решение суда



Гражданское дело №2-426/2010

Решение

Именем Российской Федерации 31 августа 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.

с участием прокурора Яковенко Т.И.,

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрайпрокурора к Ефремову Георгию Дмитриевичу, Тимохиной Ларисе Георгиевне, Симоновой Светлане Георгиевне, Тимохину Никите Сергеевичу, Симонову Евгению Владимировичу о возложении обязанности передать в собственность муниципального образования Енисейский район жилое помещение, земельный участок и выселении Ефремова Георгия Дмитриевича, Тимохиной Ларисы Георгиевны, Тимохина Никиты Сергеевича, Симонова Евгения Владимировича из этого помещения,

установил:

Енисейский межрайпрокурор обратился в суд с иском к Ефремову Г.Д., Ефремовой Л.Г., Тимохиной Л.Г., Тимохину Н.С., Симонову Е.В., первоначально настаивая на возложении обязанности на Ефремова Г.Д. передать в собственность муниципального образования Енисейский район находящееся в его собственности жилое помещение, расположенное по адресу ... района, .... Одновременно прокурор настаивал на выселении собственника и членов его семьи из этого жилого помещения без предоставления другого жилья. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Ефремов Г.Д. и члены его семьи приняли на себя обязательство по передаче жилого помещения в муниципальную собственность в связи с получением государственного жилищного сертификата, но в установленные сроки обязательство не исполнили, продолжают занимать указанное жилое помещение, несмотря на приобретение за счет государственных средств квартиры в ....

В ходе досудебной подготовки было установлено, что собственником спорного жилого помещения является не только ФИО6, но и его супруга Ефремова Л.Г., в связи с чем прокурор уточнил исковые требования и просил возложить обязанность по передаче жилья в муниципальную собственность не только на ответчика Ефремова Г.Д., но и на его жену Ефремову Л.Г.

В связи со смертью ответчика Ефремовой Л.Г., наступившей после его обращения в суд, прокурор уточнил заявленные требования и просил возложить обязанность по передаче жилого помещения наряду с Ефремовым Г.Д. на дочерей умершей Ефремовой Л.Г. Тимохину Л.Г. и Симонову С.Г. Кроме того, установив, что жилое помещение является не квартирой, а домом усадебного типа, прокурор просил одновременно с передачей жилого помещения передать также и земельный участок площадью 1400 кв.м, на котором расположен дом и который был безвозмездно передан Ефремовой Л.Г. в собственность в 1992 году.

В судебном заседании прокурор Яковенко Т.И. на удовлетворении заявленных требований настаивала, уточнив, что в связи с фактическим освобождением жилого помещения выселения из него ответчиков не требуется..

Рассмотрение иска осуществлено в отсутствие ответчиков Ефремова Г.Д., Симоновой С.Г. Симонова Е.В. и Тимохина Н.С. по их ходатайству.

Ответчик Тимохина Л.Г. извещалась судом о времени рассмотрения иска, однако уклонилась от получения почтового отправления, в связи с чем уведомление возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения. Суд расценивает это обстоятельство как злоупотребление ответчиком своим правом. С согласия участников судебного разбирательства рассмотрение спора осуществлено в отсутствие ответчика Тимохиной Л.Г.

В ходе досудебной подготовки Тимохина Л.Г. возражала против требований прокурора, полагая, что вопрос с передачей жилья в собственность Администрации района не решен по вине самой Администрации. Первоначально их обязали совершить покупку квартиры в ... в 2009 году, тогда как срок действия сертификата заканчивался в марте 2010 года, затем администрация стала уклоняться от оформления документов. В тоже время Тимохина считала, что передачу следует осуществить лишь в доле, принадлежащей отцу. Кроме того, ответчица полагала, что рядом с домом существует обособленный земельный участок размером в 14 соток, разработанный родителями под посадку овощей, который принадлежал матери на праве собственности и не может быть передан в собственность Енисейского района одновременно с жилым помещением, поскольку никакого отношения к самому дому не имеет. Обязательства по передаче земельного участка ни она сама, ни другие члены семьи на себя не принимали, поскольку родителям на праве собственности принадлежит приватизированная квартира, а не жилой дом.

Министерством строительства и архитектуры Красноярского края требования прокурора также поддержаны, рассмотрение дела осуществлено в отсутствие представителя министерства по соответствующему ходатайству.

