Гражданское дело №2-249/2010 Решение
Именем Российской Федерации 11 февраля 2010 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Борисовой Л.А.
с участием прокурора Лапина К.А.,
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Шуляра Василия Ивановича и Бочаровой Галины Александровны о признании незаконными решения муниципальной избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №5/1от 12 января 2010 года «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Енисейского районного Совета депутатов», отмене решений муниципальной избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №12/3 и №12/4 от 2 февраля 2010 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Енисейского районного Совета депутатов, заявлению Шуляра Василия Ивановича об оспаривании решения Енисейского районного Совета депутатов №40-502р от 30 декабря 2009 года и отмене выборов,
установил:
Член политической партии «Справедливая Россия» Шуляр В.И. обратился в суд с заявлением о защите своих избирательных прав, оспаривая законность решения Избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №12/3 от 2 февраля 2010 года об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Енисейского районного Совета. Свои требования заявитель мотивировал тем, что ему умышленно созданы препятствия в подаче документов, имевшиеся у него необходимые документы, в том числе и протокол общего собрания местного отделения политической партии «Справедливая Россия», представителем избирательной комиссии в полном объеме не приняты. В последующем ему отказано в регистрации со ссылкой на отсутствие указанного протокола. О выявленном недостатке документов в нарушение закона ему никто не сообщил, о времени заседания избирательной комиссии, на котором решался вопрос о его регистрации, его не уведомили. Полагая, что нарушен принцип гласности работы комиссии, Шуляр просил оспариваемое решение отменить.
Заявитель также оспаривал законность решения той же избирательной комиссии №5/1 от 12 января 2010 года о возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Енисейского районного Совета в округах №1,2,3,8,9, 10 и 14 на избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район. Свои требования в этой части заявитель мотивировал тем, что передача полномочий привела к значительному сокращению периода выдвижения кандидатов, когда вместо положенных 20 дней этот срок составил всего 10 дней. Шуляр В.И. настаивал на признании указанного решения незаконным и недействующим с момента принятия, просил в целях защиты избирательных прав обязать избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район выборы депутатов Енисейского районного Совета отменить и назначить на другой срок.
Одновременно с Шуляром В.И. с такими же требованиями в суд обратилась член той же партии Бочарова Г.А. Гражданские дела с согласия участников судебного разбирательства были объединены в одно производство.
В ходе досудебной подготовки Шуляр В.И. свои требования дополнил, настаивал на том, что оспариваемые им решения избирательная комиссия муниципального образования Енисейский район приняла в нелегитимном составе, поскольку при включении в ее состав в декабре 2009 года трех членов комиссии взамен выбывших, нарушен десятидневный срок подачи соответствующих предложений, сообщение о дне проведения сессии Енисейского районного Совета депутатов не было опубликовано, в связи с чем решение Совета от 30 декабря 2009 года незаконно, а выборы, назначенные на 14 марта 2010 года, подлежат отмене.
В судебном заседании Шуляр В.И. и Бочарова Г.А. свои требования поддержали по изложенным в заявлениях основаниям. Заявитель Шуляр В.И. также заявил, что оспариваемое им решение избирательной комиссии Енисейского района от 12 января 2010 года принято под давлением главы Енисейского района Ермакова С.В., оппозицию которому он представляет. По той же причине ему отказали в регистрации кандидатом в депутаты районного Совета.
Председатель Избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Пермяков Н.А. и член той же избирательной комиссии Пистер В.А. считали заявленные требования не подлежащими удовлетворению, полагали, что требования законодательства при передаче полномочий не нарушены, пояснили, что оспариваемое решение принято в целях исключения дублирования полномочий двух комиссий, экономии денежных средств муниципального образования, организации надлежащей проверки представляемых кандидатами сведений. В регистрации заявителям отказано правильно, поскольку не был предоставлен протокол о выдвижении их кандидатами в депутаты Енисейского районного Совета от политической партии «Справедливая Россия», избирательная комиссия не была заблаговременно извещена о времени и месте проведения собрания местного отделения партии «Справедливая Россия» по выдвижению кандидатов. Уведомление о том, что такое собрание состоялось поступило в комиссию только 1 февраля 2010 года.
