решение суда



Гражданское дело №2-222/2010 Решение

Именем Российской Федерации 5 февраля 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Борисовой Л.А.

с участием прокурора Лапина К.А.,

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Журбы Владимира Михайловича о защите избирательных прав,

установил:

Житель с. Ярцево Енисейского района Журба В.М. обратился в суд с заявлением о защите своих избирательных прав, оспаривая законность решения Избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №5/1 от 12 января 2010 года о возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Енисейского районного Совета в округах №1,2,3,8,9, 10 и 14 на избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район. Свои требования заявитель мотивировал тем, что оспариваемое решение принято с нарушением действующего избирательного законодательства, не предусматривающего возможности такой передачи полномочий, считал, что избирательная комиссия Енисейского района решение приняла под воздействием Администрации Енисейского района в целях создания препятствий для регистрации кандидатов, не относящихся к партии «Единая Россия». Передача полномочий по мнению заявителя привела значительному сокращению периода выдвижения кандидатов. Жители с. Ярцево, в том числе и он сам, проживающие на значительном удалении от районного центра, пожелавшие реализовать свои избирательные права в порядке самовыдвижения, не смогли лично и с соблюдением установленных законом сроков передать в избирательную комиссию уведомление, начать сбор подписей, а затем передать избирательной комиссии подписные листы. Это связано в отсутствием регулярного автотранспортного сообщения с г.Енисейском, где находится избирательная комиссия района, дороговизной билетов на авиарейсы.

Настаивая на признании решения незаконным и недействующим с момента принятия, Журба В.М. одновременно просил суд возложить обязанность на избирательную комиссию Енисейского района сформировать окружные избирательные комиссии по перечисленным округам, отменить назначенные по указанным округам выборы с перенесением их на другой срок, вынести частное определение в отношении избирательной комиссии, направив его в адрес избирательной комиссии Красноярского края.

Рассмотрение требований осуществлено в отсутствие заявителя Журбы В.М. по его ходатайству. Представитель Журбы В.М. Ткачев Ю.Я. в судебном заседании поддержал

требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что оспариваемое решение существенным образом ухудшило положение граждан, желавших баллотироваться в депутаты районного Совета.

Председатель Избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Пермяков Н.А. и член той же избирательной комиссии Пистер В.А. считали заявленные требования не подлежащими удовлетворению, полагали, что требования законодательства при передаче полномочий не нарушены, пояснили, что оспариваемое решение принято в целях исключения дублирования полномочий двух комиссий, экономии денежных средств муниципального образования, организации надлежащей проверки представляемых кандидатами сведений.

Представитель Енисейского районного Совета депутатов и Администрации Енисейского района Гусяцкий С.Ф. также полагал, что оспариваемое заявителем решение принято с соблюдением требований избирательного законодательства.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, с учетом заключения прокурора Лапина К.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении выборов в органы местного самоуправления определяется федеральным законодательством, законодательством субъекта федерации, уставами муниципальных образований. При рассмотрении заявленных требований следует исходить из норм, содержащихся в Федеральном законе №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», Устава Енисейского района Красноярского края, утвержденного Енисейским районным Советом депутатов 13 марта 1998 года (в редакции от 28.05.2009 г.)

В соответствии со ст. 18 Устава Енисейского района районный Совет состоит из 21 депутата, избираемого на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет.

В связи с истечением срока полномочий депутатов Енисейского районного Совета депутатов решением Енисейского районного Совета депутатов №39-492р от 22 декабря 2009 года на 14 марта 2010 года назначена дата выборов депутатов. Решение опубликовано в газете «Енисейская правда» 24 декабря 2010 года.

Согласно Уставу выборы депутатов районного Совета осуществляются на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы, при этом 15 депутатов избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории района на основе единой нормы представительства, а 6 депутатов - на основе пропорциональной системы представительства по единому общерайонному избирательному округу.

В силу ст. 8 Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» избирательные округа по выборам депутатов представительного органа муниципального образования должны охватывать всю территорию муниципального образования. Схема избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе определяются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований закреплены положениями ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления является избирательной комиссией муниципального образования (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).

