решение суда



Гражданское дело № 2-459/2010

Решение

Именем Российской Федерации 28 июня 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.,

с участием прокурора Калугиной О.В.,

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гарманова Валентина Леонидовича об оспаривании результатов выборов депутатов Енисейского районного Совета по одномандатному избирательному округу №11,

установил:

Гарманов В.Л. обратился в Енисейский районный суд с заявлением о защите избирательных прав, оспаривая результаты выборов депутатов в Енисейский районный Совет по избирательному округу №11, проводившихся 14 марта 2010 года, мотивируя свои требования следующим: он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Енисейского районного Совета по данному избирательному округу, выборы проводились 14 марта 2010 года, решением избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район №23/2 выборы признаны состоявшимися, депутатом районного Совета по этому округу стала Рявкина Г.В. Однако при проведении выборов были допущены существенные нарушения избирательного законодательства, нарушен принцип равенства кандидатов. Победивший на выборах кандидат Рявкина Г.В., являвшаяся председателем Енисейского районного Совета депутатов, в период предвыборной агитации не сложила с себя своих должностных полномочий, использовала административный ресурс. В поддержку Рявкиной Г.В. отделом культуры Администрации района проводились агитационные концерты, ей предоставлялся служебный автомобиль. Глава Енисейского района Ермаков С.В. также продолжал исполнять свои обязанности в период проведения выборов, что следует расценивать как использование им административного ресурса. По заказу избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район как в целом по району, так и по избирательному округу №11 было изготовлено количество бюллетеней, значительно превышающее установленный предел в 1.5%, в списки голосовавших граждан были включены не проживающие и не зарегистрированные на территории округа лица, в помещениях для голосования отсутствовала информация о кандидатах в депутаты, сведения о доходах кандидатов и их имуществе не были опубликованы, избирательные бюллетени не соответствовали установленным требованиям, была нарушена процедура признания бюллетеней недействительными, в день досрочного голосования по избирательному участку №1183 7 марта 2010 года на борт вертолета, доставлявшего членов комиссии к месту проведения голосования, не была взята его наблюдатель ФИО4

В ходе рассмотрения дела Гарманов В.Л. уточнил заявленные требования, указав, что подлежат отмене решения об итогах голосования Айдаре 83, где время ия двух участки голосованияявленные требования. ным правом, в пдвух участковых избирательных комиссий- №1182 с центром в п. Айдара и №1183 с центром в п. Маковское и решение избирательной комиссии избирательного округа №11 №5/3 от 15 марта 2010 года об установлении общих итогов выборов депутатов по данному одномандатному округу, следует признать итоги голосования и результаты выборов по данному округу недействительными. По мнению Гарманова В.Л. проведение досрочного голосования в с. Маковском не вызывалось необходимостью, поскольку с данным населенным пунктом имелось транспортное сообщение. Жители отдаленных населенных пунктов- Ворожейки, Лосиноборска, Суханово и Соломенниково, расположенных на территории этого избирательного участка, не могли принять участие в голосовании, т.к. у них отсутствовала возможность прибыть в с. Маковское, а голосование вне помещения избирательного участка согласно содержанию протоколов не проводилось. Досрочное голосование в с. Айдара проводилось с сокращением установленной продолжительности- с 10 до 15 часов, в результате не все избиратели смогли принять участие в голосовании, а подлинность сведений о тех избирателях, что проголосовали, вызывает сомнения.

В судебном заседании Гарманов В.Л. и его представители Черепанов М.А., Суворов В.Н. и Молотков В.Л. заявленные требования поддержали.