Представитель Енисейского районного Совета депутатов и Администрации Енисейского района Гусяцкий С.Ф. также полагал, что оспариваемые заявителями решения приняты с соблюдением требований избирательного законодательства. Включение в состав избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район трех ее членов взамен трех выбывших осуществлено в соответствии с установленным порядком, в связи с чем решение Енисейским районным Советом 30 декабря 2009 года отмене не подлежит.
Председатель Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Енисейском районе Черепанов М.А. заявленные Шуляром В.И. и Бочаровой Г.А. требования полностью поддержал, пояснив, что уведомление о времени проведения собрания местного отделения партии в адрес комиссии действительно не направлялось, однако собрание 12 января 2010 года фактически проведено, на нем присутствовали все зарегистрированные участники, кандидатуры кандидатов обсуждались и были по результатам тайного голосования включены как в список по общетерриториальному округу, так и по одномандатным округам. При необходимости эти обстоятельства могли быть комиссией проверены. Отказ в регистрации по мнению Черепанова основан лишь на формальных основаниях, тем самым заявителям препятствия созданы с единственной целью- не допустить их до участия в выборах.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, допросив свидетелей, с учетом заключения прокурора Лапина К.А., полагавшего необходимым в удовлетворении всех заявленных требований отказать, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении выборов в органы местного самоуправления определяется федеральным законодательством, законодательством субъекта федерации, уставами муниципальных образований. При рассмотрении заявленных требований следует исходить из норм, содержащихся в Федеральном законе №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», Устава Енисейского района Красноярского края, утвержденного Енисейским районным Советом депутатов 13 марта 1998 года (в редакции от 28.05.2009 г.)
В соответствии со ст. 18 Устава Енисейского района районный Совет состоит из 21 депутата, избираемого на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет.
В связи с истечением срока полномочий депутатов Енисейского районного Совета депутатов решением Енисейского районного Совета депутатов №39-492р от 22 декабря 2009 года на 14 марта 2010 года назначена дата выборов депутатов. Решение опубликовано в газете «Енисейская правда» 24 декабря 2010 года.
Согласно Уставу выборы депутатов районного Совета осуществляются на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы, при этом 15 депутатов избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории района на основе единой нормы представительства, а 6 депутатов - на основе пропорциональной системы представительства по единому общерайонному избирательному округу.
В силу ст. 8 Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» избирательные округа по выборам депутатов представительного органа муниципального образования должны охватывать всю территорию муниципального образования. Схема избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе определяются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.
Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований закреплены положениями ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления является избирательной комиссией муниципального образования (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
В соответствии со ст. 25 того же закона при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам формируются окружные избирательные комиссии. Этой же нормой закреплена возможность возложения полномочий окружных избирательных комиссий на иные избирательные комиссии.
Согласно ст. 12 Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» организацию подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления осуществляют избирательная комиссия муниципального образования, окружные избирательные комиссии, в г. Красноярске - территориальные (районные в городе) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
При выборах депутатов представительного органа муниципального образования по общетерриториальному округу; при выборах депутатов представительного органа муниципального образования в муниципальных образованиях с числом избирателей, не превышающим 10 тысяч; при выборах в муниципальных образованиях, в которых границы избирательного округа совпадают с границами муниципального образования либо границы избирательных участков совпадают с границами избирательных округов, окружные избирательные комиссии могут не образовываться, их функции выполняются избирательной комиссией муниципального образования (в ред. Законов Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2753, от 06.07.2006 N 19-4994).
Согласно ст. 13 Закона Красноярского края №8-1411 избирательная комиссия муниципального образования формируется не позднее чем за 65 дней до дня голосования. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 50 дней до дня голосования.
Решением Енисейского районного Совета депутатов №37-470р от 15 сентября 2009 года с соблюдением установленных сроков на территории Енисейского района образованы 15 одномандатных избирательных округов, этим же решением определено место нахождения окружных избирательных комиссий, в том числе по избирательным округам №1,2,3 с центром в п. Подтесово, №8, 9 с центром в с. Верхнепашино, №10 - с центром в с. Озерном, №14- с центром в с. Ярцево. Принятое решение о границах избирательных округов, окружных избирательных комиссиях, схеме округов опубликованы в газете «Енисейская правда» 1 октября 2009 года.
