решение по иску прокурора к МДОУ `Сосново-Озерский детский сад Ласточка` и АМО `Еравнинский район` о понуждении установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2010 года с. Сосново-Озерское

Судья Еравнинского районного суда Республики Бурятия Лодоева Э.О. с участием старшего помощника прокурора Еравнинского района Галимова Р.Г. при секретаре Дмитриевой О.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Еравнинского района к муниципальным дошкольным образовательным учреждениям «Сосново-Озерский детский сад «Белочка», «Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик», «Сосново-Озерский детский сад «Ласточка», администрации муниципального образования «Еравнинский район» о понуждении установить пандус к зданию для беспрепятственного доступа инвалидов,

у с т а н о в и л :

Прокурор района, обращаясь в суд с иском, просит обязать муниципальные дошкольные образовательные учреждения «Сосново-Озерский детский сад «Белочка» «Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик», «Сосново-Озерский детский сад «Ласточка» и администрацию муниципального образования «Еравнинский район» установить пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям дошкольных учреждений в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.

В судебном заседании старший помощник прокурора Еравнинского района Галимов Р.Г. иск поддержал, суду пояснил, что прокуратурой района с привлечением специалистов была проведена проверка соблюдения действующего законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения. В ходе проверки установлено, что в находящихся в муниципальной собственности района зданиях детских садов не установлены пандусы, чем нарушаются права инвалидов и других маломобильных групп на беспрепятственный доступ к данному объекту социального назначения.

Представитель ответчика АМО «Еравнинский район» Цырендылыков Э.Ж., иск признал, суду пояснил, что МО «Еравнинский район» обязано принимать меры по созданию условий для обеспечения для беспрепятственного доступа инвалидов. Администрацией МО решаются вопросы по финансированию. Однако в связи с недостаточностью бюджетных средств в 2010 году, необходимо заложить денежных средств на установку пандуса в бюджет района 2011 г., для целевого выделения их в 2011 году, также связи с тем, что необходимо провести строительные работы по устройству пандусов в теплое время года, просит отсрочить исполнение решения до ****.

Представители ответчиков Гарина Т.А., Тышкенова Ж.Ц., Бурлакова Н.Л. исковые требования признали, суду пояснили, что в целях исполнения решения суда ими направлена заявка в администрацию муниципального образования для составления сметы и выделения денежных средств для установки пандуса. Просят предоставить им срок для добровольного исполнения решения суда до ****.

Допрошенная в качестве свидетеля заместитель руководителя Филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» по <адрес> ФИО7 суду пояснила, что в ходе проверки ими было установлено, что в дошкольных общеобразовательных учреждениях отсутствуют пандусы, чем нарушаются права инвалидов и других маломобильных групп на беспрепятственный доступ к данному объекту социального назначения.

Допрошенный в качестве свидетеля ведущий специалист отдела имущественных и земельных отношений, строительства и ЖКХ администрации МО «Еравнинский район» ФИО8 суду пояснил, что в ходе проверки ими было установлено, что в дошкольных общеобразовательных учреждениях отсутствуют пандусы. Для установки пандусов в соответствии с нормативами администрацией района проводится работа по составлению сметы расходов, заложению и выделению денежных средств из бюджета района 2011 года, в бюджете 2010 года денежные средства на эти цели отсутствуют в виду окончания текущего года.

Выслушав явившихся лиц, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п. 3.13, 3.14 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов создают муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения.

Согласно п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям, обеспечение содержания здании и сооружении муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В судебном заседании достоверно установлено, что ответчики не исполняют требования ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что подтверждается актом проверки от ****.

Исковые требования не оспаривались ответчиками, подтверждены показаниями свидетелей, исследованными в судебном заседании доказательствами.

Поскольку, бездействие АМО «Еравнинский район» и муниципальных дошкольных образовательных учреждений по соблюдению требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нарушает права неограниченного круга лиц, суд считает, что прокурор района обоснованно обратился с иском в суд в соответствии со ст.45 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах с учетом признания иска ответчиками суд считает возможным иск прокурора удовлетворить, предоставив срок для устранения нарушений до ****.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.

В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры и также органы местного самоуправления.

Таким образом, по данному делу госпошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст.194-197 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Еравнинского района удовлетворить.

Обязать в срок до **** муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сосново-Озерский детский сад «Белочка» и администрацию муниципального образования «Еравнинский район» установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию МДОУ «Сосново-Озерский детский сад «Белочка» расположенному по адресу: <адрес>,д.6.

Обязать в срок до **** муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик» и администрацию муниципального образования «Еравнинский район» установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию МДОУ «Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик» расположенному по адресу: <адрес>.

Обязать в срок до **** муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сосново-Озерский детский сад «Ласточка» и администрацию муниципального образования «Еравнинский район» установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию МДОУ «Сосново-Озерский детский сад «Ласточка» расположенному по адресу: <адрес>,д.6.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья:

Копия