решение суда



Гражданское дело № 2- 1060/2010

Решение

Именем Российской Федерации 13 декабря 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.,

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гасанова Тагира Абусалатовича к Управлению социальной защиты населения Администрации Енисейского района об увеличении размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности по невыплаченным суммам,

установил:

Гасанов Т.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Енисейского района об увеличении несовершеннолетней Гасановой Галине Тагировне размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности по невыплаченным суммам, свои требования мотивировал следующим: он выполнял задание по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является инвалидом, наряду с другими мерами социальной поддержки в соответствии с п. 13 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в связи с радиационным воздействием. Решением Енисейского районного суда от 6 декабря 2006 года ему установлен размер ежемесячных выплат на эти цели в сумме 1455 руб. 74 коп., в последующем размер выплат УСЗН был проиндексирован и составляет в настоящее время 2169 руб. 36 коп.. 2 августа 2010 года у него родилась дочь Галина, девочка проживает вместе с ним, органом социальной защиты населения на приобретение продовольственных товаров Гасановой Г.Т. назначено 592 руб. 27 коп. ежемесячно. Считая, что размер выплат дочери должен быть таким же, как получает он сам, Гасанов Т.А. просил суд произвести индексацию данных выплат на индексы роста МРОТ, начиная с июля 2000 года, а также индексы роста прожиточного минимума в Красноярском крае периода 2002-2004 г.г. и последующие индексы роста инфляции, и взыскать задолженность по указанным выплатам в сумме 3154 руб. 18 коп.

В судебном заседании Гасанов Т.А. и его представитель Бондарь В.Г. на удовлетворении иска настаивали, пояснив, что считают необходимым осуществить увеличение исходя из принципа равенства и социальной справедливости.

Представитель ответчика Ушенин Л.А. иск оспаривал, полагая, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, кроме того, поскольку Гасанова Г.Т. родилась в 2010 году, размер ежемесячной выплаты не может быть проиндексирован в порядке, предложенном истцом, ее назначение осуществлено в соответствие с действующим законодательством.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

Защита прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Согласно п.13 ст. 14 Закона РФ инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

В соответствии со ст. 5 упомянутого закона предусмотренные выплаты по возмещению вреда и меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно указанной норме представителем Российской Федерации по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте РФ формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации, то есть орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В связи с этим доводы Ушенина Л.А. о том, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику суд во внимание принять не может.

В тоже время, по мнению суда исковые требования Гасанова Т.А. являются необоснованными и удовлетворены быть не могут.

До внесения изменений в Закон РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" все выплаты по возмещению вреда осуществлялись в зависимости от минимального размера оплаты труда, индексация ежемесячных выплат производилась при соответствующем его увеличении. Федеральным законом №122-ФЗ от 7 августа 2000 года «О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» и Федеральным законом №5-ФЗ от 12 февраля 2001 года внесены изменения в действующий порядок определения размера выплат по возмещению вреда и их увеличения в связи с инфляцией и ростом цен. Указанными Законами установлено, что размеры выплат в возмещение вреда повышаются ежегодно пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П было признано, что взаимосвязанные нормы ч.3 ст. 5 базового Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют ст.ст. 19, 42 и 55 Конституции Российской Федерации.

До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Однако с 19 июня 2002 г. размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме должны индексироваться исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 г. № 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 г. № 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. № 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. № 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. № 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. № 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Выводы истца о необходимости индексации в ином порядке назначенных Гасановой Г.Т. в 2010 году в твердой денежной сумме в соответствии с п.13 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячных выплат на приобретение продовольственных товаров, являются неверными, поскольку на момент ее рождения и обращения ее законного представителя Гасанова Т.А. с настоящим иском в суд законодателем установлен порядок индексации указанных сумм только исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.

Кроме того, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров изначально должна индексироваться в ином чем ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью порядке.

Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью инвалида, которому выплаты назначены до внесения изменений в действующее законодательство, индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, и исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п.3 ст. 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ в ст. 14 и 39 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 г. и от 12 февраля 2001 г.), Федеральных законов от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Назначенные самому Гасанову Т.А. ежемесячные выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров были проиндексированы судом в 2006 году с применением индексов МРОТ и прожиточного минимума, в таком же порядке, что и ежемесячные выплаты по возмещению вреда здоровью. В последующем никем в кассационном и надзорном порядке состоявшееся решение суда обжаловано не было, по этой причине выплаты Гасанову Т.А. производятся в размере 2169 руб. 36 коп. Однако существование судебного решения, касающегося определения размера выплат самому истцу не является основанием к установлению выплат его дочери в таком же размере.

Размер ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров в 592 руб. 27 коп. назначен Гасановой Г.Т. в соответствии со всеми индексами, установленными перечисленными выше Постановлениями Правительства РФ.

В удовлетворении иска Гасанову Т.А. следует отказать.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований об увеличении Гасановой Галине Тагировне размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности по невыплаченным суммам Гасанову Таригу Абусалатовичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий Л.А. Борисова