Представители избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Пермяков Н.А. и Пистер В.Н. заявленные требования оспаривали, полагая, что никаких существенных нарушений избирательного законодательства, которые бы привели к невозможности выявить истинную волю избирателей допущено ни в целом по округу, ни по отдельным избирательным участкам в ходе проведения выборов допущено не было. Изготовление большего, чем установлено законом количества избирательных бюллетеней имело место, однако фактически избирательным комиссиям выдано только необходимое по уточненным спискам избирателей количество бюллетеней. Сокращение времени голосования при проведении досрочных выборов в п.Айдара связано со значительной отдаленностью, отсутствием какой-либо транспортной связи, помимо воздушного сообщения, коротким световым днем, не позволявшим осуществить рейс вертолета после 20 часов в вечернее время. Сокращение времени голосования было осуществлено после согласования с избирательной комиссией Енисейского района. Голосование вне помещения избирательных участков при проведении досрочных выборов возможно и было проведено 7 марта 2010 года, избиратели, проживающие в д. Лосиноборск, д.Суханово и д.Ворожейка реально приняли участие в голосовании, на их волю никто никакого давления не оказывал. Голосование проводилось в присутствии двух членов комиссии с правом решающего голоса, либо одним членом комиссии в присутствии двух наблюдателей. Кандидат в депутаты Рявкина Г.В. никаких нарушений не допускала.

Представители избирательной комиссии избирательного округа №11 Дуракова Г.В. и Дуракова И.Ю. также оспаривали заявленные требования, полагая, что выборы по округу были проведены с соблюдением установленных требований закона.

Председатели участковых избирательных комиссий №1182 и №1183 Суханов Г.М. и Хуторной А.В. просили рассматривать дело в свое отсутствие в связи с невозможностью приезда в г.Енисейск из-за удаленности населенных пунктов, требования Гарманова В.Л. оспаривали, представив письменные пояснения.

Представитель Енисейского районного Совета Гусяцкий С.Ф. в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Победивший на выборах кандидат Рявкина Г.В. полагала, что она также не допускала нарушений избирательного законодательства, свои обязанности председателя Енисейского районного Совета в период выборной кампании не выполняла, сессии Совета не вела, т.к находилась в отпуске, однако как депутат в работе сессии участие действительно принимала, что не считает нарушением, поскольку ограничений в этой части законом не установлено. К месту проведения предвыборной агитации она приезжала на собственном автомобиле, управлял которым ее муж, служебным транспортом не пользовалась, счет в банке не открывала. К проводившимся мероприятиям отдела культуры администрации Енисейского района по случаю праздника 8 марта отношения не имела, административный ресурс не использовала.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, допросив свидетелей, с учетом заключения прокурора Калугиной О.В., полагавшей необходимым в удовлетворении требований Гарманову В.Л. отказать, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении выборов в органы местного самоуправления определяется федеральным законодательством, законодательством субъекта федерации, уставами муниципальных образований. При рассмотрении заявленных требований следует исходить из норм, содержащихся в Федеральном законе №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ №67-ФЗ), Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», Устава Енисейского района Красноярского края, утвержденного Енисейским районным Советом депутатов 13 марта 1998 года (в редакции от 28.05.2009 г.)

В соответствии со ст. 18 Устава Енисейского района районный Совет состоит из 21 депутата, избираемого на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет.

В связи с истечением срока полномочий депутатов Енисейского районного Совета депутатов решением Енисейского районного Совета депутатов №39-492р от 22 декабря 2009 года на 14 марта 2010 года назначена дата выборов депутатов. Решение опубликовано в газете «Енисейская правда» 24 декабря 2010 года.

Согласно ст. 12 Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» организацию подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления осуществляют избирательная комиссия муниципального образования (далее по тексту ИКМО), окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Решением Енисейского районного Совета депутатов №37-470р от 15 сентября 2009 года с соблюдением установленных сроков на территории Енисейского района образованы 15 одномандатных избирательных округов, этим же решением определено место нахождения окружных избирательных комиссий, в том числе по избирательному округу №11 с центром в с. Плотбище. Принятое решение о границах избирательных округов, окружных избирательных комиссиях, схеме округов опубликованы в газете «Енисейская правда» 1 октября 2009 года.

В состав избирательного круга №11 с центром в с. Плотбище вошли территории пяти сельских Советов- Плотбищенского, Подгорновского, Малобельского, Чалбышевского и Маковского. В соответствии с решением №6-п от 14 января 2010 года на территории района образованы избирательные участки, шесть из них-№№1169,1170,1171, 1172, 1182 и 1183- в составе избирательного округа №11.

