Гражданское дело №2- 129/2011 Решение
Именем Российской Федерации 14 февраля 2011 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пировского района в интересах Братановой Натальи Николаевны к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ГУ КРО ФСС РФ) о признании незаконными бездействия по предоставлению инвалиду средства технической реабилитации и о возложении обязанности по обеспечению абсорбирующим бельем,
установил:
Прокурор Пировского района обратился в суд с заявлением об обеспечении Братановой Н.Н. абсорбирующим бельем, мотивируя свои требования следующим: несовершеннолетняя Братанова Н.Н., родившаяся 6.02.2003 г., является инвалидом, согласно индивидуальной программе реабилитации ей необходимо абсорбирующее белье. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в достаточном количестве абсорбирующее белье не предоставлено, чем ущемлены ее права на социальное обеспечение, установленные ст. 39 Конституции РФ, Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поскольку Братанова Н.Н. в силу возраста, а ее законный представитель Ганиева А.Р. в силу юридической неграмотности и отдаленности проживания не могли самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, на основании письменного обращения Ганиевой А.Р. в соответствии со своими полномочиями прокурор обратился в суд с заявлением в интересах инвалида и просит признать незаконными действия ГУ КРО ФСС РФ по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации и возложить на ответчика обязанность обеспечить инвалида недостающим количеством абсорбирующего белья.
Прокурор просил рассматривать заявленные требования в свое отсутствие.
Представитель ответчика Маркова Г.В. также просила заявление прокурора рассматривать в свое отсутствие, в ходе досудебной подготовки представила отзыв, указав, что законному представителю инвалида после обращения в КРО ФСС, последовавшего 5 апреля 2010 года, были выданы соответствующие направления на получение белья, частично пеленки и памперсы предоставлены, однако в полном объеме из-за недостаточного финансирования образовалась задолженность по этим видам ТСР. Задолженность по состоянию на 1 января 2010 года по памперсам составляет 84 шт., по пеленкам- 42 шт. По мнению представителя ответчика, сроков обеспечения инвалидов ТСР законодательством не установлено, кроме того, инвалид имеет право приобрести белье за собственные средства, представив фонду подтверждающие документы для оплаты.
Исследовав материалы дело, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, согласно которому абсорбирующее белье отнесено к техническим средствам реабилитации инвалидов.
Согласно Правилам обеспечения за счет средств Федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, на основании заявления инвалида. Уполномоченный орган в 15-дневный срок рассматривает заявление инвалида и уведомляет его о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Одновременно с этим уведомлением инвалиду высылается направление на получение средств реабилитации в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.
Сроков предоставления ТСР нормативными актами действительно не предусмотрено, однако по мнению суда это означает, что инвалид вправе беспрепятственно получить средство реабилитации по направлению фонда социального страхования сразу же после получения соответствующего направления.
В судебном заседании установлено, что инвалиду Братановой Н.Н. в соответствии с программой реабилитации от 15 июня 2009 года, действовавшей до 1 апреля 2010 года положены в сутки 2 памперса и одна пеленка. Законный представитель девочки – ее мать Ганиева А.Р. с заявлением о предоставлении ТСР по ИПР №18 от 15 июня 2009 г. обратилась в КРО ФСС 26 июня 2009 года. Соответствующие направления ей были выданы в тот же день. 5 апреля 2010 года Ганиева А.Р. представила в КРО ФСС программу реабилитации дочери №7 от 18 февраля 2010 года, согласно которой сохранялись прежние условия реабилитации девочки по количеству ТСР. Направления №143и №144 на получение ТСР были выданы в тот же день.
Однако как установлено в судебном заседании в период действия двух программ реабилитации, начиная с момента подачи первого заявления до 1 января 2011 года, Братановой Н.Н. выдано 540 памперсов и 270 пеленок, т.е. фактически за 9 месяцев ( 6 месяцев 2009 года и 3 месяца 2010 года). Все представленные акты приема-передачи ТСР содержат сведения о заключении контрактов с поставщиками до 1 апреля 2010 года. В связи с этим суд считает, что фондом социального страхования полностью выполнены обязательства по программе реабилитации от 15 июня 2009 года №18. Индивидуальная программа реабилитации Братановой Н.Н. №7 от 18 февраля 2010 года не исполнялась, причем не по вине инвалида.
Никаких сведений об уважительности причин задержки в обеспечении инвалида средством технической реабилитации, кроме упоминания о недостаточности финансирования ответчиком суду не предоставлено.
Однако, по мнению суда недостаточность средств для оплаты не может умалять прав инвалида на получение средств реабилитации.
В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ.№379н от 4 августа 2008 г. при реализации индивидуальной программы реабилитации обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.
Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий и является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В программе реабилитации инвалида Братановой Н.Н. федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан исполнительный орган социального страхования. В данном случае таковым является ГУ КРО ФСС РФ. Однако свои обязанности по обеспечению инвалида ТСР по программе реабилитации №7 от 18 февраля 2010 года ответчик не выполнил до сих пор.
Таким образом, по мнению суда, имеет место бездействие ответчика.
Требование прокурора о признании незаконным такого бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению Братановой Н.Н. средствами реабилитации и возложении обязанности по обеспечению инвалида абсорбирующим бельем является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению несовершеннолетней Братановой Натальи Николаевны средствами технической реабилитации. В целях исполнения реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №7 от 18 февраля 2010 года возложить обязанность на ГУ КРО ФСС обеспечить Братанову Наталью Николаевну в течение месяца с момента вступления решения в силу недостающим количеством абсорбирующего белья за период, начиная с 5 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года –из расчета 2 шт.памперсов и 1 пеленки в сутки.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд.
Председательствующий Л.А.Борисова