Гражданское дело №2-458/2010
Решение
Именем Российской Федерации 30 июня 2010 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Олега Андреевича к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края и Администрации Енисейского района о возложении обязанности осуществлять учет его как лица, имеющего право на получение государственной помощи в соответствии с краевой целевой программой «Север на Юг» с момента подачи заявления,
установил:
Васильев О.А. обратился в суд с иском к Администрации Енисейского района, настаивая на возложении на ответчика обязанности осуществлять его учет в качестве лица, имеющего право на получение государственной помощи в соответствии с краевой социально-инвестиционной программой «Север на Юг» с 5 февраля 1997 года. Свои требования Васильев мотивировал следующим: он длительное время работал и проживал в регионе со сложными климатическими условиями, по заявлению от 5 февраля 1997 года Администрацией Туруханского района Красноярского края был включен в состав лиц, желающих выехать за пределы региона Крайнего Севера. В 2000 году в связи с утратой работы на территории Туруханского района он выехал в Енисейский район Красноярского края и стал работать в ЗДАО «Байкитская НГРЭ». По новому месту жительства им было подано заявление о включении в число лиц, проживающих в Енисейском районе и нуждающихся в предоставлении государственной помощи для переселения в другой регион. В заявлении указал, что учет просит осуществлять с момента подачи первичного заявления, т.е. с 5 февраля 1997 года. На протяжении многих лет полагал, что его просьба в части даты учета удовлетворена. Став пенсионером, он вновь обратился к главе Енисейского района, считая, что его следует учитывать как пенсионера, а не как работающее лицо. Неожиданно для себя узнал, что включен в список лиц, желающих получить помощь в переселении по краевой программе «Север на Юг» не с даты подачи первого заявления, а с 28 сентября 2001 года, т.е. с момента обращения в адрес главы Енисейского района.
Полагая, что его переезд из одного региона отселения в другой регион с таким же статусом не имеет значения, он сохраняет право быть участником краевой программы с момента своего первоначального обращения в адрес администрации Туруханского района, Васильев О.А.обратился в суд, настаивая на возложении обязанности на Администрацию Енисейского района изменить дату его учета с 28 сентября 2001 года на 5 февраля 1997 года.
В ходе досудебной подготовки Васильев О.А. уточнил свои требования и просил привлечь к участию в деле в качестве ответчика также Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, поскольку в ходе досудебной подготовки ему стало очевидным, что функции по учету участников программы осуществляются этим органом.
В судебном заседании Васильев О.А. и его представитель Пучков Н.Н. на удовлетворении требований настаивали по изложенным основаниям.
Министерством строительства и архитектуры края и представителями Администрации Енисейского района Баженовой М.Г. и Мордвиновой Н.А. требования Васильева оспаривались. При этом ответчики полагали, что Васильев О.А. не может быть восстановлен в списке очередников с момента подачи первоначального заявления, т.к. до 3 января 2009 года он не был пенсионером и правом на участие в программе не обладал. В связи с этим ответчики просили в удовлетворении требований Васильеву отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:
С принятием Закона №4218 - 1 от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» на органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления была возложена обязанность обеспечения жилищного строительства за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам, в том числе и с учетом льгот, предусмотренных для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Законом №4520-1 от 19.02.1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» закреплялись гарантии предоставления жилой площади, выделения земельных участков по вновь избранному месту жительства. Кроме того, в целях оказания помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, 10 декабря 1993 года Постановлением Правительства РФ № 1278 было утверждено Положение о предоставлении гражданам РФ безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Всеми перечисленными нормативными актами закреплялось право получения государственной помощи за счет средств федерального бюджета лицами, проработавшими в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним не менее 10 лет.
Во исполнение указанного выше Постановления Правительства РФ №1278 Администрацией Красноярского края 17 июля 1996 года было принято Постановление №467-п, определяющее порядок предоставления гражданам безвозмездных субсидий как за счет федерального бюджета, так и за счет бюджета Красноярского края и местных бюджетов.
В соответствии с п.5.2 названного постановления субсидии из средств краевого бюджета в пределах годовых объемов, утверждаемых в составе бюджета развития целевой строкой, могли быть предоставлены ряду категорий граждан, в том числе и тем, кто в соответствии с п. 5.1 постановления имел право на предоставление помощи за счет федерального бюджета, включая лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.