Избирательные участки №1182 и №1183, результаты выборов по которым оспариваются Гармановым В.Л., расположены в пределах Маковского сельского Совета, их центрами стали соответственно с.Маковское и д.Айдара. Решение опубликовано в газете «Енисейская правда» 21 января 2010 года.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

По мнению суда, доказательств, влекущих в соответствии с требованиями приведенной выше правовой нормы отмену оспариваемых решений избирательных комиссий о результатах выборов в депутаты Енисейского районного Совета как по избирательным участкам №1182 и №1183, так и в целом по одномандатному избирательному округу №11 Гармановым В.Л. не представлено.

Гармановым В.Л. результаты выборов в целом по Енисейскому району не оспаривались и не могли оспариваться, поскольку он был зарегистрирован в качестве кандидата по одномандатному округу №11.В связи с этим доводы заявителя о превышении установленного предела количества изготовленных избирательных бюллетеней по району в целом судом во внимание не принимались и не рассматривались. Не рассматривались также доводы Гарманова В.Л. о нарушениях, допущенных по мнению заявителя главой Енисейского района Ермаковым С.В., поскольку он кандидатом в депутаты по избирательному округу №11 не регистрировался.

Нарушений при образовании данного округа, формировании состава всех избирательных комиссий допущено не было. Кандидатами в депутаты Енисейского районного Совета по избирательному округу №11 решениями окружной избирательной комиссии №2/1, 2/2, 2/3 от 29 января 2010 года были зарегистрированы Гарманов В.Л., выдвинутый Енисейским районным отделением политической партии КПРФ, Кухалашвили В.Г.- в порядке самовыдвижения, Рявкина Г.В.- выдвинутая избирательным объединением Красноярского регионального объединения политической партии «Единая Россия».

Нарушений при регистрации кандидатов также не допускалось, требований в этой части не заявлялось.

Публикация всех принимавшихся ИКМО решений осуществлялась в периодическом издании - газете «Енисейская правда», распространяющейся в первую очередь среди ее подписчиков. Отсутствие соответствующих публикаций в специальных номерах, предназначенных для продажи в розницу, на что обращал внимание в судебном заседании представитель заявителя Суворов В.Н., нарушением не является.

По мнению суда ограничений, связанных с ее служебным положением, установленных ст. 40 ФЗ №67-ФЗ кандидат в депутаты Рявкина Г.В. не нарушала. К моменту регистрации в качестве кандидата Рявкина Г.В. являлась председателем Енисейского районного Совета депутатов. Председатель районного Совета не является ни государственным, ни муниципальным служащим, в связи с чем обязанности предоставлять в избирательную комиссию копию приказа об освобождении от выполнения своих обязанностей на период проведения выборов у нее не было. Несмотря на это Рявкина Г.В. в период предвыборной агитации находилась в отпуске и обязанностей по своей должности не выполняла. Участие Рявкиной Г.В. в работе сессий совета как депутата этого совета нарушением не является.

Никем из участников судебного разбирательства не отрицался тот факт, что предвыборный период совпал по времени с подготовкой и проведением праздничных мероприятий, посвященных 8 марта. Работниками отдела культуры Администрации Енисейского района праздничные концерты в селах действительно проводились, это обстоятельство никем из участников судебного разбирательства не оспаривалось. Однако сотрудники указанного отдела ни Енисейскому районному Совету, ни его председателю Рявкиной Г.В. не подчинены. Доказательств того, что при проведении концертов осуществлялась агитация в пользу Рявкиной Г.В. Гарманов В.Л. суду не представил. Не было представлено им также доказательств того, что Рявкина Г.В. использовала на безвозмездной основе автомобиль, принадлежащий администрации Енисейского района, доводы Рявкиной Г.В. об использовании личного автомобиля заявителем не опровергнуты, хотя бремя доказывания данных утверждений полностью лежало на заявителе.

В ходе судебного разбирательства не нашло подтверждения утверждение заявителя об отсутствии на избирательных участках информации о кандидатах в депутаты. Окружной избирательной комиссией, а также избирательной комиссией муниципального образования Енисейский район суду предоставлены образцы информационных листков, содержащих необходимую информацию о каждом кандидате и размещавшихся на информационных стендах участковых комиссий, а также сведения о размере и источниках доходов кандидатов. В газете «Енисейская правда» действительно не были опубликованы сведения о доходах кандидатов, однако это касалось всех без исключения кандидатов и на формирование воли избирателей никак повлиять не могло.