В судебном заседании установлено, что границы избирательных округов №1,2, 3, 8,9,10 и 14 совпадают с границами расположенных в данных округах избирательных участков.
Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования Енисейский район, осуществляющая организацию подготовки и проведения выборов в Енисейский районный Совет депутатов вправе выполнять полномочия окружных избирательных комиссий перечисленных избирательных округов.
Кроме того, по мнению суда, принятие оспариваемого заявителями решения комиссии №5/1 от 12 января 2010 года на продолжительность периода выдвижения кандидатов не повлияло.
В соответствии с п. 9 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.
Согласно ст. 24 Закона Красноярского края №8-1411, выдвижение кандидатов, списков кандидатов начинается не с момента принятия решения о передаче полномочий либо формировании состава окружных избирательных комиссий, как полагали заявители, а с момента опубликования решения о назначении даты выборов. Передача документов на регистрацию производится не позднее, чем за 40 дней до дня выборов до 18 часов по местному времени (ст. 29 Закона №8-1411).
Решение о назначении даты выборов принято Енисейским районным Советом 22 декабря 2009 года, опубликовано решение в газете «Енисейская правда» от 24 декабря 2009 года. Прием документов от кандидатов прекращен в 18 часов 1 февраля 2010 года. Таким образом, период выдвижения кандидатов и сбора подписей составил более 20 дней, что соответствует требованиям закона.
Таким образом, оснований к отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №5/1 от 12 января 2010 года нет.
Не допущено также нарушений и при принятии избирательной комиссией муниципального образования Енисейский район решений от отказе заявителям Шуляру В.И. и Бочаровой Г.А. в регистрации в качестве кандидатов на выборах депутатов Енисейского районного Совета.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона №67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». В силу ст. 38 того же закона для кандидатов, выдвинутых политической партией, несоблюдение требований к их выдвижению, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием к отказу в регистрации.
В соответствии с п.18 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в установленном порядке.
Кроме того, согласно п.п «г» п.1 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия обязана заблаговременно извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Поскольку в данном случае речь идет о выборах депутатов в Енисейский районный Совет депутатов, политическая партия, намеревавшаяся выдвинуть своих кандидатов, обязана была заблаговременно уведомить о проведении соответствующих мероприятий избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район.
Шуляр В.И. и Бочарова Г.А. являются членами политической партии «Справедливая Россия», согласно решению, принятому на собрании местного отделения партии в Енисейском районе 12 января 2010 года, они выдвинуты для баллотирования на выборах депутатов в Енисейский районный Совет депутатов по одномандатным избирательным округам (соответственно №8 и №9).
В соответствии с Уставом политической партии «Справедливая Россия»( в редакции от 25 июня 2009 года) обязанность заблаговременного извещения избирательной комиссии о проведении местным отделением мероприятий, связанных с участием местного отделения в муниципальных выборах и обеспечение допуска представителей избирательной комиссии на указанные мероприятия лежала на председателе Совета местного отделения.
В судебном заседании достоверно установлено, что заблаговременного извещения в адрес избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район о проведении 12 января 2010 года собрания по выдвижению кандидатов в депутаты по одномандатным округам и списка кандидатов по общетерриториальному избирательному округу от председателя Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» Черепанова М.А. не направлялось.
Кроме того, ни Шуляром В.И., ни Бочаровой Г.А. в комплекте документов, переданных избирательной комиссии 29 января 2010 года, не были представлены решения (в форме протоколов собрания местного отделения) о выдвижении их кандидатур.
И если неполнота сведений о самих кандидатах могла быть восполнена, то устранить нарушение порядка выдвижения кандидатов невозможно, в связи с чем решения об отказе в регистрации Шуляра В.И. и Бочаровой Г.А. избирательной комиссией приняты обоснованно.
Доводы заявителей о том, что допущено несущественное нарушение порядка выдвижения, которое не должно привести к отказу в регистрации суд во внимание принять не может.
Нормы, содержащихся в Федеральном законе №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прямо указывают, что нарушение порядка выдвижения кандидатов является основанием отказа в регистрации и не связывают отказ в регистрации с существенным либо несущественным нарушением избирательного процесса.
