решение суда



Гражданское дело №2-1181/2010

Решение

Именем Российской Федерации 14 декабря 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондаренко Агнессы Петровны, Бондаренко Дарьи Викторовны, Зыль Веры Сергеевны, Яхонтова Александра Алексеевича, Рычковой Елены Сергеевны, Жаркова Николая Николаевича, Юрьевой Веры Валентиновны, Коротких Сергея Демидовича, Коротких Галины Сергеевны, Коротких Татьяны Сергеевны, Угрюмова Андрея Валентиновича, Птицына Николая Сергеевича, Птицына Сергея Владимировича, Птицыной Ольги Сергеевны, Блиновой Людмилы Владимировны о признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии по вопросам признания жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и бездействие Администрации города Енисесйка по принятию решения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу,

установил:

Жильцы дома №№, расположенного по <адрес> в г.Енисейске, обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии по вопросам признания жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее по тексту – межведомственной комиссии) и бездействия Администрации города Енисейска по принятию решения о признании этого дома аварийным и подлежащим сносу. Свои требования заявители мотивировали тем, что дом построен в 1966 году, капитальному ремонту не подвергался, на протяжении нескольких лет вследствие нарушения системы водоснабжения подвальные помещения дома подтапливаются. В результате дом пришел в аварийное состояние, при котором проживание в нем опасно для жизни и здоровья всех нанимателей и собственников квартир. Неоднократные обращения по этому поводу в администрацию города и в обслуживающие дом организации остаются безрезультатными. Не желая мириться далее с таким положением, жильцы обратились в межведомственную комиссию, представив необходимые документы и соответствующее заключение компетентного органа – ООО «Декодер» - об аварийном состоянии дома, настаивали на вынесении решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Несмотря на наличие такого заключения о невозможности дальнейшего проживания в доме, а также заключения Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, межведомственной комиссией решение о признании дома аварийным до сих пор не принято, комиссия ссылается на необходимость проведения дополнительных исследований и бездействует. Бездействует также и Администрация города, в результате нарушаются жилищные права граждан, проживающих в доме. Заявители настаивали на признании бездействия межведомственной комиссии и Администрации города незаконными, возложении на комиссию и администрацию города обязанности признать многоквартирный дом по <адрес>, № аварийным и подлежащим сносу, обязать администрацию города определить срок сноса дома. Одновременно заявители настаивали на взыскании в свою пользу расходов, понесенных ими по получению технического заключения ООО «Декодер» и оплате услуг адвоката по составлению заявления.

В судебном заседании заявители и их представитель адвокат Тиханова Ю.А. на удовлетворении требований настаивали по изложенным в заявлении основаниям, уточнив, что просят обязать межведомственную комиссию и администрацию города Енисейска не признать дом аварийным, а рассмотреть вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу, по прежнему считая, что администрация также должна быть обязана судом определить срок сноса дома.

Представитель межведомственной комиссии Беломестнова Е.В. требования оспаривала, полагая, что комиссия бездействия не допустила, заявление обратившихся в сентябре 2010 года жильцов дома №№ рассмотрела 23 сентября 2010 года и в соответствии со своей компетенцией приняла решение о проведении дополнительного обследования дома. При этом члены комиссии сочли представленное заключение ООО «Декодер» недостаточно обоснованным, требующим повторного осмотра, а также привлечения экспертов- представителей проектной организации ОАО «Научно-технический прогресс». ООО «Декодер» повторный осмотр дома произвело без уведомления комиссии, заключение о результатах не предоставляет, требуя оплаты своих услуг. В настоящее время администрация города в связи с окончанием бюджетного года не располагает достаточными средствами по оплате дополнительного заключения, и работы эксперта. В 2011 году такие средства будут изысканы, по результатам дополнительного обследования комиссия примет решение о том, является ли дом действительно аварийным или его состояние требует проведения капитального ремонта.

Представитель администрации города Золотоверх М.Ю. требования также оспаривала, пояснив, что обращение жильцов дома в межведомственную комиссию рассмотрено своевременно с соблюдением установленных законом требований, решение принято в соответствии с п. 46 Постановления Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года. Ни комиссией, ни администрацией города права граждан не нарушаются, проведение дополнительного обследования дома необходимо, до принятия решения комиссией о признании дома аварийным администрация не вправе назначать срок его сноса.

Представитель привлеченной к участию в деле Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Можейкин В.М. полагал, что межведомственная комиссия в соответствии со своей компетенцией назначила проведение дополнительного обследования дома, до получения результатов обследования и признания дома аварийным администрация города Енисейска назначать срок сноса дома не может.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.ст. 245, 255, 258 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положением), утвержденным Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года. Действие этого Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в указанном Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом,

для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В соответствии с упомянутым п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения также по установленной форме.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решение органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В соответствии с Уставом города Енисейска, утвержденным решением Енисейского городского Совета депутатов №6-19 от 26 июля 2005 года (в редакции решения №61-453 от 8.12.2009 г.) Администрация города Енисейска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным городскому Совету депутатов. Руководство деятельностью администрации осуществляет глава администрации, назначаемый на должность по контракту.