Представитель Администрации Енисейского района Баженова М.А. и представитель Администрации Верхнепашинского сельского совета Мерхалев А.А. в судебном заседании требования прокурора поддержали.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства суд приходит к следующему:

Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч. 2 и ч.3 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В судебном заседании установлено, что Ефремов Г.Д. с 15 марта 2008 года был включен в состав участников федеральной программы переселения в соответствии с Федеральным Законом №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку имел право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья в другом регионе. Право на получение финансовой поддержки государства удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно требованиям ст. 6 упомянутого закона условием выдачи такого сертификата является обязанность граждан-участников программы, имеющих в собственности жилое помещение, передать принадлежащее им жилое помещение по договору мены органу государственной власти или органу местного самоуправления.

Согласно п. 45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года, обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи участника программы переселения. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

В судебном заседании установлено, что Ефремов Г.Д. и все члены его семьи 23 декабря 2008 года добровольно приняли на себя обязательство по передаче занимаемого ими жилого помещения, расположенного по ... в ... района в муниципальную собственность Енисейского района. Это обстоятельство подтверждено представленной Министерством строительства и архитектуры Красноярского края заверенной копией приложения к заявлению Ефремова Г.Д. 30 июня 2009 года Ефремову Г.Д. и членам его семьи был выдан государственный жилищный сертификат, подтверждающий право на получение социальной выплаты в размере 3 019 500 рублей. Ефремовым Г.Д. и членами его семьи приобретено в собственность по договору купли-продажи жилое помещение в ..., право собственности на купленное жилое помещение зарегистрировано 28 сентября 2009 года надлежащим образом за каждым из членов семьи Ефремова Г.Д. Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю.

Таким образом, принадлежащее Ефремову Г.Д. и Ефремовой Л.Г. на праве общей совместной собственности жилое помещение, расположенное в ..., подлежало безвозмездной передаче в собственность муниципальному образованию Енисейский район в срок не позднее 28 ноября 2009 года. Однако принятое на себя обязательство Ефремов Г.Д. и члены его семьи не исполнили, жилье не передали, на момент обращения прокурора в суд продолжали в нем проживать.

Доводы ответчика Тимохиной Л.Г. о том, что покупка квартиры произведена в спешном порядке в 2009 году до истечения срока действия сертификата по требованию администрации Енисейского района в целях полного использования денежных средств, выделенных гражданам по программе «Север на Юг», в связи с чем Ефремов и члены его семьи не имели возможности освободить жилое помещение в установленный срок, во внимание приняты быть не могут. Обращение заместителя главы Администрации Енисейского района в адрес Ефремова Г.Д. о необходимости ускорить покупку жилья последовало 8 октября 2009 года, фактически к этому времени жилое помещение было Ефремовым и членами его семьи уже куплено, право собственности на него зарегистрировано. О том, что занимаемое жилое помещение необходимо освободить в двухмесячный срок с даты приобретения жилья в ... участникам программы было достоверно и заблаговременно известно, поскольку уведомление о существующем сроке содержится в тексте подписанного ими обязательства от 23 декабря 2008 года. Прокурор обратился в суд только по истечению 4 месяцев после окончания установленного срока, когда стало очевидным, что принятое обязательство ответчиками не исполняется. С учетом этого у ответчиков было достаточно времени для решения вопросов бытового характера (продажа имущества, переезд и пр).

Сособственник жилого помещения Ефремова Л.Г. умерла 11 мая 2010 года, не исполнив своего обязательства. В связи со смертью Ефремовой Л.Г. открылось наследство.

В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественные права и обязанности входят в состав наследства, в связи с чем, смерть гражданина влечет не прекращение обязательства, а перемену соответствующего лица в обязательстве, когда права и обязанности умершего переходят к его наследникам или иным лицам, указанным в законе или договоре.

Имущественное обязательство Ефремовой Л.Г. в части передачи жилого помещения в собственность муниципального образования Енисейский район стало обязательством наследников умершей, к которым по закону относятся переживший супруг Ефремов Г.Д. и две дочери- Тимохина Л.Г. и Симонова С.Г.

Возражений в части необходимости соблюдения обязательства Ефремовой Л.Г.по освобождению жилого помещения и передаче его в собственность Енисейского района со стороны Тимохиной Л.Г., Симоновой С.Г. и Ефремова Г.Д не последовало. Никто из них не заявил об отказе от участия в наследовании и исполнении обязательства.

Более того, к моменту рассмотрения дела по существу, Ефремов Г.Д., Симонов Е.В., Тимохин Н.С. и Тимохина Л.Г. в жилом помещении более не проживают. Симонова С.Г. в нем никогда не проживала. Согласно сообщению Мерхалева А.А. все ответчики, кроме Тимохиной Л.Г., по их заявлениям сняты с регистрационного учета. Таким образом, следует считать, что ответчики Ефремов Г.Д., Тимохин Н.С. и Симонов Е.В. выполнили требования прокурора в этой части.

