решение об отказе в удовлетворении заявления Енисейского межрайпрокурора о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций



Гражданское дело № 2-948/2010

Решение

Именем Российской Федерации 13 октября 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Быстровой М.Г.

с участием прокурора Суслова И.А.

при секретаре Тихоновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сымского сельсовета, Луговатского сельсовета, Новогородского сельсовета, Подгорновского сельсовета, Кривлякского сельсовета, Ярцевского сельсовета, Шапкинского сельсовета, Чалбышевского сельсовета, Майского сельсовета и Плотбищенского сельсовета о возложении обязанности по организации разработки и выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов, осуществлении ухода за противопожарными полосами, обеспечивающего сохранение их противопожарных свойств.

установил:

Обратившись в суд с самостоятельными заявлениями к органам местного самоуправления каждого из указанных муниципальных образований- сельских поселений Енисейского района, прокурор первоначально просил признать незаконным их бездействие по непринятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории сельсовета, а именно их бездействие по непринятию мер по предупреждению пожара, который может возникнуть в результате переброса огня на населенные пункты при лесном пожаре, и просил возложить на них обязанность организовать обустройство противопожарных барьеров вокруг населенных пунктов каждого сельсовета в рамках выполнения мероприятий по исключению возможности переброса огня при лесных и торфяных пожарах на населенные пункты в соответствии с проектами такого противопожарного обустройства в срок до 20 мая 2011 года.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений. Территории указанных сельских поселений граничат с лесными массивами, в связи с чем в соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.), однако такие мероприятия не разрабатываются и не выполняются, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления указанных сельских поселений.

Определением Енисейского райсуда от 4 октября 2010 года дела по указанным заявлениям соедине­ны в одно производство в целях их более быстрого и правильного разрешения, как однородные, заяв­ленные в интересах неопределенного круга лиц к сельским поселениям Енисейского района по аналогичным основаниям.

В порядке подготовки дел к судебному разбирательству письменным заявлением от 5 и 6 октября 2010 года прокурор заявленные требования уточнил и просил обязать администрации всех указанных сельсоветов, за исключением Шапкинского, Чалбышевского и Плотбищенского сельсоветов, ежегодно, до 1 марта текущего года, организовывать разработку и выполнение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, а на администрации Шапкинского, Чалбышевского и Плотбищенского сельсоветов просил возложить обязанность ежегодно выполнять уход за созданными ранее противопожарными полосами и тем самым обеспечивать сохранение их противопожарных свойств.

В судебном заседании прокурор Павлов А.В. от требований, заявленных к Администрации Новогородского сельсовета, Ярцевского сельсовета и Майского сельсовета, письменным заявлением отказался и просил в отношении этих сельских поселений производство по делу прекратить, указав, что главами данных муниципальных образований принимаются меры по разработке и выполнению противопожарных мероприятий, исключающих возможность переброса огня на здания и сооружения, что подтверждается представленными ими планами мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по созданию минерализованных полос или проведении опашки на территории населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам. В связи с этим определением от 11 октября 2010 года производство по делу в части требований, заявленных к этим ответчикам прекращено, о чем вынесено отдельное определение.

В остальной части заявленные требования прокурор Павлов А.В. поддержал.

В данном судебном заседании интересы неопределенного круга лиц представлял прокурор Суслов И.А., который также настаивал на удовлетворении заявленных требований, приведя те же основания, что указаны в заявлениях покурора от 5 и 6 октября 2010 года.

Представители сельских поселений-ответчиков по делу своих представителей в судебное заседание не направили, телефонограммами главы всех вышеуказанных сельских поселений дело просили рассмотреть в их отсутствие, что суд считает возможным. При этом все они требования прокурора не признали, указав, что не бездействуют, а ежегодно планируют и принимают меры первичной пожарной безопасности в рамках решения вопросов, относящихся к их компетенции, в подтверждение чего предоставили принятые ими весной 2010 года распоряжения и постановления об утверждении планов организационных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Также они указали, что устройство противопожарных минерализованных полос не входит в число мер первичной пожарной безопасности и, следовательно, не относится к их компетенции. Кроме того, они указали, что противопожарные минерализованные полосы должны обустраиваться не ежегодно, а лишь в необходимых случаях, когда возникает угроза переброса лесных пожаров на населенные пункты, а поскольку устройство противопожарных минерализованных полос требует рубки леса, то их устройство должно осуществляться прежде всего силами и за счет средств лесхозов в рамках выполнения работ по уходу за лесом, а не в рамках осуществления мер первичной пожарной безопасности и не за счет средств сельских поселений, которые не имеют права осуществлять рубки в лесах и не имеют необходимого оборудования и специалистов для выполнения таких работ.

