решение суда



Гражданское дело № 2-774/2010

Решение

Именем Российской Федерации 6 сентября 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО Управляющая компания «Наш город» к Григорьевой Татьяне Андреевне и Сафронову Александру Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги,

установил:

ООО Управляющая компания «Наш город» обратилось в суд с иском к сособственникам квартиры Номер обезличен, расположенной в доме Номер обезличен по ... в г.Енисейске Григорьевой Т.А. и Сафронову А.В., настаивая на взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате за содержание данного жилья и предоставленные коммунальные услуги за период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2010 года в сумме 50 086 руб. 01 коп. Свои требования истец мотивировал тем, что ответчики, обязанные вносить регулярные платежи по оплате содержания жилья и коммунальных услуг, на протяжении всего указанного времени плату в полном объеме не осуществляют. Истец настаивал также на взыскании суммы государственной пошлины, оплаченной при подаче искового заявления.

В ходе досудебной подготовки исковое заявление, приложенные к нему материалы, определение и уведомление суда были направлены ответчикам, однако возвращены почтовым отделением со ссылкой на отсутствие адресатов по указанному адресу. В соответствии с актом, оформленным по запросу суда инспектором ПВС, в указанной квартире ни Сафронов А.В., ни Григорьева Т.А. не проживают, поскольку выехали в г.Сургут. Инспектору информацию предоставила проживающая в квартире с разрешения собственников Горбунова Анна Александровна. Точного адреса проживания ответчиков Горбунова А.А. инспектору не сообщила.

По ходатайству истца судом были запрошены сведения о наличии у ответчиков регистрации в г. Енисейске и Енисейском районе. Согласно сообщению отделения УФМС России по Красноярскому краю в г.Енисейске и Енисейском районе Сафронов А.В., родившийся 19 октября 1971 года, зарегистрирован проживающим в квартире по указанному адресу с 22 января 2002 года. Ответчик Григорьева Т.А. в г.Енисейске и районе не зарегистрирована. Согласно сведениям Енисейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Григорьева Т.А. является собственником 1/2 доли квартиры Номер обезличен, расположенной в доме Номер обезличен по ... в .... При предоставлении сведений госрегистратором был указан адрес фактического проживания Григорьевой Т.А. в г.Сургуте Тюменской области. В адрес ответчика направлены исковое заявление и приложенные к нему материалы, было предложено указать адрес Сафронова А.В. Сведения в этой части суду предоставлены не были. В связи с тем, что место пребывания ответчика Сафронова А.В. установлено в ходе досудебной подготовки не было, ему как отсутствующему ответчику по ходатайству истца судом назначен адвокат.

В судебном заседании адвокат Штангауэр Н.И. сообщила, что позиция представляемого лица ей неизвестна, в связи с чем она иск не признает.

Ответчик Григорьева Т.А. просила рассматривать дело в свое отсутствие в связи с тем, что проживает в другом регионе и приезд к месту судебного разбирательства сопряжен для нее со значительными материальными затратами. Исковые требования ответчица оспаривала, сообщив, что истцом не представлено обоснования тарифам, положенным в основу расчета задолженности, в квартире в настоящее время никто не зарегистрирован и не проживает, каким образом исчислена сумма задолженности ей не очевидно. Григорьева обратила внимание суда также на отсутствие договора на оказание коммунальных услуг. Кроме того, ответчица сообщила, что частично оплата за жилое помещение и услуги производилась ее родственницей, сама она о существовании задолженности не подозревала, ее лично об этом никто не уведомил, истец не предпринял мер к максимальному ограничению услуг. К моменту рассмотрения спора по существу Григорьевой Т.А. в счет погашения задолженности оплачено 15 000 рублей, в подтверждение представлены копии двух чеков-ордеров.

Представитель истца Ушенин Л.А. просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно требованиям ст. 153-158 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Плата за жилое помещение для собственника жилого помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения. В свою очередь плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (теплоснабжение).

Плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В судебном заседании установлено, что Сафронов А.С. является собственником 1/2 доли квартиры Номер обезличен, расположенной в доме Номер обезличен по ... в г.Енисейске в соответствии с договором №2130 на передачу квартиры в собственность граждан, зарегистрированного в администрации города Енисейска 28 июля 1994 года. Право собственности Сафронова А.С. было зарегистрировано 1 августа 1994 года Енисейским отделением филиала Российского государственного центра инвентаризации и учета объектов недвижимости. Собственником второй доли квартиры в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 25 ноября 2005 года является Григорьева Т.А.

Ни Сафронов, ни Григорьева в квартире не проживают, при этом Сафронов сохраняет регистрацию в указанном жилом помещении. Фактически квартира предоставлена собственниками для проживания Горбуновой А.А. Именно ей вручалось уведомление о существовании задолженности и необходимости оплаты. Судя по содержанию отзыва Григорьевой Т.А. собственники воспользовались своим правом, закрепленным ст. 288 ГК РФ и сдали жилье для проживания, однако при этом не уведомили управляющую компанию о наличии у Горбуновой А.А. каких-либо обязательств. Проживание в другом регионе не освобождает собственников от исполнения обязанностей по внесению всех видов платежей.

Двухкомнатная квартира расположена в многоквартирном жилом доме, отапливается путем подачи тепла обслуживающей организацией, имеется холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. Поскольку товарищество собственников жилья не создано, оплату ответчикам следовало осуществлять ООО Управляющая компания «Наш город».