Со времени принятия этого постановления участники программы, обладающие правом на предоставление помощи государства по переселению в другие регионы одновременно как за счет федеральных средств, так и краевого бюджета, стали учитываться по двум программам - федеральной и краевой.
Учет этих граждан в соответствии с установленным порядком осуществлялся либо по месту работы, либо органами местного самоуправления по месту жительства.
В последующем порядок оказания государственной помощи отдельным категориям лиц, имеющих место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края и переселяющимся к новому месту жительства в другие районы края был подробно регламентирован Законом Красноярского края №11-867 от 12.07.2000 года. Данным законом была утверждена социально-инвестиционная программа «Север на Юг», согласно ст. 2 закона ее участником действительно могли стать пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й группы, проживающие в районах отселения и проработавшие или прожившие в районах отселения не менее 15 лет. С этого времени в состав участников программы стали включаться только пенсионеры и инвалиды. Однако лица, состоявшие на учете по краевой программе до принятия упомянутого закона и не являвшиеся пенсионерами и инвалидами, из числа участников программы исключены быть не могли.
Согласно закону №11-867 порядок ведения учета участников программы устанавливается Администрацией Красноярского края. Во исполнение данной нормы Постановлением №528-п Администрацией края 23.07.2001 г. утверждено Положение о порядке предоставления государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края в соответствии с краевой инвестиционной программой «Север на Юг».
П. 5.19. Положения было закреплено право граждан, состоявших в списках и признанных в установленном порядке участниками программы переселения, реализуемой до вступления в силу Закона края №11-867, на продолжение участия в утвержденной программе при условии их перерегистрации. Причем, очередность предоставления этим гражданам государственной помощи определялась администрациями муниципальных образований в местах отселения в соответствии с датой подачи первоначального заявления на участие в программе "Север на Юг", действовавшей до принятия указанного Закона.
В силу п.4.4.1 названного Положения право принятия решения о признании граждан участниками программы или об отказе в признании предоставлялось только Администрации края в лице специальной Комиссии. Первичной подготовкой принятых от граждан заявлений, проверкой всех сведений в силу распределения полномочий продолжали заниматься органы местного самоуправления в местах отселения. Исполнителем программы являлась Некоммерческая организация Ассоциация «Север на Юг». Ею велся единый список участников программы.
Пунктами 5.21 и 5.22 Положения определялось, что граждане состоят на очереди в администрациях муниципальных образований в местах отселения до принятия решения о предоставлении им жилого помещения в качестве формы оказания государственной помощи при переселении, кроме случаев исключения из очереди по основаниям, предусмотренным в том же Положении. Граждане, признанные участниками программы, могли быть исключены из единого списка участников программы если возникли обстоятельства, лишающие лицо права на получение государственной помощи при переселении, в представленных документах выявлены не соответствующие действительности сведения, а также имели место неправомерные действия должностных лиц при подготовке документов и принятии гражданина на учет.
Перечень обстоятельств, лишающих гражданина права на получение государственной помощи, содержался в п.5.22 и являлся исчерпывающим. В нем конкретно указано, что к таким обстоятельствам относится переезд гражданина на постоянное место жительства в районы, не относящиеся к районам отселения в соответствии с предписаниями законов края.
Названная краевая инвестиционная программа действовала в период 2000-2004 г.г. В последующем Законодательным Собранием Красноярского края еще дважды принимались законы (№12-2591 от 26 ноября 2004 года, №4-1176 от 20.12.2007), регламентирующие предоставление помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним регионов в другие районы края, были утверждены краевые целевые социально-инвестиционные программы "Север на Юг - 2005 - 2007" и «Север на Юг - 2008-2010 ». При этом менялись методика распределения денежных средств, органы, осуществляющие руководство и контроль за ходом реализации программы. Однако ни одна из утвержденных программ не меняла оснований к учету участников программ.
По-прежнему принятие на учет участников программы либо отказ в принятии на учет осуществляется только по решению компетентных органов Красноярского края. Полномочия в этой части органам местного самоуправления не передавались.
