решение суда



Гражданское дело №2-114/2011

Решение

Именем Российской Федерации 11 февраля 2011 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Борисовой Л.А.,

с участием прокурора Суслова И.А.,

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Енисейского межрайпрокурора к Администрации города Енисейска о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание муниципального образовательного учреждения школы №2,

установил:

Енисейский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением о защите интересов неопределенного круга лиц из числа детей-инвалидов, проживающих на территории города Енисейска в части обеспечения их беспрепятственного доступа в здание муниципального образовательного учреждения- школу №2, расположенную в г.Енисейске по ул.Бабкина, 46. При этом прокурор указал, что дети-инвалиды, передвигающиеся с использованием колясок, лишены возможности получать образовательную услугу в этом образовательном учреждении. Прокурор просил возложить обязанность на Администрацию города Енисейска как орган местного самоуправления по обустройству на входе в здание школы пандуса и поручней в срок до 20 мая 2011 года.

В судебном заседании прокурор Суслов И.А. просил заявленные требования удовлетворить, уточнив, что с учетом позиции отвечающей стороны полагает возможным предоставить ответчику для обустройства пандусов срок большей продолжительности, чем было указано в заявлении.

Ответчик о времени рассмотрения заявления уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание представитель Администрации города Енисейска не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

В ходе досудебной подготовки администрацией МОУ СОШ №2 требования прокурора не оспаривались. Представитель школы Пучкова Л.В. в судебном заседании сообщила, что в настоящее время в школе по индивидуальным программам на дому обучаются три ребенка – инвалида с ограниченными возможностями передвижения, в ходе досудебной подготовки администрацией школы в адрес администрации города направлено письмо с просьбой рассчитать технические возможности по обустройству пандуса, изготовить соответствующую смету. Собственных средств для изготовления пандуса и перил школа не имеет. При определении сроков выполнения работ следует учитывать, что вход в школу во время возведения пандуса будет осложнен, что повлияет на учебный процесс и безопасность школьников. Работы по обустройству пандуса по этой причине нужно вести по окончанию учебного года.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

Согласно ст.ст. 7, 12, 72, 130 -133 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплена обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Эта норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления. Конкретизация данного положения закреплена законодательством о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании.

Необходимость обеспечения доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов, закреплена ст. ст. 2, 24, 48 Градостроительного кодекса РФ и ст. 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу с 1 июля 2010 года. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СНиП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Здание МОУ СОШ №2 в силу своего предназначения относится к объектам социальной инфраструктуры. В судебном заседании установлено, что при входе в здание школы отсутствуют пандус и перила, однако их сооружение технически возможно. Отсутствие беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями передвижения в здание школы нарушает их права и свободы.

С учетом изложенного суд считает требования Енисейского межрайпрокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На Администрацию города Енисейска как орган местного самоуправления, представляющий интересы собственника- муниципального образования город Енисейск, следует возложить обязанность по обустройству на входе в здание МОУ СОШ №2 пандуса и поручней.

Опыт обустройства таких сооружений на других объектах социальной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что основным строительным материалом для них является бетон. С учетом климатических условий Енисейска в зимнее время работа с таким материалом невозможна. Кроме того, работы по возведению пандуса до окончания учебного года действительно могут осложнить учащимся вход в здание школы. В связи с этим суд считает возможным срок исполнения обязанности определить до 15 июля 2011 года.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

решил:

Требования Енисейского межрайпрокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию города Енисейска обеспечить беспрепятственный доступ для детей-инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями передвижения в здание муниципального образовательного учреждения школы №2 г.Енисейска, установив на входе в срок до 15 июля 2011 года пандус с поручнями.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через канцелярию Енисейского районного суда.

Председательствующий Л.А.Борисова