В тоже время Тимохина Л.Г., являясь членом семьи Ефремова Г.Д., сохраняет за собой регистрацию, тем самым по мнению суда пытается сохранить право на данное жилое помещение. Однако действия ответчицы следует считать неправомерными. В связи с ее участием в программе и приобретением жилого помещения в ... в собственность Тимохина Л.Г. утратила право пользования жилым помещением в ....

В соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 года, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда. Специального возложения этой обязанности на регистрирующий орган не требуется.

Несмотря на фактическое освобождение жилого помещения, обязанность по передаче жилого помещения в собственность Енисейского района Ефремовым, Тимохиной и Симоновой не исполнена.

В связи с этим требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На ответчиков Ефремова Г.Д., Тимохину Л.Г. и Симонову С.Г. следует возложить обязанность по передаче жилого помещения в собственность муниципального образования Енисейский район. Статус жилого помещения, определенный договором приватизации как «квартира» вопреки утверждению Тимохиной на исполнение обязанности не влияет.

В судебном заседании установлено, что принадлежащее Ефремову Г.Д. и Ефремовой Л.Г. жилое помещение фактически никогда квартирой не являлось, согласно представленной технической документации по ... в ... расположен одноэтажный брусовой четырехкомнатный жилой дом, жилой площадью в 57.9 кв.м с надворными постройками усадебного типа. Дом построен в 1987 году и до бесплатной передачи Ефремову Г.Д. и Ефремовой Л.Г. в порядке приватизации принадлежал Верхнепашинскому МХП. Жилой дом расположен на земельном участке с площадью использования согласно технической документации в 1423 кв.м., из них 305.3 кв.м. - под постройками, а 1117.8 кв.м постройками не занято. Размер двора при введении дома в эксплуатацию составлял 141.6 кв.м, площадь огорода была 976.2 кв.м. Этот участок, занятый домом, постройками и огородом и был безвозмездно передан в собственность Ефремовой Л.Г. Администрацией Верхнепашинского сельского совета 16 декабря 1992 года согласно свидетельству №116 в целях ведения личного подсобного хозяйства.

Разработанный, как указывала Тимохина Л.Г., собственными силами земельный участок является ничем иным как самовольно захваченной землей. Никакого разрешения на использование какого-либо участка, помимо находящегося под жилым домом, постройками и огородом, ни Ефремову Г.Д., ни Ефремовой Л.Г. не давалось. Более того, согласно сведениям Администрации Верхнепашинского сельского совета разработанный самовольно и используемый в целях огородничества семьей Ефремовых дополнительный земельный участок находится в охранной зоне ЛЭП 110, в связи с чем разрешение на разработку этого участка выдано быть и не могло.

В соответствии со ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В силу указанной нормы приобретатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Следовательно, возникновение у приобретателя недвижимого имущества права собственности на него связывается с моментом государственной регистрации перехода права собственности. До государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество отношения собственника недвижимого имущества с третьими лицами не изменяются, так как к новому лицу не перешел титул собственника.

Таким образом, ответчики Ефремов Г.Д., Тимохина Л.Г. и Симонова С.В. обязаны в установленном порядке путем заключения соответствующего договора и его государственной регистрации передать в собственность муниципального образования Енисейский район жилое помещение, расположенное по ... в ... района одновременно с земельным участком, на котором расположено это жилое помещение (жилой дом).

По мнению суда, не является препятствием к исполнению ответчиками обязательства по передаче жилого помещения и земельного участка шестимесячный срок для принятия наследства. Принадлежавшая умершей доля в собственности на жилое помещение не может быть унаследована ответчиками ни при каких обстоятельствах, поскольку к ним переходит не право на долю в имуществе, а исполнение обязанности умершей по отчуждению этого имущества.

В связи с этим требования прокурора следует признать обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Енисейского межрайпрокурора удовлетворить.

Признать Тимохину Ларису Георгиевну утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по ... в с. ... Енисейского района и по вступлению решения в силу осуществить ее снятие с регистрационного учета по указанному адресу.

Обязать Ефремова Георгия Дмитриевича, Тимохину Ларису Георгиевну и Симонову Светлану Георгиевну безвозмездно путем заключения договора и государственной регистрации этого договора передать жилое помещение, расположенное в ... района по ... и земельный участок площадью 0.14 га в собственность муниципального образования Енисейский район.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий Л.А.Борисова