В соответствии со ст. 25 того же закона при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам формируются окружные избирательные комиссии. Этой же нормой закреплена возможность возложения полномочий окружных избирательных комиссий на иные избирательные комиссии.

Согласно ст. 12 Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» организацию подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления осуществляют избирательная комиссия муниципального образования, окружные избирательные комиссии, в г. Красноярске - территориальные (районные в городе) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

При выборах депутатов представительного органа муниципального образования по общетерриториальному округу; при выборах депутатов представительного органа муниципального образования в муниципальных образованиях с числом избирателей, не превышающим 10 тысяч; при выборах в муниципальных образованиях, в которых границы избирательного округа совпадают с границами муниципального образования либо границы избирательных участков совпадают с границами избирательных округов, окружные избирательные комиссии могут не образовываться, их функции выполняются избирательной комиссией муниципального образования (в ред. Законов Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2753, от 06.07.2006 N 19-4994).

Согласно ст. 13 Закона Красноярского края №8-1411 избирательная комиссия муниципального образования формируется не позднее чем за 65 дней до дня голосования. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 50 дней до дня голосования.

Решением Енисейского районного Совета депутатов №37-470р от 15 сентября 2009 года с соблюдением установленных сроков на территории Енисейского района образованы 15 одномандатных избирательных округов, этим же решением определено место нахождения окружных избирательных комиссий, в том числе по избирательным округам №1,2,3 с центром в п. Подтесово, №8, 9 с центром в с. Верхнепашино, №10 - с центром в с. Озерном, №14- с центром в с. Ярцево. Принятое решение о границах избирательных округов, окружных избирательных комиссиях, схеме округов опубликованы в газете «Енисейская правда» 1 октября 2009 года.

В судебном заседании установлено, что границы избирательных округов №1,2, 3, 8,9,10 и 14 совпадают с границами избирательных участков № № 1153, 2283, 1154, 1165, 1166, 1168, 1184.

Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования Енисейский район, осуществляющая организацию подготовки и проведения выборов в Енисейский районный Совет депутатов, вопреки утверждению заявителя Журбы В.М. вправе совмещать выполнение собственных полномочий и полномочий окружных избирательных комиссий перечисленных избирательных округов.

Кроме того, по мнению суда, передача полномочий окружных комиссий избирательной комиссии муниципального образования ничьих избирательных прав, в том числе и избирательных прав Журбы В.М., не нарушила, на продолжительность периода выдвижения кандидатов не повлияла.

В соответствии с п. 9 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.

Согласно ст. 24 Закона Красноярского края №8-1411, выдвижение кандидатов, списков кандидатов начинается не с момента принятия решения о передаче полномочий либо формировании состава окружных избирательных комиссий, как полагал заявитель, а с момента опубликования решения о назначении даты выборов. Передача документов на регистрацию производится не позднее, чем за 40 дней до дня выборов до 18 часов по местному времени (ст. 29 Закона №8-1411).

Решение о назначении даты выборов принято Енисейским районным Советом 22 декабря 2009 года, опубликовано решение в газете «Енисейская правда» от 24 декабря 2009 года. Прием документов от кандидатов прекращен в 18 часов 1 февраля 2010 года. Таким образом, период выдвижения кандидатов и сбора подписей составил 40 дней, что не противоречит требованиям закона.

В соответствии со ст. 25, 28 Закона Красноярского края №8-1411 самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

Согласно ст.29 упомянутого закона регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями, а кандидатов, выдвинутых по общетерриториальному списку, кандидатов на должность главы муниципального образования, а также при совмещении функций окружных комиссий в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 12 Закона - избирательной комиссией муниципального образования.

Таким образом, самовыдвижение кандидата, правом на которое желал воспользоваться заявитель, осуществляется путем особой процедуры: уведомления об этом событии регистрирующей избирательной комиссии самим кандидатом.

Как установлено в судебном заседании прием заявлений и документов у кандидатов осуществляется не комиссией коллегиально, а назначенным членом комиссии в порядке дежурства по установленному графику. Передача документов уполномоченному члену комиссии считается уведомлением всей комиссии. Коллегиально избирательной комиссией принимаются в последующем решения о регистрации кандидата либо об отказе в такой регистрации. Такой порядок работы избирательной комиссии требований закона не нарушает.