Постановлением №420-п от 13 мая 2008 года в соответствии со своими полномочиями главой администрации города Енисейска утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам признания жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сформирован состав комиссии. Положение о межведомственной комиссии предусматривает порядок работы комиссии, полностью соответствующий требованиям Постановления Правительства №47.

В настоящее время председателем комиссии является заместитель главы администрации города по строительству и имущественным отношениям Никольский В.В. В состав комиссии включены компетентные специалисты- начальник отдела строительства и архитектуры города, начальник Лесосибирского территориального отдела ЕМТУ Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, главный государственный санитарный врач по г.Лесосибирску, Енисейску и др.

Из представленных суду документов очевидно, что впервые жильцы дома №№, от имени которых переписка велась Рычковой Е.С., по поводу аварийного состояния дома обратились в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края 5 мая 2010 года. 14 мая был проведен осмотр дома, по результатам осмотра в адрес администрации города Енисейска направлено заключение о необходимости проведении межведомственной комиссией оценки соответствия данного дома установленным требованиям. Одновременно жильцы обращались непосредственно в администрацию города, главой администрации города Енисейска обратившимся гражданам были даны разъяснения о порядке обращения в адрес межведомственной комиссии и необходимости предоставления комплекта документов.

Обращение в адрес межведомственной комиссии последовало в августе 2010 года. Необходимые документы, в том числе техническое заключение специализированной организации, проводящей обследование домов, предоставлены комиссии жильцами дома только в сентябре 2010 года. Это обстоятельство не оспаривалось участниками судебного разбирательства.

Без какого либо промедления 23 сентября 2010 года межведомственной комиссией по обращению жильцов дома принято решение о проведении дополнительного обследования жилого дома с привлечением в качестве экспертов специалистов проектных организаций.

Между тем, обратившиеся в суд заявители полагали, что межведомственная комиссия обязана принять решение о сносе дома и никакого другого решения в данном случае при наличии категоричного технического заключения специализированной организации принять не может.

Такая позиция действующему законодательству не соответствует. Комиссия согласно п. 46 упомянутого выше Положения и в соответствии со своими полномочиями вправе наряду с другими видами решений принять решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Представитель комиссии Беломестнова пояснила суду, что дом действительно построен в 1966 году, за время его многолетней эксплуатации прежним собственником- Енисейским механическим заводом капитальный ремонт проводился только раз- в 1984 году. Состояние дома неудовлетворительное, однако члены комиссии сочли вывод ООО «Декодер» о его аварийности, угрозе жизни жильцов и необходимости сноса, а не реконструкции, преждевременным. В этих целях и решено провести дополнительное обследование дома.

Представитель Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Можейкин В.М. пояснил суду, что считает сомнения межведомственной комиссии в том, что состояние дома угрожает жизни граждан, обоснованными.

По мнению суда, при таких обстоятельствах возложение на межведомственную комиссию обязанности признать дом аварийным и принятия решение о его сносе станет вмешательством в деятельность комиссии.

Администрация города Енисейска без решения межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу не может принимать решений о сроках его сноса. Никакого бездействия со стороны органа местного самоуправления в этой части нет.

Нарекания жильцов в части некачественного оказания им жилищной услуги в порядке публичного производства судами не рассматриваются и предметом данного заявления не являлись.

Расходы по оплате услуг ООО «Декодер» не относятся к судебным расходам, понесены заявителями в связи с необходимостью предоставления ими технического заключения о состоянии дома при обращении в межведомственную комиссию в соответствии с п. 45 Положения.

В удовлетворении требований заявителям следует отказать. В связи с этим не подлежат возмещению также расходы по оплате услуг адвоката, представлявшего в судебном заседании интересы заявителей.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на Межведомственную комиссию по вопросам признания жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и администрацию города Енисейска Красноярского края рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома №№, расположенного по <адрес> в г.Енисейске аварийным и подлежащим сносу и возложении обязанности на Администрацию города Енисейска определить срок сноса дома Бондаренко Агнессе Петровне, Бондаренко Дарье Викторовне, Зыль Вере Сергеевне, Яхонтову Александру Алексеевичу, Рычковой Елене Сергеевне, Жаркову Николаю Николаевичу, Юрьевой Вере Валентиновне, Коротких Сергею Демидовичу, Коротких Галине Сергеевне, Коротких Татьяне Сергеевне, Угрюмова Андрею Валентиновичу, Птицыну Николаю Сергеевичу, Птицыну Сергею Владимировичу, Птицыной Ольге Сергеевне, Блиновой Людмиле Владимировне отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий Л.А.Борисова