решение суда



Гражданское дело №2-986/2010

Решение

Именем Российской Федерации 15 октября 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Борисовой Л.А.,

с участием прокурора Черкашина М.А.,

при секретаре Бондаренко Т.В.рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Енисейского межрайпрокурора к Администрации города Енисейска о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание МУК «Городской дом культуры»,

установил:

Енисейский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением о защите интересов неопределенного круга лиц из числа детей-инвалидов, проживающих на территории города Енисейска, в части обеспечения их беспрепятственного доступа в здание муниципального учреждения культуры Городского дома культуры. При этом прокурор указал, что инвалиды, в том числе и дети-инвалиды, передвигающиеся с использованием колясок, лишены возможности принимать участие в массовых мероприятиях, проводимых этим учреждением культуры. Прокурор просил возложить обязанность на Администрацию города Енисейска как орган местного самоуправления по обустройству на входе в здание пандуса и поручней в течение 90 дней с момента вступления решения в силу.

В судебном заседании прокурор Черкашин М.А. просил заявленные требования удовлетворить, уточнив, что с учетом позиции отвечающей стороны полагает возможным предоставить ответчику для обустройства пандуса срок большей продолжительности, чем было указано в заявлении.

Представитель ответчика Золотоверх М.Ю. требования прокурора признала, согласившись, что в настоящее время в здание городского дома культуры беспрепятственный доступ инвалидов, передвигающихся с использованием колясок, затруднен. Однако в указанный прокурором срок исполнение обязанности по обустройству пандуса и поручней невозможно по климатическим условиям и из-за отсутствия в бюджете города соответствующих средств.

Директор МУК Городской дом культуры Казанцев В.П. и председатель общества инвалидов города Енисейска Штанговиц Л.А. требования прокурора считали обоснованными.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

Согласно ст.ст. 7, 12, 72, 130 -133 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплена обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Эта норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления. Конкретизация данного положения закреплена законодательством о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании.

Необходимость обеспечения доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов, закреплена ст. ст. 2, 24, 48 Градостроительного кодекса РФ и ст. 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу с 1 июля 2010 года. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СНиП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Здание городского дома культуры в силу своего предназначения относится к объектам социальной инфраструктуры. Здесь регулярно проводятся мероприятия, участие в которых принимают инвалиды. Однако по утверждению председателя общества инвалидов города Енисейска Штанговиц Л.А. инвалиды-колясочники участниками праздников, спортивных состязаний не являлись из-за затрудненного доступа в здание. Директор МУК Казанцев В.П. согласился с тем, что оборудованный деревянный пандус не отвечает установленным требованиям, в тоже время пояснил, что собственных средств у дома культуры для его обустройства нет.

Отсутствие беспрепятственного доступа для граждан с ограниченными возможностями передвижения в здание городского дома культуры нарушает права и свободы этих граждан.

С учетом изложенного суд считает требования Енисейского межрайпрокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На Администрацию города Енисейска как орган местного самоуправления, представляющий интересы собственника- муниципального образования город Енисейск, следует возложить обязанность по обустройству на входе в здание МУК Городской дом культуры пандуса и поручней. Согласно представленному локальному сметному расчету, изготовленному директором МУК, согласованному с отделом строительства и архитектуры города, материалом для возведения пандуса является бетон.

С учетом климатических условий города Енисейска в зимнее время работа с таким материалом невозможна. В связи с этим суд считает возможным срок исполнения обязанности определить до 1 мая 2011 года.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

решил:

Требования Енисейского межрайпрокурора удовлетворить. Обязать Администрацию города Енисейска обеспечить беспрепятственный доступ для граждан с ограниченными возможностями передвижения в здание МУК «Городской дом культуры», установив на входе пандус с поручнями в срок до 1 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через канцелярию Енисейского районного суда.

Председательствующий Л.А.Борисова