решение о признании незаконным бездействия по организации деятельности в области обращения с отходами



Гражданское дело № 2-653/2010

Решение

Именем Российской Федерации 18 июня 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Быстровой М.Г.

с участием прокурора Павлова А.В.

при секретаре Станкевич В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Енисейского межрайпрокурора к Администрации Усть-Питского снельсовета о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов

установил:

Обратившись в суд с данным заявлением, прокурор просит возложить на Администрацию Усть-Питского сельсовета обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории данного муниципального образования, а именно на земельном участке лесного фонда <адрес>, путем организации сбора несанкционированно размещенных на этом участке бытовых отходов и вывоза их на специализированный полигон в срок до 11 февраля 2011 года.

В судебном заседании прокурор Павлов А.В.заявленные требования поддержал.

Глава Администрации Усть-Питского сельсовета Жиденко С.Б. требования признала, дело просила рассмотреть в ее отсутствие в связи с территориальной отдаленностью и трудностями в транспортном сообщении между г. Енисейском и п. Усть-Пит, что суд считает возможным.

Исследовав дело, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 25.02.05 N 13-3140 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Енисейский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" муниципальное образование Енисейский район наделен статусом муниципального района.

Согласно ч.2 ст. 1 указанного закона в состав муниципального образования Енисейский район входят муниципальные образования Абалаковского, Верхнепашинского, Высокогорского, Городищенского, Епишенского, Железнодорожного, Кривлякского, Луговатского, Майского, Маковского, Малобельского, Новогородокского, Новокаргинского, Новоназимовского, Озерновского, Плотбищенского, Погодаевского, Подгорновского, Потаповского, Сымского, Усть-Кемского, Усть-Питского, Чалбышевского, Шапкинского, Ярцевского сельсоветов, имеющие статус сельских поселений, и муниципальное образование поселок Подтесово, имеющий статус городского поселения. При этом в состав сельского поселения Усть-Питский сельсовет включены сельские населенные пункты: село Усть-Пит (административный центр) и поселок Шишмарево.

В соответствии с п.п. 18 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно п.п. 14 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии ч с.1 и 2 ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления" и ст. 10 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а управление в области охраны окружающей среды и организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарными правилами СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16, и СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий" установлено, что для изоляции, обеззараживания, хранении и утилизации твердых бытовых отходов должны быть обустроены полигоны твердых бытовых отходов, на которых должен быть организован санитарно-эпидемиологический и производственный контроль за эксплуатацией полигона, обустроены подъездные пути с твердым покрытием, произведено ограждение территории полигона с организацией вывоза на него бытовых отходов специально оборудованным транспортом, и послойной засыпкой и утрамбовкой отходов специализированным транспортом.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что действующим законодательством на органы местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, возложена обязанность по организации сбора и вывоза с территории поселения бытовых отходов и мусора, а организации деятельности по приему, хранению, утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории сельских поселений, возложена на органы местного самоуправления муниципального района.

Спорный земельный участок, где в настоящее время обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в границах муниципального образования сельского поселения Усть-Питский сельсовет.

В силу ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, согласно которой в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложение на Администрацию Усть-Питского сельсовета обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением путем возложения обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, что с учетом вышеприведенного законодательства возможно только путем организации сбора и вывоза несанкционированно размещенных на указанных участках бытовых отходов на специализированный полигон твердых бытовых отходов для их дальнейшей утилизации безопасными для здоровья населения и среды обитания способами.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании установлено, что решением Енисейского райсуда от 1 апреля 2010 года признано незаконным бездействие Администрации Енисейского района по организации деятельности в области обращения с отходами, подлежащими сбору и вывозу с территории сельского поселения Усть-Питского сельсовета Енисейского района, и на Администрацию Енисейского района возложена обязанность в срок до 1 января 2011 года организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Усть-Питского сельсовета Енисейского района.

Этим же решением признано незаконным бездействие Администрации Усть-Питского сельсовета Енисейского района по организации деятельности в области обращения с отходами на территории данного сельского поселения и на Администрацию Усть-Питского сельсовета возложена обязанность в срок до 1 февраля 2011 года организовать на своей территории, в том числе в п. Шишмарево, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

До настоящего времени муниципальным образованием Енисейский район мер к организации утилизации мусора на территории Енисейского района не принято, места для организации специализированного полигона твердых бытовых отходов не отведены, что препятствует исполнению Администрацией Усть-Питского сельского совета своих обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.

При таких обстоятельствах суд считает возможным согласиться с предложением прокурора и предоставить срок для организации ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора до 11 февраля 2011 года, так как ликвидация данной свалки до создания участков по утилизации бытовых отходов практически невозможна.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Усть-Питского сельсовета Енисейского района по организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования Усть-Питский сельсовет и обязать в срок до 11 февраля 2011 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенных на земельных участках возложить на Администрацию Усть-Питского сельсовета обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории данного муниципального образования, а именно на земельном участке лесного фонда <адрес>, путем организации сбора несанкционированно размещенных на этом участке бытовых отходов и вывоза их на специализированный полигон твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд в 10-дневный срок.

Председательствующий М.Г.Быстрова