Гражданское дело №2- 122/2010 Решение
Именем Российской Федерации 3 марта 2010 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Борисовой Л.А.
с участием прокурора Пономаревой А.А.,
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Казачинского района Красноярского края в интересах ФИО3 к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ГУ КРО ФСС РФ) о признании незаконными действий по не предоставлению инвалиду средства технической реабилитации и о возложении обязанности по обеспечению лупой с двадцатикратным увеличением и подсветкой,
установил:
Прокурор Казачинского района обратился в суд с заявлением об обеспечении ФИО3 тростью опорной, мотивируя свои требования следующим: ФИО3 является инвалидом, согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходима лупа ручная с двадцатикратным увеличением и подсветкой. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что средство технической реабилитации инвалиду не предоставлено, чем ущемлены его права на социальное обеспечение, установленные ст. 39 Конституции РФ, Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поскольку ФИО3 в силу состояния здоровья и из-за отсутствия необходимых юридических знаний, не мог самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, на основании его письменного обращения, в соответствии со своими полномочиями прокурор обратился в суд с заявлением в интересах инвалида и просит признать незаконными действия ГУ КРО ФСС РФ по необеспечению средством технической реабилитации и возложить на ответчика обязанность обеспечить ФИО3 лупой.
В судебном заседании прокурор Пономарева А.А. просила удовлетворить заявленные прокурором Казачинского района требования в части признания бездействия незаконным, сообщив, что к моменту рассмотрения дела лупа инвалиду предоставлена, ее качества ФИО3 устраивают, но при выполнении своей обязанности ответчик допустил длительную задержку. В части возложения обязанности по предоставлению ТСР прокурор от иска отказалась, ссылаясь на заявление ФИО3.
ФИО3 был извещен о времени рассмотрения дела, представил в суд заявление об отказе от иска в части обеспечения лупой, подтвердив, что в настоящее время он ею обеспечен.
Представитель ответчика Маркова Г.В. просила рассматривать заявление прокурора в свое отсутствие. В отзыве сообщила, что программа реабилитации инвалида в настоящее время выполнена, ФИО3 своевременно было выдано направление на получение лупы, лупа инвалидом получена в декабре 2009 года.
Исследовав материалы дело, выслушав доводы прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (ч.8 ст. 11.1). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.14 ст. 11.1).
Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации (ч.15 ст.11.1).
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, согласно которому специальные устройства для оптической коррекции слабовидения отнесены к техническим средствам реабилитации инвалидов.
Согласно Правилам обеспечения за счет средств Федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, на основании заявления инвалида. Уполномоченный орган в 15-дневный срок рассматривает заявление инвалида и уведомляет его о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Одновременно с этим уведомлением инвалиду высылается направление на получение средств реабилитации в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.
Таким образом, в соответствии с установленными требованиями инвалид вправе беспрепятственно получить средство реабилитации по направлению фонда социального страхования сразу же после получения соответствующего направления.
ФИО3 с заявлением о предоставлении лупы по ИПР №141 от 12 февраля 2009 г. обратился 2 марта 2009 года в КРО ФСС. Направление на получение лупы ему было выдано в тот же день. Однако согласно акту ООО ТД «Рестек» лупу инвалид фактически получил со значительной задержкой лишь 19 августа 2010 года. Согласно содержанию направления инвалид еще в марте мог обратиться в ООО «Рестек». Однако в направлении не было указано местонахождения ООО «Рестек». Фактическое обеспечение тростью осуществлено спустя продолжительное время. Никаких сведений об уважительности причин задержки в обеспечении инвалида средством технической реабилитации ответчиком суду не предоставлено.
По мнению суда, имело место длительное бездействие ответчика.
Требование прокурора о признании незаконным такого бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению ФИО3 лупой как средством коррекции слабовидения является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В то же время обязанность по обеспечению инвалида тростью ответчиком хотя и со значительной задержкой, но к моменту рассмотрения заявления прокурора выполнена, сам истец и прокурор, действующий в его интересах от иска в этой части отказались, отказ принят судом.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению ФИО3 средством технической реабилитации.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд.
Председательствующий Л.А.Борисова