Гражданское дело № 2-596/10 Решение
Именем Российской Федерации 18 июня 2010 года
Енисейский районный суд
в составе председательствующего Быстровой М.Г.
при секретаре Станкевич В.Н.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Валентины Афанасьевны к Управлению социальной защиты населения Администрации Енисейского района об оспаривании действий по назначению и выплате жилищных субсидий
установил:
Решением Енисейского райсуда от 23 марта 2010 года по иску Макаровой В.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации Енисейского района об оспаривании действий по назначению и выплате жилищных субсидий установлено, что за период с 1 августа 2009 года по март 2010 года включительно в связи с неправильным определением размера жилищной субсидии Макаровой В.А. недоплачено 7245 руб 76 коп., которые взысканы в ее пользу.
Обратившись в суд с названным иском, Макарова В.А. оспаривает размер жилищной субсидии, назначенной ей за апрель 2010 года и просит произвести перерасчет жилищной субсидии с 1 апреля 2010 года и взыскать с ответчика в ее пользу 881 руб 94 коп, недоплаченных ей за этот месяц. Свои требования мотивирует тем, что размер жилищной субсидии за апрель 2010 года был назначен в сумме 3085 руб 60 коп., однако затем ей выдали справку, из содержания которой она сделала вывод о том, что жилищная субсидия за этот месяц была назначена и выплачена ей в меньшем размере, что считает неправильным.
Кроме того, она полагает, что взысканная решением суда от 23 марта 2010 года жилищная субсидия за февраль и март 2010года подлежит перерасчету в связи с изменением (уменьшением) размера ее доходов, в связи с чем ей подлежит доначислению за февраль 2010 года- 439,08 руб, за март 2010 года- 442, 64 руб, а всего 881 руб 72 коп., в то время как ей выплачено за этот период по решению суда только 466,64 руб, тем самым недоплачено 415 руб 40 коп. Также она указывает, что при назначении жилищной субсидии на правовой период с 1 февраля 2010 года по 31 июля 2010 года ей должны были начислить и субсидии по оплате за электроэнергию, однако при определении размера жилищной субсидии ее расходы по оплате за электроэнергию не были учтены, в связи с чем просит произвести перерасчет жилищной субсидии, назначенной на указанный правовой период с 1 февраля 2010 года по 31 июля 2010 года и назначить ее с учетом ее расходов по оплате электроэнергии.
В судебном заседании истица Макарова В.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Енисейского района Кушнарева Н.Д. исковые требования не признала, указав, что решением суда размер жилищной субсидии за февраль и март 2010 года был определен правильно, в связи с чем основанеий для ее перерасчета за этот период не имеется, и к тому же решение суда вступило в закону силу, в связи с чем установленный решением суда размер субсидии не может быть изменен. Жилищная субсидия с 1 апреля 2010 года действительно Макаровой В.А. пересчитана и размер ее увеличен на основании ее заявления в связи с тем, что в правовом периоде, на который была назначена субсидия, изменился (уменьшился) ее доход. Размер субсидии с 1 апреля 2010 года определен ей правильно и выплачен в полном обьеме. При этом расходы истицы на оплату электроэнергии действительно не были учтены при расчете жилищной субсидии, поскольку при ее определении принимаются во внимание расходы по оплате за жилье и коммунальные услуги, в том числе платежи за электроэнергию, которые гражданин понес в месяце, предшествующем его обращению за назначением жилищной субсидии, а при назначении жилищной субсидии за правовой период с 1 февраля по 31 августа 2010 года Макарова В.А. документов, подтверждающих ее расходы по оплате за электроэнергию за январь 2010 года не предоставила, в связи с чем оснований для учета этих ее расходов не имелось.
Исследовав дело, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1и 2 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением на основании заявлений граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3 ст. 159 ЖК РФ).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.7 ст. 159 ЖК РФ).
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ N 761 от 14.12.2005 (в ред. Постановления Правительства РФ N 379 от 18.06.2007)
Согласно п. 3 названных Правил днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом.
В силу п. 8 названных Правил, для получения субсидии граждане должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, в том числе документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пп. «д» п.8 Правил)
Порядок определения размера субсидии содержится в п. 20 вышеназванных Правил, согласно которому размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом п. 27 правил установлено, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу п. 28 Правил при изменении региональных стандартов, размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.
Совокупный доход определяется за 6 последних месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии ( п. 32 Правил).
Из содержаний п. 9, 41-48, 60 Правил следует, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев; в случае наступления в том числе и такого события как изменение условий расчета субсидии или материального положения получателя субсидии производится перерасчет размера субсидии при представлении получателем субсидии необходимых документов или получении уполномоченным органом от соответствующих органов (организаций) сведений об этих событиях. Субсидия во вновь рассчитанном размере предоставляется в сроки, указанные в пункте 44 Правил: при представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
При этом получатель субсидии в течение одного месяца после изменения событий обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события (п.48 Правил).