При этом глава Чалбышевского сельсовета Бродников А.В. в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, не признавая требования прокурора, пояснил, что прокурор, обращаясь с заявленными требованиями, не учитывает особенности местоположения сельских поселений, считая, что все они расположены в лесных массивах, что не соответствует действительности. Он указал, что с. Чалбышево отделено от лесного массива сельскохозяйственными угодьями и дорогой, ширина которой 8 м., а также ежегодно вспахиваемыми землями приусадебных участков (огородами), которые по существу выполняют ту же роль, что выполняла бы противопожарная минерализованная полоса. Предложение прокурора произвести опашку небольшого участка земли, где заканчивается дорога и начинаются земли сельскохозяйственного назначения, в этом году выполнить невозможно ввиду сильной заболоченности этого участка, да и не имеется в этом необходимости, поскольку сильная заболоченность этого участка уже сама по себе исключает возможность переброса огня по этому участку к населенному пункту. Ранее, несколько лет назад, когда лето было засушливым и возникала угроза распространения лесных пожаров на населенные пункты, этот участок земли опахивался силами сельхозпредприятий, поскольку этот участок земли не относится к землям населенных пунктов.

Представитель Администрации Енисейского района Зебзеева С.П., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, требования, заявленные прокурором, полагала не подлежащими удовлетворению, пояснив, что к компетенции сельских поселений относится лишь решение вопросов по принятию первичных мер пожарной безопасности, а в их число устройство противопожарных полос не входит. До настоящего времени закон, разграничивающий право собственности на землю в границах указанных сельских поселений на территории Красноярского края не принят, хотя его проект обсуждается и он готовится к принятию. В связи с этим земли в границах населенных пунктов в собственности сельских поселений в настоящее время не находятся и распоряжаться этими землями, в том числе путем обустройства на них противопожарных минерализованных полос, сельские поселения не вправе. Кроме того, она пояснила, что хорошо знает территорию Енисейского района и утверждает, что Ярцевский сельсовет хотя и расположен на землях лесного фонда, но на территории, которую от лесного массива отделяет р. Енисей и р. Сым, в связи с чем его нельзя отнести к населенным пунктам, расположенным в лесном массиве. Территории Сымского сельсовета, Майского сельсовета, Новогородокского сельсовета также хотя и расположены на землях лесного фонда, но примыкания их к лесному массиву нет, а территории Кривлякского сельсовета, Плотбищенского сельсовета, Подгорновского сельсовета и Чалбышевского сельсовета вообще расположены в окружении земель сольскохозяйственного назначения, на значительном отдалении от леса, то есть не в лесном массиве, в связи с чем мероприятия по исключению возможности переброса огня от лесных пожаров на территории этих сельских поселений могут и должны выполняться только при реальности возникновения угрозы лесного пожара и его переброса на эти территории и в первую очередь такие мероприятия должны выполняться лесхозами как организациями, осуществляющими содержание и уход за землями лесного фонда. Также она указала, что для жителей Енисейского района является общеизвестным тот факт, что весна, лето и осень 2010 года были дождливыми и угрозы возникновения лесных пожаров рядом с границами этих поселений не создавалось, в связи с чем считает, что необходимости в обустройстве противопожарных минерализованных полос или восстановлении противопожарных свойств ранее созданных противопожарных минерализованных полос в этом году не имелось. По этой причине финансирование на эти цели не планировалось и не выделялось.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица КГБУ «Енисейское лесничество» Пархомчик Н.М. пояснил, что действительно до настоящего времени земли населенных пунктов сельских поселений не отделены от земель лесного фонда. Описание местоположения опушки леса (лесного массива) с указанием расстояний до зданий, строений и сооружений, расположенных в населенных пунктах, отсутствует. В то же время им представлены характеристики лесных выделов, прилегающих к населенным пунктам, из описания которых следует, что только п. Назимово указан как лесной поселок, но к Новоназимовскому сельсовету, в состав которого входит данный населенный пункт, прокурор с вышеуказанными требованиями не обращался.