Действие последней программы в соответствии с п. 19 Закона края №4-1176 от 20 декабря 2007 года распространяется на лиц, вставших на учет, но не успевших получить жилищные субсидии в соответствии с Законом края от 12 июля 2000 года N 11-867 "О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края, и о краевой социально-инвестиционной программе "Север на Юг" и Законом Красноярского края от 26 ноября 2004 года N 12-2591 "О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края, и о краевой целевой социально-инвестиционной программе "Север на Юг - 2005 - 2007".
Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, является Министерство строительства и архитектуры Красноярского края. Министерством осуществляется также ведение единого списка участников программы.
Органы местного самоуправления в настоящее время осуществляют работу с документами граждан в рамках программы в пределах каждого административного района, относящегося к региону отселения, предоставляют документы Министерству.
В судебном заседании установлено, что Васильев О.А. по состоянию на февраль 1997 года имел стаж работы в районе Крайнего Севера более 15 лет. В 1997 году Администрацией Туруханского района он был включен в список лиц, желающих улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилья с использованием субсидии и собственных сбережений. Этот факт подтвержден документально и не оспаривался участниками судебного разбирательства.
Кроме того, из представленной справки Администрации Туруханского района очевидно, что по состоянию на 26 февраля 2001 года Васильев О.А. являлся участником программы «Север на Юг» по категории работающих граждан, его учет этим органом местного самоуправления осуществлялся с 5 февраля 1997 года.
Из представленных документов также следует, что в настоящее время истец является одновременно участником двух программ- федеральной и краевой, причем состоит на учете по программе федеральной по-прежнему с момента подачи первого заявления, т.е. с 5 февраля 1997 года. В этой части споров не возникало.
Учет Васильева как участника краевой программы осуществляется с 28 сентября 2001 года- с момента его обращения в адрес главы Енисейского района. По мнению суда, осуществленное изменение даты учета неправомерно.
Решений об исключении Васильева О.А. из состава участников перечисленных выше краевых программ переселения компетентными органами (соответствующей краевой комиссией, а в последующем Агентством по реализации жилищных программ, Министерством строительства и архитектуры края) не принималось. В связи с этим следует считать, что Васильев О.А. прошел необходимую в соответствии с п. 5.19 Положения о порядке предоставления государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края в соответствии с краевой инвестиционной программой «Север на Юг», утвержденного Постановлением Администрации края от 23.07.2001г., перерегистрацию.
Переезд Васильева и членов его семьи в 2000 году из Туруханского района в Енисейский район в соответствии с п. 5.22 Положения, не может являться основанием к исключению из состава участников программы, а, следовательно, и к изменению первоначальной даты учета, поскольку он в районы, не относящиеся к районам отселения, не выезжал. Его переезд был вынужденным, вызванным потерей работы в Туруханском районе. И Туруханский, и Енисейский районы являются районами отселения в пределах одного региона- Красноярского края
Таким образом, до настоящего времени Васильев О.В. является жителем края, имеющим право на предоставление жилищной субсидии за счет средств краевого бюджета. С января 2009 года истец является пенсионером. Однако изменение его статуса не влечет изменения даты учета. По мнению суда, Министерством строительства и архитектуры края и Администрацией Енисейского района неправильно определены юридически значимые обстоятельства. Вывод о том, что краевая программа «Север на Юг» действует только с 2000 года, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Исковые требования Васильева О.А. являются по мнению суда обоснованными и подлежат удовлетворению.
В качестве защиты нарушенного права истца следует обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края и Администрацию Енисейского района осуществлять учет Васильева Олега Андреевича в качестве лица, имеющего право на получение жилищных социальных выплат для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в переселении в соответствии с краевой целевой программой «Север на Юг» с момента подачи им первоначального заявления, т.е. с 5 февраля 1997 года.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить, обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края и Администрацию Енисейского района осуществлять учет Васильева Олега Андреевича в качестве лица, имеющего право на получение жилищных социальных выплат для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в переселении в соответствии с краевой целевой программой «Север на Юг» с момента подачи им первоначального заявления, т.е с 5 февраля 1997 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.
Председательствующий Л.А.Борисова