В судебном заседании установлено, что общая сумма по всем видам платежей с января 2008 года по апрель 2010 года составляет 92 792 руб. 39 коп., фактически было уплачено 42667 руб. 62 коп. Сведений о внесении больших сумм ответчиками суду не предоставлено. С учетом переплаты по состоянию на 1 января 2008 года в сумме 38 руб. 76 коп. размер задолженности ответчиков по расчетам истца составил 50 086 руб. 01 коп. В эту сумму включены расходы по содержанию жилья, текущему и капитальному ремонту, водоотведению (ассенизации), холодному и горячему водоснабжению, отоплению и вывозке сухого мусора. Все расчеты произведены исходя из площади жилого помещения в 54.3 кв.м, либо одного проживающего.

Доводы ответчика Григорьевой Т.А. о том, что истцом применены необоснованные тарифы во внимание суд принять не может.

В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. утверждены такие Правила.

Согласно п. 15 Правил размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон №210-ФЗ от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», его действие полностью распространяется на отношения по оказанию коммунальных услуг. При этом под оказанием коммунальных услуг понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Действие данного закона распространяется на ОАО «Енисейская энергетическая компания» как ресурсо (энерго)снабжающую организацию, осуществляющую поставки тепловой энергии бытовым потребителям г.Енисейска, а также их водоснабжение.

П.3 ст. 19 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (т.е. исходя из тарифов установленных для ресурсоснабжающих организаций) с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с этим Федеральным законом.

Кроме того, особенности регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, одновременно являющихся производителями товаров и услуг в сфере теплоснабжения, установлены Федеральным законом №41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок установлены ст. 5 Закона N 210-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.5 названного Закона представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Ч.2 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В соответствии с ч. 3 названной статьи органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В силу ч. 4 указанной статьи органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

При определении размера платежей учитываются предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.

В Красноярском крае с учетом изложенного выше и в силу определения компетенции органов субъекта федерации тарифы на холодную воду в спорный период устанавливал Департамент строительства и жилищно-коммунальной политики администрации края, тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию согласно ст. 6 Федерального закона №41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливала ранее и устанавливает в настоящее время Региональная энергетическая комиссия Красноярского края. Истцом предоставлены суду и в копиях ответчикам сведения об установлении РЭК края тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Енисейская энергетическая компания» на 2008, 2009 и 2010 г.г. ( в Гкал) Представлены сведения о расчете стоимости потребляемой тепловой энергии на 1 кв.м. жилой площади.

Установление органами местного самоуправления для расчета платы за коммунальные услуги иных тарифов, помимо установленных регулирующими органами, противоречило бы действующему законодательству.

Установление нормативов потребления и стоимости каждого вида коммунальных услуг с учетом надбавок входит в полномочия органа местного самоуправления. Все решения, регламентирующие размер платежей за указанный период, суду предоставлены.

Не может суд принять во внимание и доводы Григорьевой о том, что расходы по вывозке мусора уже включены в состав затрат по содержанию жилья и по этой причине оплачиваются собственниками жилья дважды.

Ответчица справедливо полагает, что плата за содержание общего имущества должна включать в себя оплату за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Сбор и вывоз отходов, в том числе и ТБО (или сухого мусора, как указано истцом), не включается в состав коммунальных услуг, в соответствии с п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, эти расходы подлежат включению в состав платы за содержание общего имущества.

Между тем, анализ представленных истцом документов позволяет сделать вывод, что ни в состав платы за коммунальные услуги, ни в Перечень и стоимость содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Администрации города Енисейска от 24 марта 2008 года, оплата вывоза мусора, твердых бытовых отходов в качестве составляющей не включена.

Между тем, оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (контейнеры, используемые в этих целях, специальные площадки) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего жилого дома. Эксплуатация таких объектов осуществляется в общих интересах, следовательно, подлежит оплате собственниками жилых помещений. Фактически вывоз ТБО осуществляется. Оплата этого вида работ жителями города Енисейска, являющимися собственниками жилых помещений, производится в соответствии с требованиями ст. 156 ЖК РФ исходя из стоимости, определенной по постановлению органа местного самоуправления.

Таким образом, двойного взимания платы в этой части не производится.

Исходя из изложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, вопреки позиции истца ответчики не могут отвечать солидарно, поскольку квартира является их общей долевой собственностью, сведений о том, что Сафронов и Григорьева являются членами одной семьи в силу этого несут солидарную ответственность, суду не предоставлено. Следовательно, каждый из сособственников отвечает соразмерно своей доле. Размер задолженности каждого из ответчиков составляет 25 043 руб.

При определении суммы взыскания с ответчика Григорьевой Т.А. следует учесть осуществленную ею оплату задолженности в сумме 15 000 рублей. Факт оплаты подтвержден Григорьевой Т.А. надлежащим образом, взысканию с нее в счет образовавшейся задолженности подлежит 10 043 руб.

Кроме того, пропорционально сумме удовлетворенного иска в соответствие со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца следует взыскать также государственную пошлину. Возврату подлежит 1702 руб. 58 коп. (3% с суммы свыше 20 000 рублей + 800 руб.). С каждого из ответчиков также соразмерно доле в имуществе следует взыскать по 851 руб. 29 коп.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Григорьевой Татьяны Андреевны в пользу ООО Управляющая компания «Наш город» 10894 рубля 29 копеек. Взыскать с Сафронова Александра Сергеевича в пользу ООО Управляющая компания «Наш город» 25894 рублей 30 копеек

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий Л.А.Борисова