Гражданское дело № 2-57/2011
Решение
Именем Российской Федерации 27 января 2011 годаЕнисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Борисовой Л.А.,
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винка Виктора Робертовича к Управлению социальной защиты населения Администрации Енисейского района об увеличении размера ежегодной компенсации за вред здоровью в связи с радиационным воздействием, взыскании недополученных сумм компенсации,
установил:
Винк В.Р. с 9 июля по 2 сентября 1987 года выполнял задание по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 2 группы, в соответствии с ч.1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» получает ежегодную компенсацию за вред здоровью. Поскольку индексация указанных выплат Управлением социальной защиты населения в соответствии с МРОТ в 2000 и 2001 г.г. и индексами роста прожиточного минимума в 2002-2004 г.г. не производилась, истец просит произвести увеличение данного вида выплат и взыскать в свою пользу недополученные суммы. Кроме того, считает необходимым осуществить индексацию неполученных сумм в связи с обесцениванием денег вследствие роста потребительских цен. Общая сумма задолженности по подсчетам истца составила 22069 руб. 64 коп.
В судебном заседании Винк В.Р. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель УСЗН Администрации Енисейского района Ушенин Л.А. иск оспаривал, пояснив, что компенсация за вред здоровью увеличению на индексы роста прожиточного минимума и МРОТ не подлежит. Кроме того, он считал, что УСЗН не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, положения статьи 3 данного Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в ст. 39 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми инвалидам 1 и 2 группы гарантируется ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 500 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 г. и от 12 февраля 2001 г.), Федеральных законов от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171, №914 от 21.12.2008 г., 1024 от 16.12.2009и 1079 от 21.12.2010 г. утверждены Правила индексации в 2004-2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации и исходя из них размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом то обстоятельство, что ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируется путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы.
Таким образом, суд не может согласиться с доводами истца о необходимости индексации ежегодной компенсации вреда здоровью по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных выплат по возмещению вреда здоровью, в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума. В судебном заседании установлено, что все без исключения коэффициенты индексации, установленные перечисленными выше Постановлениями Правительства РФ применены к выплатам, осуществляемым истцу в качестве ежегодной компенсации вреда здоровью..
В удовлетворении исковых требований об увеличении размера ежегодной компенсации за вред здоровью в связи с радиационным воздействием, взыскании недополученных сумм компенсации Винку В.Р. следует отказать, поскольку эти выплаты осуществляются в установленном законом размере.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований об увеличении размера ежегодной компенсации за вред здоровью в связи с радиационным воздействием, взыскании недополученных сумм ежегодной компенсации вреда здоровью Винку Виктору Робертовичу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.
Председательствующий Л.А.Борисова