В судебном заседании установлено, что избирательные бюллетени вопреки утверждению Гарманова В.Л. соответствовали требованиям установленным ст. 63 ФЗ №67-ФЗ, их форма и текст были утверждены решением ИКМО №7/15 от 22 января 2010 года.

При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещались в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержал следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: фамилия, имя, отчество; год рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, где находится место жительства кандидата; основное место работы и занимаемая должность ( у Гарманова В.Л. -указание на то, что он является пенсионером), сведения о том, что все кандидаты являются депутатами Енисейского районного Совета, сведения о том, каким избирательным объединением выдвинуты Гарманов и Рявкина, с указанием кратного наименования объединения, в отношении кандидата Кухалашвили-сведения о том, что он зарегистрирован в порядке самовыдвижения. Поскольку Гарманов В.Л. и Рявкина Г.В. были зарегистрированы в общетерриториальном списке кандидатов, эта информация также отражена в бюллетенях. Никакой другой информации в бюллетенях быть не должно и не было.

Согласно положениям упомянутой нормы (ст. 63) число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

В судебном заседании доводы Гарманова о том, что количество избирательных бюллетеней, изготовленных в соответствии с решением комиссии превышало допустимый предел, подтвердились. В соответствии с представленными сведениями по состоянию на 1 января 2010 года число избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа №11 составляло 1239 человек ( в сумме по пяти сельским советам: Плотбище-344, Подгорное- 262, Малобелая- 165, Чалбышево- 273, Маковское - 195). Заказано и изготовлено было 1424 бюллетеня, т.е. превышение составило около 15%. Однако фактически участковым избирательным комиссиям было выдано для проведения голосования только 1276 бюллетеней, что подтверждено соответствующими актами о передаче бюллетеней. Согласно протоколам об итогах голосования в выборах по данному округу приняли участие 1275 избирателей.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства стало очевидным, что излишне изготовленные бюллетени на избирательные участки не передавались и при определении результатов выборов не использовались, были представлены суду ИКМО как погашенные в количестве 149 штук. Вопреки предположению заявителя и его представителей никакого «вброса» бюллетеней не было. Процедура гашения бюллетеней не нарушалась, как и процедура признания бюллетеней недействительными. Это обстоятельство по настоянию Гарманова В.Л. и его представителей проверялось в судебном заседании путем вскрытия и обозрения упаковок с бюллетенями, указанные действия осуществлялись с участием надлежащего специалиста ФИО22 - директора Енисейской типографии, исполнявшей заказ по изготовлению всех избирательных бюллетеней, привлеченного судом по ходатайству Гарманова В.Л. Данные о количестве бюллетеней, отраженные в итоговых протоколах и данные подсчета, произведенного в судебном заседании, полностью совпали.

При таких обстоятельствах, допущенное нарушение в виде превышения количества изготовленных бюллетеней по мнению суда не может повлечь отмены результатов выборов.

В судебном заседании не нашло своего подтверждения утверждение заявителя о неправильном составлении списков избирателей. В ходе досудебной подготовки Гарманов В.Л. и его представители Черепанов М.А. и Суворов В.Н. имели возможность ознакомиться и ознакомились со списками избирателей по всем избирательным участкам округа. После ознакомления никем из них никаких конкретных сведений о каких-либо нарушениях при составлении списков суду представлено не было. Первоначальные утверждения о том, что в списки включались лица, на территории участков не проживающие либо не зарегистрированные никакими доказательствами подтверждены не были и оказались также лишь предположениями заявителя и его представителей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с ходатайствами участковых избирательных комиссий участков №1182 и 1183 решением ИКМО №19/4 от 19 февраля 2010 года было разрешено досрочное голосование избирателей по этим избирательным участкам №1182 и 1183. В соответствии с решением окружной избирательной комиссии и решениями участковых избирательных комиссий на территории Маковского сельского совета голосование по выборам депутатов Енисейского районного совета проводилось досрочно 7 марта 2010 года. Одновременно в соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования Маковский сельский совет в тех же населенных пунктах проводилось досрочное голосование по выборам главы Маковского сельского совета.