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, подтверждающие изменение материального положения, то необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.49 Правил).
В случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в том же порядке, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии (п.60 Правил).
Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» установлено, что размер субсидий определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина), определяемой в процентах от совокупного дохода семьи заявителя. (ч.3 ст. 15);
Соотношение размеров совокупного дохода семьи заявителя на одного человека и максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя установлены ч. 4 ст. 15 указанного закона, согласно которой максимально допустимая доли собственных расходов в совокупном доходе семьи устанавливается в процентах в зависимости от коэффициента кратности совокупного дохода семьи заявителя к величине прожиточного минимума, установленной в крае: при коэффициенте кратности до 1 включительно- 5%, от 1 до 1.1 включительно- 6%, от 1.1 до 1.2 включительно- 7%, от 1.2 до 1.3 включительно- 8%, от 1.3 до 1.4 включительно- 9%, от 1.4 до 1.5 включительно- 11 %, от 1.5 до 1.8 включительно- 13%, от 1.8 до 5 включительно- 15%).
В силу ст. 18 указанного закона определение размера субсидии производится в пределах социальной нормы площади жилья, а одиноко проживающим неработающим пенсионерам и (или) инвалидам 1 и 2 группы субсидии предоставляются из расчета общей площади занимаемого им жилого помещения.
Согласно ст. 23 указанного закона орган местного самоуправления без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта производит перерасчет субсидии в случае изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, изменения условий и порядка предоставления субсидий, изменения величины прожиточного минимума, а также производит перерасчет субсидии при предьявлении получателем субсидии необходимых документов или при получении от соответствующих органов (организаций) сведений, в том числе сведений об изменении (уменьшении) доходов получателя субсидий.
Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2780 «О порядке установления величины прожиточного минимума в крае» установлено, что величина прожиточного минимума определяется для каждого муниципального образования, входящего в 1 или 2 группу территорий, с использованием коэффициента дифференциации, который устанавливается Советом Администрации края(ст.3, 4закона), при этом Енисейский район отнесен ко 2 группе территорий.
Как установлено решением Енисейского райсуда от 23 марта 2010 года, Макарова В.А. проживает в ... района в жилом помещении, общей площадью Номер обезличен кв.м..
25 января 2010 года истица обратилась с заявлением о назначении субсидии на период 6 месяцев, начиная с 1 февраля 2010 года по 31 июля 2010 года (регистрационный номер Номер обезличен от Дата обезличенаг)
Размер ежемесячной субсидии был определен ей в сумме 2642, 96 руб, из расчета ее совокупного дохода за 6 месяцев, предшествующих обращению, в сумме 59 875,08руб и ежемесячном доходе- 9 979,18 руб соответственно, что решением Енисейского райсуда от 23 марта 2010 года, вступившим в законную силу, признано правильным и дальнейшему оспариванию правильность определения размера этой субсидии не подлежит, поскольку решение вступило в законную силу.
Вместе с тем суд считает необходимым отметить, что доводы истицы о том, что при определении размера субсидии на правовой период с 1 февраля 2010 года по 31 июля 2010 года не были учтены ее расходы на оплату электроэнергию, в связи с чем размер субсидии рассчитан неверно и необоснованно признан правильным решением суда, не состоятельны, поскольку, как установлено в судебном заседании, она обращалась с заявлением о предоставлении субсидии на правовой период с 1 февраля 2010 года и в связи с этим должна была предоставить документы в подтверждение своих расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за январь 2010 года (месяц, предшествующий ее обращению за назначением субсидии), однако квитанции о расходах на оплату электроэнергии за январь 2010 ею не было представлено.
Представитель ответчика Кушнарева Н.Д. в судебном заседании пояснила, что впервые с заявлением о перерасчете жилищной субсидии с учетом ее затрат на оплату электроэнергии Макарова В.А. обратилась 12 апреля 2010 года и при этом предоставила квитанцию об оплате за электроэнергию от 26 февраля 2010 года и от 1 апреля 2010 года, и в удовлетворении ее заявления было отказано, поскольку эти ее расходы понесены позже 1 февраля 2010 года и не могли учитываться при назначении субсидии с 1 февраля 2010 года.
