РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Сосново-Озерское ДАТА
Судья Еравнинского районного суда Республики Бурятия Жигмитова Е.В. при секретаре Жамбалдоржиеве С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.., к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности поставить на регистрационный учет детей-сирот, в качестве нуждающейся в обеспечении жилой площадью,
у с т а н о в и л :
К..,, обращаясь в суд с иском, просит обязать администрацию МО « <адрес>» поставить ее на учет для получения вне очереди жилого помещения, как ребенку-сироте.
Исковые требования мотивированы тем, что, что с ДАТА года является сиротой, находилась на попечении сестры ФИО8
В ДАТА году она вышла замуж и переехала в <адрес>. В настоящее время с мужем проживают при церкви, из милости, постоянного места жительства не имеют, у них двое малолетних детей. Ответчиком ей отказано в постановке на учет на получение вне очереди жилой площади как ребенку-сироте, так как ей исполнилось 24 года. Считает отказ МО «<адрес>» в постановке ее на регистрационный учет детей-сирот, в качестве нуждающейся в обеспечении жилой площадью незаконным.
О том, что она имела право на постановку на учет в качестве ребенка-сироты, ей стало известно только в начале ДАТА года. Администрация МО «<адрес>», как орган местного самоуправления, наделена полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по учету детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. Никакого жилья за ней закреплено не было, недвижимого имущества не имеет.
В судебном заседании истец К.., исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей, действующий по доверенности ФИО4 представил письменный отзыв, в котором указал о несогласии с требованиями истца.
Представитель ответчика по доверенности – специалист отдела по работе с семьей и детьми АМО «<адрес>» ФИО5 с иском не согласилась, ссылаясь на то, что истец утратила статус ребенка-сироты. Истица обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилой площади, как ребенку-сироте после достижения 23 лет. Обязанность направления органами опеки и попечительства в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документов, представленных государственными органами, органами местного самоуправления, законными представителями детей-сирот законодательно закреплена после внесения ДАТА в постановление Правительства РБ соответствующих изменений. Следовательно, с 1996 года по 2010 годы подобной обязанности у органов опеки и попечительства не имелось. Достигнув совершеннолетия, истец на основании ст. 21 ГК РФ имела возможность самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что работает специалистом в АМО «///». В <адрес> проживали ФИО7 и ФИО8, с 2003 по 2008г.г. совместно с ними проживала несовершеннолетняя - ФИО9 Холшевникова была назначена ее попечителем. С согласия собственников жилья Селикова проживала и была зарегистрирована по указанному адресу. После окончания школы Селикова поступила в ПУ-31 Затем вышла замуж и выехала из <адрес>. В настоящее время по указанному адресу зарегистрирована ФИО8, но никто в доме не проживает. Дом принадлежал Холшевниковым, однако права на него не зарегистрированы.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований К.., по следующим основаниям.
Судом установлено, что с ДАТА года К.., (ФИО12, ДАТА г.р., является сиротой, в связи с чем постановлением главы администрации <адрес> ФИО10 от ДАТА ее попечителем была назначена сестра ФИО8 Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец с 2003 г. приобрела права пользования жилым домом по адресу <адрес>, как член семьи, поскольку собственником было дано согласие на ее проживание и регистрацию в данном доме.
Согласно справке от ДАТА, выданной АМО «///» по адресу <адрес> зарегистрирована ФИО8 В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по указанному адресу.
ДАТА истец достигла 18 лет и в соответствии со ст. 21 ГК РФ приобрела полную гражданскую дееспособность. Как следствие, в соответствии с п.3 ст. 40 ГК РФ попечительство ее сестры ФИО8 над ней прекратилось.
В феврале 2012 года истец обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по категории «дети-сироты», на что ДАТА ей дан ответ о том, что она достигла 23-лет, в связи с этим гарантии ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. на нее не распространяются, как следствие постановке на учет по категории «дети-сироты» не подлежит.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным Законом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или одного из родителей.
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Механизм реализации названной нормы, регламентирован ЖК РФ, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, для реализации вышеуказанного права на предоставление жилой площади вне очереди, гражданину, необходимо состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, никаких препятствий реализации права К.., на постановку на учет на получение вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте не было, и у нее была возможность реализовать данное право.
При таких обстоятельствах отказ администрации района в постановке на учет от ДАТА со ссылкой на достижение возраста в 23 года является правомерным.
В частности по смыслу ст. 8, ст. 1 и преамбулы вышеуказанного ФЗ от 21.12.1996 г.№ 159- ФЗ положения Закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами вышеуказанного возраста. Нормами Закона указанным детям предоставлено право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, тем самым обеспечивается единообразный подход к определению оснований социальной защиты граждан. Поскольку К.., обратилась в администрацию МО «<адрес>» лишь в 2012 году, то есть в возрасте, превышающим 23 года (с нарушением возрастных ограничений, установленных ФЗ -159 от 11.12.1996 г., она утратила статус лица из числа детей-сирот, на которых распространяется действие указанного ФЗ, в связи с чем не может быть постановлена на учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствовавших ей реализовать предоставленное федеральным законом право, суду предоставлено не было. И о наличии таких обстоятельств истица суду не заявила, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных ею требований не имеется. По этим же основаниям суд отклоняет доводы истца о том, что до 2012 года она не знала о своем праве на обеспечение жилплощадью.
Руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований К.., к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности поставить на регистрационный учет детей-сирот, в качестве нуждающейся в обеспечении жилой площадью, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня оглашения решения в окончательной форме ДАТА.
Отпечатано в совещательной комнате.
Судья Е. В. Жигмитова