решение суда



Гражданское дело №2- 735/2010 Решение

Именем Российской Федерации 20 августа 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Борисовой Л.А.

с участием прокурора Пономаревой А.А.,

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пировского района в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ГУ КРО ФСС РФ) о признании незаконными бездействия по предоставлению инвалиду средства технической реабилитации и о возложении обязанности по обеспечению прогулочным креслом-коляской,

установил:

Прокурор Пировского района обратился в суд с заявлением об обеспечении несовершеннолетнего ФИО3 прогулочным креслом-коляской мотивируя свои требования следующим: ребенок является инвалидом, согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимо такое средство реабилитации. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что кресло-коляска инвалиду не предоставлено, чем ущемлены его права на социальное обеспечение, установленные ст. 39 Конституции РФ, Федеральным законом Номер обезличенФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Поскольку ФИО3 в силу возраста, а его законный представитель ФИО4 в силу необходимости постоянного ухода за ребенком и из-за отсутствия необходимых юридических знаний, не могли самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, на основании письменного обращения ФИО4, в соответствии со своими полномочиями прокурор обратился в суд с заявлением в интересах инвалида и просит признать незаконными действия ГУ КРО ФСС РФ по необеспечению средством технической реабилитации и возложить на ответчика обязанность обеспечить несовершеннолетнего ФИО3 креслом-коляской.

В судебном заседании прокурор Пономарева А.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, сообщив, что к моменту рассмотрения дела кресло - коляска ребенку по-прежнему не предоставлена.

ФИО3 А,Н. требования прокурора просила удовлетворить, пояснив, что после получения у специалиста КРО ФСС в Пировском районе направления на получение кресла, несмотря на то, что адрес поставщика в направлении указан не был, в 2009 году она лично отыскала место расположения ООО «Инва Кросс», однако коляску ей не выдали, сообщив, что такой заказ в их адрес не поступал. Ребенок достиг возраста трех лет, самостоятельно не передвигается, носить его на руках тяжело, в связи с чем она постоянно испытывает неудобства. До сих пор коляска не предоставлена.

Представитель ответчика Маркова Г.В. требования прокурора оспаривала. НЕ отрицая того факта, что программа реабилитации ребенка не исполнена, Маркова ссылалась на отсутствие достаточного финансирования на изготовление таких средств реабилитации, что стало основной причиной задержки в предоставлении ТСР.

Исследовав материалы дело, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, согласно которому кресла-коляски отнесены к техническим средствам реабилитации инвалидов.

Согласно Правилам обеспечения за счет средств Федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, на основании заявления инвалида. Уполномоченный орган в 15-дневный срок рассматривает заявление инвалида и уведомляет его о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Одновременно с этим уведомлением инвалиду высылается направление на получение средств реабилитации в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.

Таким образом, в соответствии с установленными требованиями инвалид вправе беспрепятственно получить средство реабилитации по направлению фонда социального страхования сразу же после получения соответствующего направления.

Законный представитель ребенка -инвалида ФИО4 с заявлением о предоставлении кресла-коляскии по ИПР №23 от 21 сентября 2009 г. обратилась 29 сентября 2009 года в КРО ФСС. Направление на получение кресла ей было выдано в тот же день. Однако в реестр инвалидов, в который была включен ФИО3, направлен поставщику лишь 29 июня 2010 года. Средство реабилитации ребенок не получил до сих пор.

Кроме того, согласно содержанию направления законному представителю несовершеннолетнего ннвалида ФИО3 ФИО4 следовало обратиться в ООО «Инва Кросс», адрес предприятия в направлении указан не был. Согласно пояснениям истицы и представителя ответчика расположен поставщик ТСР в г.Красноярске, т.е. на значительном удалении от места проживания инвалида.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №439н от 21 августа 2008 г. если организация расположена в другом городе, то инвалиду высылается или выдается специальный талон по установленной форме на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом. На основании этих документов инвалид имеет право бесплатного проезда по выданному направлению и обратно. Однако при выдаче направления ФИО7. ответчиком не был решен вопрос об оплате проезда к месту изготовления ТСР.

Никаких сведений об уважительности причин задержки в обеспечении инвалида средством технической реабилитации, кроме упоминания о заключении контракта на поставку ТСР с выбранным поставщиком лишь 21 июня 2010 года, ответчиком суду не предоставлено.

Однако, по мнению суда отсутствие возможности своевременно заключать государственные контракты, либо ненадлежащее исполнение таких контрактов, как и недостаточность средств для оплаты не могут умалять прав инвалида на получение средств реабилитации с момента начала действия программы реабилитации.

В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ.№379н от 4 августа 2008 г. при реализации индивидуальной программы реабилитации обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий и является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 года N 287, утвердившему форму индивидуальной программы реабилитации инвалида, в графе "срок исполнения" федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы указывается срок (продолжительность, кратность), в течение которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие по реабилитации. Сроки проведения реабилитационных мероприятий устанавливаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы строго индивидуально, исходя из потенциальных возможностей инвалида, характера нарушенных функций организма и ограниченной жизнедеятельности, а также конкретного вида, формы рекомендуемого реабилитационного мероприятия и времени, необходимого для его реализации.

Согласно программе реабилитации срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР для ФИО3 определен с 21 сентября 2009 года по 1 апреля 2010 года, исполнителем программы реабилитации является фонд социального страхования. Однако свои обязанности по обеспечению инвалида ТСР фондом не выполнены до сих пор.

По мнению суда, имеет место длительное бездействие ответчика.

Требование прокурора о признании незаконным такого бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению ФИО3 прогулочным креслом-коляской и возложении обязанности по обеспечению инвалида средством реабилитации является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению ФИО3 средством технической реабилитации. В целях исполнения реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №23 от 21 сентября 2009 года возложить обязанность на КРО ФСС обеспечить ФИО3 прогулочным креслом-коляской в течение месяца с момента вступления решения в силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд.

Председательствующий Л.А.Борисова