Центры избирательных участков -с.Маковское и д. Айдара в соответствии с Законом Красноярского края №16-3747 от 29 сентября 2005 года отнесены к населенным пунктам, находящимся в труднодоступных и отдаленных местностях. В соответствии со ст. 65 ФЗ №67-ФЗ в таких местностях возможно проведение досрочного голосования избирателей.

При проведении досрочного голосования по мнению суда возможно также и голосование вне помещения избирательного участка в порядке, установленном ст. 66 ФЗ №67-ФЗ. В этом случае участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных п.10 ст. 65 Федерального закона (в редакции до внесения изменений от 31.05.2010 г., т.е. когда возможно проведение досрочного голосования в течение нескольких дней), только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.

В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их получении. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем бюллетеня. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в п. 14 ст. 66, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.

Никаких сомнений в том, что в день проведения досрочного голосования по избирательному участку №1182 реально было проведено голосование вне помещения избирательного участка жителей д. Суханово, Лосиноборск и Ворожейка у суда нет. Голосование было организовано с использованием вертолета, доставлявшего членов участковой избирательной комиссии в указанные населенные пункты. Представленными документами и показаниями допрошенных свидетелей подтверждены доводы председателя избирательной комиссии избирательного участка №1182 Суханова Г.М. в этой части и опровергнуты утверждения Гарманова В.Л. и его представителей о подложности бюллетеней и отсутствии переносных ящиков.

В тоже время совершенно очевидно, что требования ст. 66 ФЗ №67-ФЗ при проведении голосования вне помещения были нарушены. Причина, по которой голосование 7 марта 2010 года проводилось для жителей д.Лосиноборск, Суханово и Воржейка вне помещения избирательного участка- отдаленность их проживания- законом для такого вида голосования не предусмотрена. Между тем в представленных суду реестрах указано именно это обстоятельство и нет упоминаний о нездоровье кого-либо из избирателей либо их инвалидности. Таких избирателей в общей сложности по трем населенным пунктам оказалось 23: 15 - в Лосиноборске, 5- в Суханово, и 3 - в Ворожейке.

Однако с учетом общих результатов выборов по данному избирательному участку суд не считает выявленное нарушение основанием к отмене решения об итогах голосования по данному избирательному участку. В голосовании 7 марта 2010 года по избирательному участку №1182 приняло участие 90 избирателей. Согласно итоговому протоколу 29 избирателей проголосовало за кандидата Гарманова, 8 - за Кухалашвили, а 53- за Рявкину. Разница между Гармановым и Рявкиной является существенной и составляет 24 голоса. Если исключить из общего числа 23 бюллетеня избирателей, проголосовавших вне помещения избирательного участка, допустив, что все они проголосовали за Гарманова В.Л. избранным депутатом, несмотря на это окажется Рявкина Г.В.

Никаких других нарушений при проведении голосования по данному участку вопреки утверждению Гарманова В.Л. в судебном заседании установлено не было. В день досрочного голосования на избирательном участке присутствовал член ИКМО Красуля И.Г., подтвердивший, что голосование было начато и окончено вовремя, никакого давления на избирателей никто не оказывал. По утверждению свидетеля Красули И.Г. он пресек попытку выдать избирателю бюллетень без предъявления им паспорта. Конкретных сведений о том, кому из избирателей были выданы бюллетени без предъявления паспорта Гарманов В.Л. суду не представил.

В соответствии с требованиями федерального и краевого избирательного законодательства голосование должно производиться с 8 до 20 часов по местному времени. В соответствии с п.1 ст. 48 Закона Красноярского края №8-1411 от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» участковая избирательная комиссия на избирательных участках, образованных в воинских частях или отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, может объявить голосование законченным раньше времени, если проголосовали все избиратели, внесенные в список избирателей. В случае необходимости с учетом местных условий окружные избирательные комиссии могут по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования изменять время голосования при сохранении его продолжительности.

При досрочном голосовании на избирательном участке №1183 в д.Айдара время голосования была изначально установлено с 10 до 15 часов 7 марта 2010 года, т.е с нарушением определенной законом продолжительности, что безусловно является нарушением. Однако само по себе допущенное нарушение по мнению суда не может повлечь отмены решения о результатах голосования по данному участку.

