РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Усть-Ордынский 18 сентября 2012 г. Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А. с участием представителя заявителя помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Мухараевой В.В., представителя заинтересованного лица администрации МО «Кулункунское» по доверенности Хатуева Б.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Хулхановой Л.М. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Кулункунское», выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотин на прудах на реках Идыга, Булуса, Кударейка и Ордушка, возложении на администрацию муниципального образования «Кулункунское» обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотин на реках Идыга, Булуса, Кударейка и Ордушка, расположенных в границах данного сельского поселения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Эхирит-Булагатского района обратился с указанным заявлением. В обоснование своих требований указав, что согласно перечню бесхозяйных гидротехнических сооружений (ГТС), расположенных в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области, на территории муниципального образования «Кулункунское» имеется четыре ГТС - плотины на прудах на реках Идыга, Булуса, Кударейка и Ордушка. Установлено, что объекты не числятся ни в собственности МО «** ни в собственности МО «Кулункунское», не поставлены на учет как бесхозяйное имущество, не внесены в ** Технические паспорта на гидротехнические сооружения отсутствуют. Эксплуатирующая организация не назначена. В соответствии со ст. ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения. Собственники гидротехнических сооружений в ходе проверки не установлены. В связи с чем, меры по обеспечению их безопасности не могут быть реализованы, что представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций и не исключает возможности проведения террористических актов. Согласно актам комиссионного обследования гидротехнических сооружений от ** уровень безопасности плотин является пониженным. Отсутствие собственника объектов, на которого возложены обязанности по проведению комплекса мероприятий в части поддержания их функционирования в надлежащем состоянии, непринятие администрацией МО «Кулункунское» мер по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и причинения материального ущерба. Ссылаясь на положения ст. 225 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кулункунское», выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотин на прудах на реках Идыга, Булуса, Кударейка и Ордушка, возложить на администрацию муниципального образования «Кулункунское» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотин на реках Идыга, Булуса, Кударейка и Ордушка, расположенных в границах данного сельского поселения. В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Мухараева В.В. заявление поддержала в полном объеме по доводам изложенным в письменном виде. Представитель заинтересованного лица Хатуев Б.Г. требование прокурора не признал, суду пояснил, что на территории муниципального образования «Кулункунское» в свое время осуществляли сельскохозяйственную деятельность различные сельхозпредприятия, но которые в настоящее время фактически свою деятельность не осуществляют. Возможно все плотины находятся на балансе у указанных предприятий, в связи с чем ходатайствовал об отложении судебного разбирательства и направлении запроса в налоговые органы для получения сведений о зарегистрированных юридических лицах на территории МО «Кулункунское». Представитель заявителя, возражая против удовлетворения ходатайства, полагала, что сам факт бесхозяйности ГТС представителем заинтересованного лица, фактически не оспаривается. Им признается, что юридические лица в виде различных сельхозпредприятий в настоящее время свою деятельность не осуществляют. В связи с чем, суть вопроса о бездействии администрации не меняется. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: Прибайкальское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору будучи надлежаще извещен о месте и времени проведения судебного разбирательства, не явился, о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направил. В связи с чем, судебное заседание проведено без участия представителя третьего лица. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства и необходимости направления соответствующего запроса в налоговые органы. Как следует из представленных письменных доказательств - заключений государственного инспектора ** ** Х гидротехнические сооружения - плотины на реках прудах Идыга, Булуса, Кударейка и Ордушка на кадастровом учете не состоят, право собственности на них не зарегистрировано. Согласно информации из Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору все указанные объекты числятся как бесхозяйные гидротехнические сооружения. Представителем заинтересованного лица Хатуевым Б.Г. не отрицался факт того, что на сегодняшний день юридические лица в виде различных сельхозпредприятий, которые ранее осуществляли свою деятельность на территории МО «Кулункунское» таковую деятельность не осуществляют. При таких обстоятельствах, доводы представителя заинтересованного лица о том, что ГТС могут находиться на балансе у указанных предприятий, являются не состоятельными, ничем не подтвержденными. По существу заявленных требований, суд приходит к следующему. Актами комиссионного обследования гидротехнических сооружений от **, составленными межведомственной комиссией в составе ведущего специалиста ** Б, заместителя начальника ** Н, государственного инспектора Прибайкальского управления Ростехнадзора М, начальника отдела ** К, ведущего специалиста-эксперта ** Е, ведущего специалиста - эксперта ** О, а также главы МО «Кулункунское» Кондратьева А.К., установлено, что водонапорные плотины на реках Идыга, Кударейка, Булуса и Ордушка, являются бесхозяйными. При этом уровень безопасности водонапорных плотин на реках Идыга, Булуса и Ордушка является пониженным. На всех четырех плотинах требуется проведение ремонта. В строке «Эксплуатирующая организация» указано - наблюдение ведется силами Кулункунского МО. Постановлением главы администрации ** от ** ** указанные гидротехнические сооружения были закреплены за МО «Кулункунское». Главе МО «Кулункунское» предписывалось создать на подведомственной территории комиссию по обследованию водных объектов и закрепить данные ГТС за МО «Кулункунское». Однако до настоящего времени в нарушение ст. 7 и 21 Федерального закона № 117-ФЗ указанные гидротехнические сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений не внесены, за МО «Кулункунское» не закреплены. Последнее следует из ответа главы МО «Кулункунское» Кондратьева А.К., адресованное и.о. заместителя прокурора района Протасовой А.А. Таким образом, суд находит установленным, что указанные объекты ГТС являются бесхозяйными. Так как в силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В соответствии с п. 3 этой же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако эти требования администрацией МО «Кулункунское» не выполняются, то есть суд находит установленным бездействие со стороны администрации МО «Кулункунское», выразившееся в необращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества ГТС - плотин на прудах на реках Идыга, Булуса, Кударейка, Ордушка. В соответствии с п.7.1, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Таким образом, к плотинам, как к гидротехническим сооружениям предъявляются специальные требования по безопасности, как при строительстве, так и при эксплуатации. Это же вытекает и из положений ст. 9 указанного закона, возлагающего на собственника ГТС следующие обязанности: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения. При указанных обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора о том, что бездействие администрации МО «Кулункунское» создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и причинения материального ущерба. Поскольку эти объекты ГТС требуют соблюдения повышенных мер безопасности и при отсутствии собственника, орган местного самоуправления, как обладающий правом обращения с соответствующим заявлением о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так и обязанностью принятия участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения обязан принять все предусмотренные законом меры. По этим основаниям, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации МО «Кулункунское», коим нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность гидротехнических сооружений. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с чем, заявление прокурора Эхирит-Булагатского района подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора Эхирит-Булагатского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кулункунское», выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотин на прудах на реках Идыга, Булуса, Кударейка и Ордушка, Обязать администрацию муниципального образования «Кулункунское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотин на реках Идыга, Булуса, Кударейка и Ордушка, расположенных в границах данного сельского поселения. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Эхирит-Булагатский районный суд в течение 1 месяца со дня его вынесения. Судья Г.Д.Альхеев