Факт поступления номера газеты «Енисейская правда», в котором опубликовано решение №5/1 от 12 января 2010 года о передаче полномочий окружных избирательных комиссий избирательной комиссии муниципального образования спустя 10 дней после принятия решения правового значения не имеет.

Кроме того, по мнению суда, заявитель имел реальную возможность уведомить избирательную комиссию о своем намерении, а также собрать необходимое количество подписей в поддержку самовыдвижения.

Для упрощения данной процедуры в с. Ярцево в соответствии с решением комиссии №7 от 22 января 2010 года была командирована член избирательной комиссии ФИО8, находившаяся в селе в течении пяти дней - с 28 января по 1 февраля 2010 года включительно. Она обладала полномочиями по приему соответствующего уведомления, после чего любой кандидат мог начать сбор подписей и собрать их в кратчайший срок, поскольку с. Ярцево является компактным населенным пунктом, собрать необходимо небольшое количество подписей ( не менее 14 - 1% от 1397 избирателей по округу).

О работе ФИО8 заявитель Журба В.М. был осведомлен, что подтвердили допрошенные в судебном заседании по ходатайству председателя избирательной комиссии свидетели ФИО8 и ФИО9 Свидетели сообщили, что объявления о работе члена избирательной комиссии были размещены в согласованных с главой Ярцевского сельского Совета местах: на здании администрации сельского совета, здании школы, филиала ОАО «Северное», здании магазина «Юбилейный».

ФИО8 также пояснила, что 29 января 2010 года Журба В.М. лично обращался к ней, она сообщила заявителю о своих полномочиях, однако он попытки передать какие-либо документы в последующем не предпринимал. При обращении заявитель ей не назвался, о том, что обратившийся гражданин является жителем села Журбой В.М. ей сообщила член избирательной комиссии муниципального образования Ярцевский сельсовет ФИО10

Пояснения свидетелей у суда сомнений не вызывают, подтверждаются представленными документами. Председатель избирательной комиссии Пермяков Н.А. также сообщил, что в телефонном разговоре с Журбой В.М. он сообщал тому о возможности передачи документов ФИО8

Вопреки утверждению заявителя жители с. Ярцево ФИО12 и ФИО11 передали ФИО8 соответствующие заявления о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу №14, необходимые документы, что подтверждено копиями соответствующих уведомлений.

Непосредственно в избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район в г.Енисейске передал заявление о согласии баллотироваться по тому же избирательному округу житель с. Ярцево ФИО14 Документы у него принял дежуривший 28 января 2010 года член избирательной комиссии ФИО16.

Суду также представлены документы, подтверждающие наличие транспортной связи между с. Ярцево и г. Енисейском. Авиаперевозки действительно осуществляются с длительными интервалами, однако с 18 декабря 2010 года открыто движение по зимней автомобильной дороге Енисейск-Ярцево-Ворогово-Бор.

Трудности материального характера, не позволившие заявителю реализовать имеющееся у него избирательное право баллотироваться в качестве кандидата в депутаты районного совета, правового значения не имеют и не являются основанием к признанию оспариваемого решения незаконным.

Доводы заявителя об использовании избирательной комиссией Енисейского района так называемого «административного ресурса» с целью создания благоприятных условий для кандидатов от партии «Единая Россия» являются голословными.

Решение Избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №5/1 от 12 января 2010 года «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Енисейского районного Совета депутатов» принято в соответствии с действующим избирательным законодательством, в связи с чем требования Журбы В.М. удовлетворению не подлежат.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 261 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Журбы Владимира Михайловича о признании незаконным решения Избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район № 5/1 от 12 января 2010 года «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Енисейского районного Совета депутатов», возложении обязанности на муниципальную избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район сформировать окружные комиссии по выборам депутатов в избирательных округах №1,2,3.8.9,10,14, отмене выборов и назначении их проведения на другой срок.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 5 дней.

Председательствующий Л.А.Борисова