В судебном заседании установлено, что сокращение продолжительности голосования было вызвано лишь тем, что транспортная связь с д.Айдара в силу отдаленности и труднодоступности осуществляется в зимнее время лишь с использованием вертолетов и снегоходов. Полет вертолета с избирательной документацией в вечернее и ночное время невозможен. О времени голосования избиратели, проживающие на территории участка, были оповещены заблаговременно путем вывешивания соответствующих объявлений. Была осуществлена соответствующая публикация и в издании муниципального образования Маковского сельского совета «Маковский вестник».

Более того, в д. Айдара 6 февраля 2010 года проводился сход граждан, на котором присутствовало 52 жителя, на котором обсуждался вопрос о времени голосования и помещении для голосования. Согласно решению схода и была определена продолжительность голосования. Согласно данным итогового протокола в голосовании приняло участие 67 человек, фактически проживающих в с. Айдара. В соответствии с установленным числом зарегистрированных избирателей в голосовании по этому участку не принял участия 31 человек (98 - 67).

Судя по сведениям, представленным заместителем главы Маковского сельского совета, 9 человек из числа зарегистрированных в д.Айдара в населенном пункте фактически не проживают, поскольку выехали в другие регионы РФ. Общеизвестным является также тот факт, что определенная часть избирателей, зарегистрированных проживающими на территории д.Айдара, фактически живет изолированно на значительном отдалении от населенного пункта. Членам участковой избирательной комиссии все жители деревни известны поименно, по утверждению председателя комиссии Хуторного А.В. последний совершеннолетний житель деревни проголосовал в 14 часов 30 минут, после чего голосование было завершено и подводились его итоги.

Все 67 избирателей проголосовали за Рявкину Г.В. Если допустить, что 31-му избирателю в результате сокращения времени голосования не была предоставлена возможность принять участие в выборах и все эти лица проголосовали бы за Гарманова В.Л., то и в этом случае преимущество сохранилось бы за кандидатом Рявкиной Г.В. По этой причине считать, что допущенное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей и влечет признание результатов выборов по данному избирательному участку недействительными нельзя.

Доводы Гарманова В.Л. и его представителей о подложности представленных сведений и в этой части никакими доказательствами в судебном заседании подтверждены не были.

Тот факт, что наблюдатель ФИО4, направлявшаяся Гармановым В.Л. в участковую избирательную комиссию избирательного участка №1183 не была включена с число лиц, вылетавших вертолетом 7 марта 2010 года в день досрочного голосования в с. Маковское и д.Айдару также не может служить основанием к отмене решения об итогах голосования и результатов выборов по этому участку.

Рейс вертолета выполнялся согласно договору между ИКМО и ООО «АэроГео». При этом на ИКМО в соответствии с требованиями законодательства и вопреки утверждению заявителя не была возложена обязанность обеспечивать доставку наблюдателей от кандидатов к месту проведения голосования. Заявитель о времени досрочного голосования достоверно знал, следовательно имел возможность направить в качестве своего наблюдателя в участковую избирательную комиссию жителя д.Айдара, а не г.Енисейска. Судя по представленным документам, так и поступили другие участники проводившихся выборов, находившиеся в равных условиях с кандидатом Гармановым.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заявленные Гармановым В.Л. требования о защите своих избирательных прав и оспаривании результатов выборов депутатов Енисейского районного Совета по одномандатному избирательному округу №11 изначально были основаны лишь на предположениях, субъективном мнении самого заявителя и его представителей, объективно ничем не подтверждены и удовлетворению по этой причине не подлежат.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, ст. 261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований об отмене решений участковой избирательной комиссии избирательного участка №1182 и участковой избирательной комиссии избирательного участка №1183 об итогах досрочного голосования по выборам депутатов Енисейского районного Совета 7 марта 2010 года, отмене решения окружной избирательной комиссии избирательного округа №11 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Енисейского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №11», признании недействительными итогов голосования и результатов выборов депутатов Енисейского районного Совета депутатов по одномандатному округу №11, состоявшихся 14 марта 2010 года, Гарманову Валентину Леонидовичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий Л.А.Борисова