гражданское дело о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на материнский капитал



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дд.мм.гг. пос. Усть- Ордынский

Эхирит- Булагатский районный суд Иркутской области в составе:

Судьи Асаевой Л. А.,

При секретаре Романовой А. В.,

А также с участием истца Татаринова О.О. и представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области Ситникова Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татаринова О.О. к Управлению пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Татаринова О.О., обратившись в суд с исковым заявлением, указывает, что дд.мм.гг. она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставив паспорт, справку о рождении первого ребенка, Т1, формы № № и свидетельство о рождении второго ребенка, Т2, дд.мм.гг. На указанное заявление дд.мм.гг. получила уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в котором указано, что документами, удостоверяющими факт государственной регистрации актов гражданского состояния, являются свидетельство о рождении и свидетельство об усыновлении. Справка же о рождении формы № не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка (детей) при установлении права на материнский (семейный) капитал. С данным отказом истица не согласна, т.к. согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г. Первого ребенка, Т1, она родила дд.мм.гг. что подтверждается справкой о рождении №. Ребенок умер дд.мм.гг. свидетельство о рождении не выдавалось. Второго ребенка, Т2, она родила дд.мм.гг. В данном случае значимым основанием считается не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в т.ч. второго, что в данном случае никем и не оспаривается. Регистрация рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть и не произведена. А на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. Просит суд признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признать ее право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложить на Управление пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области обязанность по выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, пояснив, что она родила троих детей, первые дети у нее умерли и при этом на первого ребенка никаких документов не оформлялось, второй ребенок скончался на третьи сутки. Она нуждается в получении сертификата на материнский капитал, желает засчет этих средств улучшить жилищные условия, отца у ее дочери нет, она одна занимается его воспитанием и содержанием.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области Ситникова Е.В. поддержала возражения на иск председателя УПРФ, в котором просит отказать в исковых требованиях.

Так, согласно возражений в соответствии с преамбулой Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Использование в названии и тексте настоящего Федерального закона глагола «имеющих» во множественном числе и в настоящем времени предполагает предоставление дополнительных мер государственной поддержке семьям, имеющих (а не имевшим) двух и более детей. Такое толкование закона подтверждается и содержащейся в ч. 6 ст. 3 Федерального закона нормой о том, что право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным ч. 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявлении его умершим. Таким образом право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при одновременном наличии двух условий: рождение второго ребенка после 1 января 2007 г. и наличие первого ребенка независимо от времени его рождения. Татаринова О.О. к моменту обращения в ПФР имела одного ребенка, следовательно, у нее право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал) и не возникло.

Суд, выслушав стороны и изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Как следует из справки о рождении формы № № и свидетельства о смерти дд.мм.гг. Татаринова О.О. родила ребенка, Т1, который дд.мм.гг. умер.

Согласно свидетельства о рождении дд.мм.гг. Татаринова О.О. родила ребенка, Т2.

Из чего следует, что истица, родив дд.мм.гг. второго ребенка в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Однако уведомлением Управления пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области от дд.мм.гг. № Татаринова О.О. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, т.к. ею представлена справка о рождении Т1. В соответствии со ст. 47 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в удостоверении факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния. Применительно к положениям Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правил подачи заявления, документами, удостоверяющими факт государственной регистрации актов гражданского состояния, являются свидетельство о рождении и свидетельство об усыновлении. Справка о рождении не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка (детей) при установлении права на материнский (семейный) капитал.

Вместе с тем, по- мнению суда, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка, и факт его смерти на первой неделе жизни, не является обстоятельством, препятствующим в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона.

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г.

Часть же 6 данной статьи предусматривает прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка в случаях его смерти или объявления его умершим. Здесь имеется в виду, что в случаях смерти одного из двух (из трех и более) детей, обладавших правом на материнский (семейный) капитал, его доля в праве на этот капитал должна будет перейти к пережившему его второму ребенку (остальным детям в равных долях). Право на материнский (семейный) капитал будет прекращаться со смертью последнего ребенка.

Ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.

Как следует из приведенных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго, что в данном случае никем не оспаривается.

Что касается регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка.

В силу п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года за № 873 заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Поэтому доводы ответчика об отсутствии свидетельства о рождении ребенка, при наличии других доказательств рождения первого ребенка, не основаны на законе.

Кроме того, данное обстоятельство как основание отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в п. 6 ст. 5 Федерального закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не указано, в связи с чем, решение Управления пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области об отказе Татаринова О.О. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал следует признать незаконным, за истицей Татаринова О.О. следует признать право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложить на Управление пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области обязанность по выдаче Татаринова О.О. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Татаринова О.О. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области от дд.мм.гг. № об отказе в выдаче Татаринова О.О. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Признать право Татаринова О.О., дд.мм.гг. на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Возложить на Управление пенсионного фонда РФ в Усть- Ордынском Бурятском округе Иркутской области обязанность по выдаче Татаринова О.О.,дд.мм.гг. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Л. А. Асаева