Данный отказ является правомерным, поскольку законных оснований для учета ее затрат на оплату электроэнергии, понесенных ею в феврале и апреле 2010 года, и перерасчета жилищной субсидии с учетом этих затрат не имеется: эти ее расходы действительно не могли быть учтены при расчете субсидии за правовой период 6 месяцев с 1 февраля 2010 года по 31 июля 2010 года, и обоснованно не признаны основанием для перерасчета этой субсидии с 1 апреля 2010 года, так как уже указывалось, в силу пп. «д» п.8 названных выше Правил во внимание при расчете субсидии на правовой период с 1 февраля 2010 года принимаются только расходы за январь 2010 года, то есть за месяц, предшествующий обращению за назначением субсидии на указанный правовой период.
Как установлено, в январе 2001 года она платежи за электроэнергию не осуществляла и задолженность за этот месяц ей не начислялась.
Таким образом, в отсутствие документов, подтверждающих ее затраты на оплату электроэнергии за январь 2010 года и в отсутствие реально понесенных расходов на оплату электроэнергии в январе 2010 года невозможно учесть расходы на оплату электроэнергии при определении размера субсидии.
Следовательно, жилищная субсидия на правовой период с 1 февраля 2010 года по 31 июля 2010 года определена ей правильно, что и нашло подтверждение в решении суда от 23 марта 2010 года.
При разрешении требования об оспаривании правильности перерасчета жилищной субсидии за апрель 2010 года, суд учитывает, что изменение уровня доходов истицы ( снижение) в течение правового периода, на который была назначена жилищная субсидия, не может служить основанием для перерасчета размера жилищной субсидии за весь правовой период, на который она назначена, в связи с чем законных оснований для удовлетворения ее требования о перерасчете размера субсидии с 1 февраля 2010 года не имеется.
Однако это обстоятельство (уменьшение уровня доходов истицы) является основанием для перерасчета размера субсидии с предоставлением субсидии во вновь рассчитанном размере в сроки, указанные в пункте 44 Правил: при представлении документов об уменьшении уровня доходов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
Так, 23 марта 2010 года Макарова В.А. обратилась с заявлением о перерасчете жилищной субсидии на период с 1 апреля 2010 года по 31 июля 2010 года в связи с изменением (уменьшением) ее совокупного дохода за 6 месяцев, который в связи с прекращением ею работы стал составлять за 6 месяцев, предшествующих данному обращению, 42 682руб68 коп или 7113, 78 руб ежемесячно, что истицей в данном судебном заседании не оспаривается.
С учетом этого дохода размер жилищной субсидии был пересчитан и определен в сумме 3085 руб 60 коп ежемесячно, начиная с 1 апреля 2010 года по 31 июля 2010 года, что подтверждается протоколом назначения жилищной субсидии от 8 апреля 2010 года и правильность этого перерасчета истицей также не оспаривается.
Истица, как видно из ее искового заявления, полагает, что, правильно определив ей размер субсидии с 1 апреля 2010 года в сумме 3085 руб 60 коп., ответчик в дальнейшем уменьшил эту сумму, перечислив во исполнение судебного решения 7245 руб 76 коп и 1 067,99 руб в виде субсидии за апрель 2010 года, в то время как должен был перечислить 7245 руб 76 коп во исполнение судебного решения и 3 085, 60 руб в виде субсидии за апрель 2010 года, тем самым недоплатил ей часть субсидии.
Между тем, в судебном заседании установлено, что в счет субсидии за апрель 2010 года было выплачено Макаровой В.А.:
- по ведомости от Дата обезличена года Номер обезличен через почтовое отделение связи 1881 руб 29 коп, из которых 1414 руб 74 коп- в виде жилищной субсидии как ветерану и 466 руб 65 коп в счет субсидии за апрель 2010 года, что подтверждается копией отрывного талона к данной ведомости
- платежным поручением от Дата обезличена года Номер обезличен Макаровой В.А. перечислено 8315 руб 75 коп, из которых 7245 руб 76 коп -во исполнение решения суда от 23 марта 2010 года, а 1 067 руб 99 коп- в счет субсидии за апрель 2010года, что подтверждается копией данного платежного поручения и справкой от Дата обезличена года Номер обезличен с расшифровкой выплаченных по этому поручению сумм.
- по разовому поручению за апрель 2010 года Макаровой В.А. через почтовое отделение связи перечислено 1551 руб 06 коп в счет субсидии за апрель 2010 года, полученные ею 20 мая 2010 года, что подтверждается копией данного платежного поручения и отрывным талоном к нему.
Таким образом, субсидия за апрель 2010 года, определенная после ее перерасчета в размере 3085, 60 руб, выплачена ей хотя и по частям, но полном обьеме.
При таких обстоятельствах доводы истицы о недоплате жилищной субсидии за апрель 2010 года также являются необоснованными.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Макаровой Валентины Афанасьевны к Управлению социальной защиты населения Администрации Енисейского района об оспаривании действий по назначению и выплате жилищных субсидий отказать
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд
Председательствующий Быстрова М.Г.