Не основаны на законе также доводы заявителей, о том, что в отношении каждого из них допущены нарушения принципа гласности работы избирательной комиссии.
Согласно ст. 30 Федерального закона №67-ФЗ на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
Обязанности уведомлять о времени проведения заседаний избирательной комиссии незарегистрированных кандидатов закон не содержит.
Неосновательной по мнению суда является также позиция заявителя Шуляра В.И. об оспаривании решения Енисейского районного Совета от 30 декабря 2009 года №40-502р.
Общие условия формирования избирательных комиссий установлены ст. 22 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Краевым избирательным законодательством, вопреки утверждению заявителя Шуляра В.И. в судебном заседании, условия формирования избирательных комиссий не определяются. Ст. 13 Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» регламентирует сроки формирования избирательных комиссий.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона №67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других политических партий и иных общественных объединений.
Избирательные комиссии муниципальных образований по выборам в органы местного самоуправления формируются представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в п. 1 ст. 22, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации,
В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
Указанным федеральным законом предусмотрено, что для избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения по их составу, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий - не менее десяти дней.
В тоже время законодательством установлены иные сроки в случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии в период избирательной компании.
В соответствии с п. 3.1 ст. 22 Федерального закона №67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, вакантное место замещается по представлению той же политической партии, если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее, чем за три дня до истечения сроков, указанных в п. 11 ст. 29 Федерального закона №67-ФЗ.
Таким же правом в соответствии с упомянутым п. 11 ст. 29 обладают другие органы, назначавшие выбывшего члена комиссии. Данным пунктом ст. 29 федерального закона определено, что орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего в связи с подачей этим членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий в период избирательной кампании не позднее чем через десять дней со дня его выбытия.
Анализ перечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что заявитель Шуляр В.И., оспаривая решение Енисейского районного Совета депутатов от 30 декабря 2009 г. №40-502р, ошибочно исходил из общих сроков формирования состава комиссий, а не сроков, установленных для замены выбывшего члена комиссии в период избирательной компании.
В судебном заседании установлено, что определенные законодательством сроки Енисейским районным Советом депутатов не нарушены.
Избирательная комиссия муниципального образования Енисейский район сформирована в составе 9 членов согласно решению №31-426р от 25 февраля 2009 года в соответствии с требованиями ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса Алексеева, Кацупий и Соломенцева в декабре 2009 года подали в адрес Совета депутатов письменные заявления о сложении своих полномочий. Решением Енисейского районного Совета №39-493р от 22 декабря 2009 года они были освобождены от обязанностей члена избирательной комиссии. Решение опубликовано в газете «Енисейская правда» 24.12.2009 г.
Вместо выбывших членов комиссии в ее состав введены по решению №40-502р от 30 декабря 2009 г. Пистер, Токарева и Гуляева. Данное решение принято в пределах установленного срока согласно назначению, осуществленному в соответствии с п.7 ст.24 Федерального закона №67-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ, действовавшей в момент принятия решения) Избирательной комиссией Красноярского края, коллективом отдела культуры Администрации Енисейского района и региональным отделением ВПП «Правое дело». Решение вступило в силу со дня его подписания, т.е. 30.12.2009 года, является законным, в связи с чем заявленные в этой части требования Шуляра В.И. удовлетворению не подлежат.
Не наши подтверждения в судебном заседании также доводы Шуляра В.И. о том, что оспариваемые решения приняты под давлением действующего главы района в целях устранения от участия в избирательной компании представителей оппозиции.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителями решения являются законными и обоснованными, в связи с чем в удовлетворении всех заявленных требований Шуляру В.И. и Бочаровой Г.А. следует отказать.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ст. 261 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований о признании незаконными решения Избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №5/1от 12 января 2010 года «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Енисейского районного Совета депутатов», решений муниципальной избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №12/3 и №12/4 от 2 февраля 2010 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Енисейского районного Совета депутатов Шуляру Василию Ивановичу и Бочаровой Галине Александровне, об оспаривании решения Енисейского районного Совета депутатов №40-502р от 30 декабря 2009 года и отмене выборов - Шуляру Василию Ивановичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении 5 дней.
Председательствующий Л.А.Борисова
Мотивированное решение
изготовлено 15 февраля 2010 года.
Л.А.Борисова