РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Сосново-Озерское Дата обезличена года Судья Еравнинского районного суда Республики Бурятия Гомбоев Б.З., с участием помощника прокурора Еравнинского района Федорова А.М., при секретаре Доржиевой А.Г., рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Еравнинского района РБ к МО «ФИО18 о признании незаконным бездействия, УСТАНОВИЛ: Обращаясь в суд с иском, прокурор Еравнинского района просит признать незаконным бездействие муниципального образования «ФИО19 и обязать принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора площадью 0,5 га, расположенной вдоль периметра проселочной дороги к санкционированной свалке твердых бытовых отходов, расположенной в 500 м. в северном направлении от с. ... В судебном заседании помощник прокурора Еравнинского района Федоров А.М. иск поддержал и суду пояснил, что прокуратурой Еравнинского района с привлечением главного специалиста-эксперта отдела государственного лесного контроля и надзора Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования ФИО28 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования сельское поселение «ФИО20». Проверкой установлено, что в 500 м. в северном направлении от с. ... расположена санкционированная свалка твердых бытовых отходов. Вдоль периметра проселочной дороги за пределами санкционированной свалки имеется несанкционированная свалка бытового и промышленно-строительного мусора площадью 0,5га. В нарушение требований федерального законодательства муниципальным образованием «ФИО21» не организован регулярный сбор и вывоз отходов, что влечет за собой образование несанкционированных свалок и захламление прилегающих территорий. Указанные нарушения федерального законодательства повлекли создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, что является предпосылкой для возникновения и распространения среди населения острых инфекционных и паразитарных заболеваний. Нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, проживающих в ... района ФИО0, на благоприятную окружающую среду является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства муниципальным образованием «ФИО12». Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятного окружающую среду, так как захламление территории ... и наличие несанкционированной свалки способно повлечь загрязнение окружающей природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает права и законные интересы. Представитель ответчика глава МО «ФИО22 исковые требования признал и суду пояснил, что до Дата обезличена года они примут меры по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора. Представитель ТО ТУ Роспотребнадзора ФИО30 исковые требования поддержал. Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в силу ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждому гражданину гарантированы права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Конституционные права граждан не отчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и охраняются законом. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Судом установлено, что в 500м. от ... в северном направлении на землях сельскохозяйственного назначения имеется несанкционированная свалка бытового мусора. В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух. Согласно требованиям ст. 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, специальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Инфекционные заболевания это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.06.1989 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области с обращениями с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно п.п.18ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные нормы содержатся в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства муниципальным образованием «ФИО23 не организован регулярный сбор и вывоз отходов, что влечет за собой образование несанкционированных свалок и захламление прилегающих территорий. Указанные нарушения федерального законодательства повлекли создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, что является предпосылкой для возникновения и распространения среди населения острых инфекционных и паразитарных заболеваний. Нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, проживающих в с...., на благоприятную окружающую среду является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства муниципальным образованием «ФИО24». Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Суд приходит к выводу, что ответчик вопреки приведенным нормативным актам бездействует, что привело к тому, что свалки не отвечают требованиям по устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов. Нарушения законодательства в области охраны санитарно-эпидемиологического благополучия населения выразились в том, что свалки представляют собой неорганизованные, стихийные нагромождения твердых бытовых отходов, отсутствуют какие-либо ограждения, соответствующие указатели, мусор не с бур тован, подъездные пути не расчищены, мусор разбросан по всей площади свалки, отходы хранятся без разделения по классам опасности веществ и их компонентов. В частности, отходы бумаги, картона, упаковочных материалов, стеклянная пыль, полиэтилен и другие отходы от порывов ветра распространяются по близлежащей местности, включая территорию поселения. Исходя из вышеизложенного, бездействие администрации МО «ФИО25», следует признать незаконным, нарушающим конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создающим реальную возможность угрозы распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Еравнинского района РБ к МО «ФИО26» о признании незаконным бездействия удовлетворить. Признать незаконным бездействие муниципального образования «ФИО27ФИО27 и обязать принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора площадью 0,5 га, расположенной вдоль периметра проселочной дороги к санкционированной свалке твердых бытовых отходов, расположенной в 500 м. в северном направлении от ... района ФИО0 Бурятия до Дата обезличена года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 суток со дня вынесения. Отпечатано в совещательной комнате. Судья: