решение суда



Гражданское дело № 2-755/2010

Решение

Именем Российской Федерации 22 июля 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.

с участием прокурора Павлова А.В.,

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Енисейского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Енисейска о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза отходов, возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в г.Енисейске по ..., благоустройство данного земельного участка,

установил:

Енисейский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, настаивая на признании незаконным бездействия Администрации города Енисейска в части организации сбора и вывоза отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., возложении обязанности в месячный срок организовать сбор и вывоз отходов и мусора с территории этого участка и его благоустройство.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.8, 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа. Однако Администрацией города полномочия в этой части осуществляются ненадлежащим образом, в результате земельный участок, расположенный по ..., т.е. в пределах муниципального образования г.Енисейск захламлен отходами лесопиления и деревообработки ликвидированного предприятия. Несмотря на представление прокурора меры по устранению нарушений не предприняты. Бездействие Администрации создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В судебном заседании прокурор Павлов А.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Администрации города Енисейска Золотоверх М.Ю. требования прокурора не оспаривала, уточнив лишь, то причиной бездействия является недостаточность денежных средств в бюджете города. При этом Золотоверх М.Ю. полагала, что месячного срока для устранения недостатков недостаточно, просила предоставить больший срок с учетом необходимости изыскания достаточных средств.

Представитель привлеченного к участию в деле Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Лесосибирске Русакова Г.М. просила рассматривать требования прокурора в свое отсутствие, сообщив предварительно, что полностью их поддерживает.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г "О прокуратуре Российской Федерации" ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Заявленные прокурором требования направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления - Администрацией города Енисейска- полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей ... на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды".

В связи с этим хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип закреплен ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Этой же нормой закреплена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Ст. 51 упомянутого закона регламентируются требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным Законом №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Ст. 8 этого закона полномочия органов местного самоуправления разграничены. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона№ 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Таким образом, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований с целью их регулярной очистки от всяческих отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 2 Устава г.Енисейска муниципальное образование город Енисейск имеет статус городского округа.

Материалами совместной проверки, проводившейся Енисейской межрайонной прокуратурой и Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Лесосибирске подтверждено захламление земельного участка по ... отходами деревообработки и лесопиления, оставшимися после ликвидации в 2003 году Енисейского деревообрабатывающего комбината. Это обстоятельство при рассмотрении требований прокурора представителем Администрации города не оспаривалось. Земельный участок находится в пределах административной границы города Енисейска, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем обязанность по организации его надлежащего использования и содержания лежит на Администрации города Енисейска как органе местного самоуправления.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории ... и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Таким образом, по мнению суда требования прокурора в части возложения обязанности на Администрацию города Енисейска организовать сбор и вывоз отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в г.Енисейске по ... являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Срок исполнения возложенной обязанности следует определить до 1 ноября 2010 года. При этом суд принимает во внимание значительный объем работ, очевидную недостаточность месячного срока, предлагаемого прокурором. В тоже время отложение мер по очистке территории земельного участка до 2011 года суд считает невозможным, поскольку захламленный участок находится в непосредственной близости с водоохраной зоной р.Енисей и очистными сооружениями, в ответ на меры прокурорского реагирования ответчик принимал на себя обязательства очистить участок в течение 2010 года.

Поскольку в судебном заседании прокурор не указал, что подразумевается под осуществлением благоустройства данного участка, суд не считает возможным возлагать на ответчика какие-либо обязанности в этой части.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Енисейска по организации сбора и вывоза отходов с территории земельного участка, расположенного по адресу: ..., ....

Обязать Администрацию города Енисейска в срок до 1 ноября 2010 года организовать сбор и вывоз отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в ... по ....

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий Л.А.Борисова