Представитель ГУ МЧС по Красноярскому краю Амелина О.А., начальник Отдела государственного пожарного надзора по г. Енисейску и Енисейскому району (ОГПН) в судебном заседании пояснила, что все указанные прокурором сельские поселения отчитались перед ОГПН о принятых ими в 2010 году мерах пожарной безопасности. Предписаний о необходимости обустройства ими минерализованных полос и принятия других мер в целях исключения переброса огня от лесных массивов на здания и сооружения населенных пунктов органами госпожнадзора не вносилось. При этом она указала, что в этом году в соответствии с планом основных мероприятий УГПН ГУ МЧС России по Красноярскому краю на 2010 год службой ОГПН по Енисейскому району и г. Енисейску в адрес главы Енисейского района направлялись предложения для включения их в план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, среди которых указывалось мероприятия в виде восстановления и создания минерализованных полос (проведение опашки) только у прилегающих к лесным массивам опасных обьектов экономики (склады ГСМ, нефтебазы и т.п.), детских оздоровительных лагерей, свалок бытовых отходов, в срок до 15 мая 2010 года, а исполнителями данных мероприятий указывались Администрация Енисейского района как организующее звено и руководители предприятий и лесхозов, но не главы сельских поселений. Она подтвердила, что устройство противопожарных минерализованных полос и иные меры, исключающие возможность переброса огня от лесных пожаров на населенные пункты, действительно не относятся к числу первичных мер пожарной безопасности, однако свое мнение относительно того, законны ли заявленные прокурором требования, не высказала, оставив его разрешение на усмотрение суда.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Агентство лесной отрасли Красноярского края, Нижне-Енисейский филиал КГАУ «Красноярсклес», своих представителей для участия в деле не направили, просили дело рассмотреть в их отсутствие, что суд считает возможным.

Исследовав дело, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с законом Красноярского края от 25.02.2005 N 13-3140 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Енисейский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" в состав Кривлякского сельсовета входят сельские населенные пункты поселок Кривляк (административный центр), деревня Никулино,

в состав Луговатского сельсовета- сельские населенные пункты деревня Безымянка (административный центр), поселок Александровский Шлюз, село Луговатка

в состав Майского сельсовета- сельский населенный пункт поселок Майское (административный центр)

в состав Новогородокского сельсовета- сельские населенные пункты поселок Новый Городок (административный центр), поселок Касово

в состав Плотбищенского сельсовета- сельские населенные пункты село Плотбище (административный центр), деревня Ялань

в состав Подгорновского сельсовета- сельские населенные пункты село Подгорное (административный центр), деревня Верхнекемское, деревня Масленниково

в состав Сымского сельсовета- сельский населенный пункт село Сым (административный центр)

в состав Чалбышевского сельсовета- сельские населенные пункты село Чалбышево (административный центр), деревня Тархово

в состав Шапкинского сельсовета- сельский населенный пункт поселок Шапкино (административный центр)

в состав Ярцевского сельсовета- село Ярцево (административный центр), поселок Напарино, деревня Нижнешадрино, деревня Фомка

Согласно ч.2 ст. 1 указанного закона эти муниципальные образования имеющие статус сельских поселений, наряду с другими муниципальными образованиями включены в состав муниципального образования Енисейский район, имеющего статус муниципального района.

В соответствии с п.3, 8, 9 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В силу ч.1 ст. 15 названного Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района также относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом, ч.2 ст. 15 данного закона установлено, что органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Таким образом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится как компетенции органов местного самоуправления –сельских поселений, входящих в состав муниципального района, так и к компетенции органов местного самоуправления- муниципальных районов, и ограничивается лишь территорией, на которую распространяются их полномочия.

Понятие первичных мер пожарной безопасности содержится в ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению мер первичной безопасности относится лишь создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Таким образом, разработка и выполнение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др. к первичным мерам пожарной безопасности не относится и в связи с этим решение этих вопросов в компетенцию местных органов самоуправления сельских поселений не входит.

Из содержания и смысла ст. 30 этого же Федерального закона № 69-ФЗ следует, что мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения относятся к дополнительным мерам пожарной безопасности, которые могут устанавливаться на период действия особого противопожарного режима, то есть носят временный характер, и вводятся на соответствующей территории решением органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Учитывая, что к полномочиям органов местного самоуправления- сельских поселений- относится лишь обеспечение мер первичной пожарной безопасности, то следует сделать вывод, что под органами местного самоуправления в указанной ст. 30 данного Федерального закона понимаются органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, но не органы местного самоуправления сельских поселений.

