрузочно-разгрузочная платформа пассажиров маршрутных автобусов. Таким образом, в нарушение вышеназванных требований законодательства ввиду бездействия администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» перевозки на внутрирайонных маршрутах не организованы и не осуществляются, в связи с чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей Эхирит-Булагатского района, в том числе льготной категории граждан. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрена защита гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу требований ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если требуемые действия могут быть совершены только ответчиком, суд вправе установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В судебном заседании помощник прокурора Эхирит-Булагатского района Педранова И.А. исковое заявление прокурора Эхирит-Булагатского района поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации МО «Эхирит-Булагатский район» по доверенности Хажеева Л.Г. исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района признала полностью и суду пояснила, что исполнить в установленный срок до 01 января 2011 года невозможно. Бюджет района на 2010 год принят с дефицитом в два миллиона рублей. Стоимость одного автобуса в пределах 400 тысяч рублей, а необходимо минимум 5-6 автобусов, необходимы деньги на его содержание, заработную плату и прочее. Вопрос этот обсуждался в администрации района, но реальное исполнение возможно только в 2011 году. Есть просьба по возможности отсрочить срок исполнения. Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по факту признания их ответчиком. Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии со ст.198 ч.4 п.2 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, не приводя доказательств, имеющихся в деле. Мотивы признания иска ответчиком администрацией МО «Эхирит-Булагатский район» согласуются с требованиями закона и не противоречат ему. Из материалов гражданского дела следует, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Соответственно организация внутрирайонных автобусных маршрутов находится в компетенции администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район». Ходатайство представителя ответчика администрации «Эхирит-Булагатский район» об отсрочке срока исполнения не подлежит удовлетворению, поскольку в данном случае речь идет о нарушении прав граждан, находящихся на территории Эхирит-Булагатского района, в том числе льготной категории граждан. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Эхирит-Булагатского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» принять исчерпывающие меры, направленные на организацию на территории Эхирит-Булагатского района внутрирайонных пассажирских перевозок в срок до 01 января 2011 года. Мотивированное решение суда будет изготовлено к 24 июля 2010 года. Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения суда. Судья Г.Б. Нядаев