решение суда



Гражданское дело № 2- 520/10Решение

Именем Российской Федерации 19 августа 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего Быстровой М.Г.

с участием прокурора Пономаревой А.А.

при секретаре Станкевич В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пировского района Красноярского края в интересах ФИО3 к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ГУ КРО ФСС РФ), ООО Владимирский завод специального оборудования» о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации

установил:

ФИО3 является инвалидом 1 группы.

Обратившись в суд с названным заявлением, прокурор указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимы технические средства реабилитации, а именно памперсы «М2- 2 шт. в сутки, абсорбирующие пеленки- 1 шт. в сутки и кресло - коляска комнатная. Однако указанные технические средства реабилитации ему не предоставлено, чем ущемлены права инвалида на социальное обеспечение, установленные ст. 39 Конституции РФ, ст. 2, 10, 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поскольку сам ФИО3 в силу своего возраста и состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, на основании его письменного заявления прокурор обратился в суд с названным заявлением и просит признать незаконными действия ГУ КРО ФСС РФ по необеспечению указанного инвалида средствами технической реабилитации, а также возложить на данного ответчика обязанность по обеспечению его вышеуказанными средствами технической реабилитации. В последующем эти же требования прокурор предьявил к привлеченному к участию в деле в качестве соответчика ООО «Владимирский завод специального оборудования», которое по государственному контракту несет обязанность по обеспечению инвалидов креслом-коляской.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала частично, настаивая на признании незаконными действий ГУ КРО ФСС РФ по необеспечению указанного инвалида средствами технической реабилитации, а от требований в части возложения на данного ответчика и ответчика ООО «Владимирский завод специального оборудования» обязанности по обеспечению ФИО3 вышеуказанными средствами технической реабилитации отказалась, поскольку эти средства ему уже предоставлены.

ФИО3 в судебное заседание не явился, так как не способен самостоятельно передвигаться, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ ФИО5 в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, что суд считает возможным. При этом она представила письменный отзыв, в котором исковые требования не признала, указав, что 16 мая 2010 года ФИО3 был обеспечен памперсами и пеленками в необходимом количестве. Направление на обеспечение его креслом-коляской выдано своевременно, обязанность по обеспечению креслом-коляской несет ООО «Владимирский завод специального оборудования», в связи с чем на ФИО4 КРО ФСС эта обязанность возложена быть не может. Кроме того, она указала. что памперсы, пеленки и кресло коляска инвалиду в настоящее время предоставлены.

Представитель ответчика ООО «Владимирский завод специального оборудования», также в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил. С согласия сторон дело рассматривается в его отсутствие.

Исследовав дело, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных феде-

ральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. 11.1 указанного Федерального закона:

- финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (ч.8 ст. 11.1).

- дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников (ч. 13 с.11.1).

-технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.14 ст. 11.1).

-перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации (ч.15 ст.11.1).

Порядок обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации в настоящее время регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, в соответствии с которыми заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (п.4 Правил). Уполномоченный орган рассматривает это заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями), в которые выдано направление (п.5 Правил).

Порядок отбора организаций, обеспечивающих инвалидов техническими средствами реабилитации, установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым уполномоченные органы Фонда социального страхования обязаны разместить заказ, то есть определить поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 закона) и заключить с ними государственный контракт, в котором в том числе включить в обязательном порядке условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, в том числе за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, и условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (п.п.9-12 ст. 9 закона

Таким образом, непосредственно на органах Фонда социального страхования обязанность по выдаче инвалиду технического средства реабилитации не лежит: в соответствии с вышеприведенным действующим в настоящее время законодательством порядком уполномоченные органы (Фонд социального страхования) обязаны рассмотреть заявление инвалида об обеспечении его техническим средствами реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления, поставить инвалида на учет по обеспечению техническим средством (изделием), выдать инвалиду уведомление о постановке его на учет и направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в организацию, с которой заключен государственный контракт на обеспечение инвалидов техническими средствами (изделиями), которая и обязана обеспечить инвалида этими техническими средствами.

В судебном заседании установлено, что свои обязанности перед ФИО3 по рассмотрению его заявления и выдаче направления должностные лица Фонда социального исполнили своевременно, а задержка в предоставлении технических средств реабилитации - памперсов и пеленок- была вызвана исключительно неисполнительностью поставщиков, в связи с чем нарушений со стороны ответчика ГУ КРО ФСС в части обеспечений инвалида этими техническими средствами реабилитации не имеется.

В то же время установлено, что в несвоевременном обеспечении инвалида ФИО3 креслом-коляской имеется вина не только поставщика ООО «Владимирский завод специального оборудования», но и вина ГУ КРО ФСС.

Так, согласно п. 5.1.1 указанного выше контракта, поставщик обязан поставить товар непосредственно получателю (инвалиду) в течение срока, установленного техническим заданием, которым, в свою очередь, установлено, что срок доставки товара получателю должны составлять не более 30 дней с момента получения поставщиком от заказчика ( Фонда) реестра нуждающихся в поставке товаров.

Выдав ФИО3 направление Номер обезличен от Дата обезличена года на получение технических средств реабилитации (кресла-коляски) от поставщика ООО «Владимирский завод специального оборудования», должностные лица ГУ КРО ФСС в нарушение условий контракта от Дата обезличена года Номер обезличен, заключенного с данным поставщиком, несвоевременно сформировали реестр инвалидов, нуждающихся в обеспечении креслом-коляской», включив в него ФИО3 только Дата обезличена года, то есть спустя более месяца после выдачи направления на получение этого средства, тем самым несвоевременно передали поставщику задание на обеспечение этого инвалида данным техническим средством реабилитации (реестр), что, несомненно, способствовало удлинению срока обеспечения данного инвалида креслом-коляской.

Фактически креслом -коляской ФИО3 был обеспечен лишь Дата обезличена года.

Учитывая изложенное, следует признать незаконным бездействия ответчика ГУ КРО ФСС, выразившееся в несвоевременном составлении и передаче поставщику сведений (реестра) о нуждаемости истца в обеспечении креслом-коляской, а также следует признать незаконным бездействие ответчика ООО «Владимирский завод специального оборудования», выразившееся в нарушении установленного государственным контрактом 30-дневного, с момента получения реестра, срока поставки инвалиду ФИО3 кресла-коляски, а в удовлетворении требований в остальной части, в том числе в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению его средствами технической реабилитации отказать, тем самым удовлетворив заявленные прокурором требования частично.

Следует отказать и в удовлетворении требований к ООО «Владимирский завод специального оборудования» о возложении на него обязанности по обеспечению инвалида ФИО3 креслом-коляской, поскольку эта обязанность им исполнена до вынесения судебного решения.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконными

- бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившееся в несвоевременном составлении и передаче поставщику сведений (реестра) о нуждаемости инвалида ФИО3 в обеспечении креслом-коляской;

-бездействие ООО «Владимирский завод специального оборудования», выразившееся в нарушении установленного государственным контрактом 30-дневного, с момента получения реестра, срока поставки инвалиду ФИО3 кресла-коляски.

В удовлетворении требований в остальной части, в том числе в удовлетворении требования о возложении на Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обязанности по обеспечению его средствами технической реабилитации, отказать

В удовлетворении требований к ООО Владимирский завод специального оборудования» о возложении обязанности по обеспечению инвалида ФИО3 креслом-коляской отказать в связи с добровольным удовлетворением этих требований до вынесения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд.

Председательствующий М.Г.Быстрова