Ссылаясь на п. 112 Правил пожарной безопасности, согласно которому для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, прокурор полагает, что данным пунктом Правил именно на органы местного самоуправления сельских поселений возложены эти обязанности.

Между тем, в этом пункте Правил не конкретизировано, какие именно органы местного самоуправления – сельских поселений или муниципальных районов- должны обеспечить выполнение этого предписания, а, учитывая, что Правила пожарной безопасности являются подзаконным актом, то они не могут расширять полномочия органов местного самоуправления по сравнению с полномочиями, установленными законами

Более того, устройство противопожарных минерализованных полос, о которых ведет речь прокурор, согласно ОСТ 56-103-98 предполагает очищение поверхности земли определенной ширины от лесных горючих материалов или обработку почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы, сопряженной при необходимости с рубкой леса. Во всяком случае устройство таких полос требует воздействия на землю и лес.

Рубки, осуществляемые в целях проведения противопожарных мероприятий, относятся в соответствии со ст. 19 ЛК РФ к мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов.

Положениями ст. 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ч. 1). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ч. 2).

Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4, 5, 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, где указано, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления- в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, либо арендаторами лесных участков, предоставленных в аренду.

В силу ст.10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.

Между тем, п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется только органами местного самоуправления муниципальных районов.

Из указанного положения закона в совокупности со ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" следует, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены данным федеральным законом на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Следовательно, до разграничения собственности на землю это полномочие не относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления- сельских поселений.

В силу ст.ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Поскольку правомочия собственников земельных участков, в том числе и землями в границах сельских поселений в настоящее время осуществляют только органы местного самоуправления муниципальных районов, а не сельских поселений, то именно они должны принимать меры по обеспечению дополнительных мер пожарной безопасности на землях населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений, в том числе и мер, исключающих возможность переброса огня от лесных пожаров на населенные пункты.

Со ссылками прокурора на то, что органы местных самоуправлений- сельских поселений должны принимать меры, исключающие возможность переброса огня от лесных пожаров на населенные пункты в рамках исполнения своих обязанностей по защите населения от чрезвычайных ситуаций и в этих целях обеспечивать устройство противопожарных минерализованных полос и постоянный уход за ними, суд также не может согласиться, поскольку и эти полномочия к компетенции органов местного самоуправления-сельских поселений не относятся, так как в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а согласно п.3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Более того, согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Как установлено ст. 7 данного Федерального закона, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, объемы и сроки проведения мероприятий по заблаговременной подготовке системы защиты населения определяют исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности населения в условиях чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения и при соблюдении принципа экономичности, то есть мероприятия должны быть спланированы таким образом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей в полном объеме при наименьших затратах ресурсов, что предполагает анализ вероятности возникновения на каждой конкретной территории чрезвычайной ситуации, прогнозирование характера, масштабов и времени существования такой ситуации.

Между тем, для жителей Енисейского района является общеизвестным тот факт, что весна, лето и осень 2010 года были дождливыми, в связи с чем вероятность лесных пожаров и угроза переброса огня от лесных пожаров на населенные пункты была минимальной, и практически отсутствовала, что исходя из степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций и принципов разумной достаточности и экономичности в обеспечении безопасности населения не требовало принятия в этот период мер повышенной противопожарной безопасности.

Это подтвердила в судебном заседании и представитель ГУ МЧС по Красноярскому краю Амелина О.А., начальник Отдела государственного пожарного надзора по г. Енисейску и Енисейскому району (ОГПН), которая пояснила, что на территории Енисейского района в этот период особый противопожарный режим, вызванный угрозой возникновения лесных пожаров и возможностью переброса огня от лесных пожаров на населенные пункты, действительно не вводился, лесные пожары возникали, но на расстоянии нескольких километров от населенных пунктов и непосредственной угрозы переброса огня от этих лесных пожаров на населенные пункты в этот период не возникало.

В связи с этим требование прокурора об обязанности ежегодно, без учета экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций обеспечивать разработку и выполнение мероприятий, исключающих возможность переброса огня от лесных пожаров на населенные пункты, в том числе и обеспечение постоянного ухода за противопожарными полосами, также не основано на законе.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд в 10-дневный срок.

Председательствующий М.Г.Быстрова