РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Сосново-Озерское 28 декабря 2010 года Судья Еравнинского районного суда Республики Бурятия Лодоева Э.О. с участием прокурора Еравнинского района Хобракова Д.Ц. при секретаре Дмитриевой О.Г., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Еравнинского района РБ к муниципальному образованию «Эгитуйское» о признании бездействия незаконным и понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, УСТАНОВИЛ: Обращаясь в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, прокурор Еравнинского района просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Эгитуйское» и обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытового и строительного мусора в местности, расположенной с южной стороны <адрес> вдоль трассы «Улан-Удэ-Романовка» на площади 12 га; в местности <адрес>, расположенной с северо-западной и западной сторон <адрес>, за зданием молочно-товарной фермы на площади 5 га; в местности <адрес> расположенной с северной стороны <адрес>, на протяжении всего села, на площади 5 га; в местности, расположенной с южной стороны <адрес>, в районе <адрес>, на площади 2 га. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, так как захламление территории <адрес> и наличие несанкционированной свалки способно повлечь загрязнение окружающей природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает права и законные интересы. В судебном заседании прокурор Еравнинского района Хобраков Д.Ц. иск поддержал и суду пояснил, что прокуратурой района по материалам Еравнинского межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Эгитуйское». В ходе проверки выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Представитель ответчика – глава МО «Эгитуйское» Цыренов Б.К. с иском согласен и суду пояснил, что администрацией МО неоднократно принимались меры по организации свалки и выброса бытовых отходов вокруг села, однако жители села выбрасывают мусор в не отведенных для этих целей местах, кроме того эти свалки образовывались в течение 60-70 лет, и ликвидировать эти свалки в короткие сроки является затруднительным из-за отсутствия денежных средств в бюджете. Кроме того необходимо для уборки мусора применять тяжелую технику, которая в сельском поселении отсутствует. Просит также учесть, что необходимо провести большой объем работы в 3 селах сельского поселения, в связи предоставить срок для ликвидации мусора до ***** Свидетель - государственный инспектор Еравнинского межрайонного отдела Россельхознадзора /////// суду показал, что межрайонным отделом был направлен материал в прокуратуру по факту неисполнения распоряжений и предписаний МО «Эгитуйское» по ликвидации несанкционированных свалок. Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в силу ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, согласно которым каждому гражданину гарантированы права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Конституционные права граждан не отчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и охраняются законом. В соответствии со ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Судом установлено, что в местности, расположенной с южной стороны <адрес> РБ вдоль трассы «Улан-Удэ-Романовка», имеется несанкционированная свалка бытового мусора на площади 12 га; в местности <адрес>, расположенной с северо-западной и западной сторон <адрес> РБ за зданием молочно-товарной фермы имеется несанкционированная свалка бытового и строительного мусора на площади 5 га; в местности «<адрес> расположенной с северной стороны <адрес> РБ на протяжении всего села имеется несанкционированная свалка бытового мусора на площади 5 га; в местности, расположенной с южной стороны <адрес> в районе <адрес> имеется несанкционированная свалка бытового и строительного мусора на площади 2 га. В соответствии с требованиями ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух. Согласно требованиям ст.51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области с обращениями с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно п.п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.8 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные нормы содержатся в ст.7 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства администрацией МО «Эгитуйское» не организован регулярный сбор и вывоз отходов, что влечет за собой образование несанкционированных свалок и захламление прилегающих территорий. Указанные нарушения федерального законодательства повлекли создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, что является предпосылкой для возникновения и распространения среди населения острых инфекционных и паразитарных заболеваний. Нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, проживающих в <адрес> и <адрес>, на благоприятную окружающую среду является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства МО «Эгитуйское». В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Согласно ст.12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Суд приходит к выводу, что ответчик вопреки приведенным нормативным актам бездействует, что привело к тому, что в указанных местностях имеются несанкционированные свалки бытового и промышленно-строительного мусора, где также отсутствуют информационные указатели, аншлаги. Исходя из вышеизложенного, бездействие администрации МО «Эгитуйское», следует признать незаконным, нарушающим конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создающим реальную возможность угрозы распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. При установлении срока для ликвидации сволок суд берет во внимание разумный срок, необходимый для устранения нарушений и также мнение сторон. В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком. В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры и также органы местного самоуправления. Таким образом, по данному делу госпошлина взысканию не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Еравнинского района РБ к муниципальному образованию «Эгитуйское» о признании бездействия незаконным и понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить. Признать незаконным бездействие муниципального образования «Эгитуйское» и в срок до ***** обязать принять следующие меры: - ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, в местности, расположенной с южной стороны <адрес> вдоль трассы «Улан-Удэ-Романовка» на площади 12 га; - ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора в местности <адрес> расположенной с северо-западной и западной сторон <адрес>, за зданием <адрес> на площади 5 га; - ликвидировать несанкционированную свалку бытового и в местности <адрес> расположенной с северной стороны <адрес>, на протяжении всего села на площади 5 га; - ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора в местности, расположенной с южной стороны <адрес> в районе <адрес> на площади 2 га. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 суток со дня вынесения. Судья: