Гражданское дело №2-22/2011
Решение
Именем Российской Федерации 31 января 2011 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серова Евгения Матвеевича к Российской Федерации в лице Управления социальной защиты населения Администрации города Енисейска, Министерства социальной политики Красноярского края и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергнувшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и взыскании денежных сумм,
установил:
Серов Е.М. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице УСЗН Администрации города Енисейска о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и взыскании с ответчика денежных сумм: единовременно из расчета полуторамесячного показателя в сумме 139554 рублей и назначении ежемесячных выплат в размере 394 рублей 83 коп., взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в сумме 14623 руб., начиная с 26 июля 2007 года. Свои требования мотивировал тем, что родился 15 апреля 1954 года в г. Лениногорске Восточно-Казахстанской области и проживал в этом городе с 16 апреля 1862 года по 1 мая 1972 года, с 15 марта 1976 года по 24 ноября 1977 года, с 17 января 1990 по 31 декабря 1990 года. Данный населенный пункт в соответствии с законодательством Республики Казахстан входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В 1992 году ему было выдано соответствующее удостоверение о проживании в указанное время в зоне повышенного радиационного риска, а также справка Главного управления труда и социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области о том, что г.Лениногорск относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр. Эти документы он предъявил в УСЗН, однако в назначении социальных выплат ему было оказано, со ссылкой на отсутствие г.Лениногорска в перечне местностей, утвержденном правительством РФ. При этом истец полагал, что защита его права должна быть осуществлена уже постольку, поскольку Конституционным Судом РФ принято соответствующее Постановление, обязывающее принимать во внимание в качестве доказательств документы, выданные другим государством.
В ходе досудебной подготовки Серов Е.М. уточнил состав ответчиков, предъявив те же требования также Министерству социально политики Красноярского края и МЧС РФ.
В судебном заседании на удовлетворении иска Серов Е.М. настаивал, пояснив, что расчет единовременной суммы взыскания он осуществил на основании законодательства Республики Казахстан, считая, что Российская Федерация обязана это законодательство исполнять. При этом он сообщил, что единовременную компенсацию в период проживания в Казахстане он не получал.
Ответчики о времени рассмотрения дела уведомлены. МЧС РФ отзыва по заявленным требованиям не представило. Министерством социальной политики края исковые требования оспаривались со ссылкой на то, что Министерство не является надлежащим ответчиком по данному делу.
УСЗН Администрации города Енисейска исковые требования также оспаривались, поскольку г.Лениногорск не отнесен российским законодательством к числу регионов, подвергшихся радиационному воздействию при атомных взрывах на Семипалатинском полигоне.
С согласия истца суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, суд приходит к следующему:
Проживающий в настоящее время на территории РФ гражданин Российской Федерации Серов Е.М. родился 15 апреля 1954 года на территории Казахской ССР, и с 16 апреля 1962 года по 1 мая 1972 года, а затем с 15 марта 1976 года по 24 ноября 1977 года, с 17 января по 31 декабря 1990 года проживал в г.Лениногорске Восточно-Казахстанской области той же республики, входившей в состав СССР. Факт проживания подтвержден содержанием удостоверения №282070 от 26 марта 1998 года, выданного истцу по форме, утвержденной Постановлением Кабинета министров Республики Казахстан №431 от 26 мая 1993 года, а также справкой Главного Управления труда и социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области от 16 мая 2000 года.
В соответствии со ст. 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 года суд признает аутентичность (подлинность) данных документов, исходящих от органов, должностных лиц Республики Казахстан без необходимости их дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).
Однако подтверждение факта проживания на данной территории в указанное время не является основанием к удовлетворению заявленных Серовым Е.М. исковых требований.
Сравнительный анализ законодательства, действующего в Российской Федерации и Республике Казахстан в части социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, позволяет сделать следующие выводы:
Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» устанавливается статус граждан и осуществляется классификация территорий, пострадавших от воздействия многочисленных (исходя из содержания оглавления – испытаний, проводившихся в течение 40 лет) ядерных взрывов, и в зависимости от этого определяются виды компенсаций и льгот.
К пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся - в числе ряда других групп - граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (с 1949 по 1965 г.г.)
Все территории, подвергшиеся воздействию радиоактивных осадков при проведении ядерных взрывов в зависимости от величины эффективной эквивалентной дозы подразделяются на 4 зоны: чрезвычайного, максимального, повышенного и минимального радиационных рисков, и территорию с льготным социально-экономическим статусом. г.Лениногорск отнесен к регионам с повышенным радиационным риском с дозой воздействия на население за весь период ядерных испытаний с 1949 по 1990 г.г. от 7 до 35 бэр.
Таким образом, проживание гражданина Республики Казахстан в г.Лениногорске в период с 1949 по 1990 г.г. является основанием к признанию его пострадавшим вследствие ядерных испытаний, имеющим право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу в определенных упомянутым законом размерах. Такому гражданину гарантируется единовременная денежная компенсация за ущерб в размере полутора месячных расчетных показателей за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 г.г. и месячного расчетного показателя за каждый год проживания с 1966 по 1990 г.г. Гражданам, продолжающим проживать на указанных территориях гарантируется также ряд других социальных льгот, в том числе надбавка к пенсии и пр.
На иностранных граждан данный закон распространяется в соответствии с международными соглашениями.
Сведениями о наличии международного договора, позволяющего распространить действие данного закона на граждан РФ, по которому Российская Федерация приняла бы на себя обязательства компенсировать своим гражданам вред по казахскому законодательству (на чем собственно и настаивает истец, рассчитывая размер единовременной суммы взыскания) суд не располагает.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, российским законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), третье - получение гражданами суммарной эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
В силу п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении двух совершенно конкретных ядерных испытаний- 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергавшихся радиационному воздействию вследствие указанных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утвержден Распоряжением Правительства РФ №356-р 15 марта 1995 года. Ни один из населенных пунктов Восточно-Казахстанской области, в том числе и г.Лениногорск, в данный Перечень не включен.
Гражданам, проживавшим в населенных пунктах, не включенных в утвержденный Перечень, по общему правилу не могут быть предоставлены меры социальной поддержки.
В тоже время исходя из содержания преамбулы данного закона меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
В силу позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении №960-О-П от 4 декабря 2007 года субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Однако Конституционный Суд в том же определении отметил, что данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.
В зависимости от объема вреда разграничивается также и объем гарантированных мер социальной поддержки.
Так, согласно ст. ст. 2 и 4.1 Федерального закона №2-ФЗ гражданам, получившим суммарную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 394 руб. 83 коп. и ежемесячная денежная выплата в размере 1236 руб.
Гражданам, получившим суммарную дозу облучения более 5 бэр, но не превышающую 25 сЗв (бэр), ежемесячно выплачивается 387 руб. Выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров для них не предусмотрена.
Совершенно очевидно, что ядерный взрыв 1949 года был произведен еще до рождения истца и к прямому радиационному воздействию на ребенка, родившегося спустя пять лет, привести не мог. В момент ядерного взрыва, произведенного на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 года, Серов Е.М. действительно проживал в населенном пункте Восточно-Казахстанской области, граничащей с Семипалатинской областью Казахской ССР. Однако доказательств тому, что г.Лениногорск оказался в зоне радиационного воздействия этого взрыва, а не каких-либо других, проводившихся на территории Казахской ССР в период с 1954г., т.е. с момента рождения по 1990 г. - момент прекращения ядерных испытаний, истец суду не представил.
Выданные истцу в Республике Казахстан удостоверение и справка о проживании на территории с повышенным радиационным риском с дозой воздействия на население за весь период ядерных испытаний с 1949 по 1990 г.г. от 7 до 35 бэр не могут свидетельствовать о наличии у самого истца такой же суммарной эффективной дозы облучения. Никаких доказательств в подтверждение данному обстоятельству Серовым Е.М. суду также не представлено. Его ссылка на существующую судебную практику по аналогичным делам других регионов РФ не имеет определяющего значения. В частности очевидно, что обращавшийся в Советский районный суд г.Томска гражданин помимо сведений о месте своего проживания предоставил суду сведения о хромосомном анализе, согласно которому полученная им самим доза облучения составляет 34-52 сЗв (бэр), т.е. выше 25 бэр.
Ст. 5 указанного Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При выдаче удостоверения в целях определения объема мер социальной поддержки обязательному указанию подлежит величина суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, т.е. от 5 до 25 бэр либо свыше 25 бэр. В силу этого при удовлетворении исковых требований о признании лица пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне суд также обязан определить данную величину с учетом всех обстоятельств дела.
Однако в данном случае это также невозможно по приведенным выше причинам.
В удовлетворении исковых требований Серову Е.М. следует отказать.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
В удовлетворении исковых требований о признании лицом, подвергнувшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и взыскании денежных сумм Серову Евгению Матвеевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.
Председательствующий Л.А.Борисова