решение суда



Гражданское дело №2- 116/2011 Решение

Именем Российской Федерации 14 февраля 2011 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Борисовой Л.А.

при секретаре Бондаренко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пировского района в интересах Шпанагеля Ивана Ивановича к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ГУ КРО ФСС РФ) о признании незаконными бездействия по предоставлению инвалиду средства технической реабилитации и о возложении обязанности по обеспечению абсорбирующим бельем,

установил:

Прокурор Пировского района обратился в суд с заявлением об обеспечении Шпанагеля И.И. абсорбирующим бельем, мотивируя свои требования следующим: Шпанагель И.И. является инвалидом, согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимо абсорбирующее белье. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в достаточном количестве абсорбирующее белье не предоставлено, чем ущемлены его права на социальное обеспечение, установленные ст. 39 Конституции РФ, Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Поскольку Шпанагель И.И. в силу возраста и состояния здоровья не мог самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, на основании его письменного обращения в соответствии со своими полномочиями прокурор обратился в суд с заявлением в интересах инвалида и просит признать незаконными действия ГУ КРО ФСС РФ по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации и возложить на ответчика обязанность обеспечить инвалида абсорбирующим бельем – прокладками впитывающими для мужчин в количестве 238 шт.

Шпанагель И.И. извещен о времени рассмотрения дела, просил рассматривать дело в свое отсутствие, требования прокурора просил удовлетворить.

Прокурор просил рассматривать заявленные требования в свое отсутствие.

Представитель ответчика Маркова Г.В. также просила заявление прокурора рассматривать в свое отсутствие, в ходе досудебной подготовки представила отзыв, указав, что Шпанагелю И.И. после обращения в КРО ФСС, последовавшего 28 апреля 2010 года, было выдано соответствующее направление на получение пеленок в ООО «Сибирское торговое сообщество», однако в реестр 2 квартала он включен не был, т.к. реестр к этому времени был сформирован. На обеспечение абсорбирующим бельем в 3 квартале 2010 года контракт заключен не был из-за отсутствия финансирования. В 4 квартале такой контракт был заключен с ООО «Белла Сибирь», однако из-за недостаточного финансирования Шпанагелю И.И. белье не предоставлено. По мнению представителя ответчика, сроков обеспечения инвалидов ТСР законодательством не установлено, кроме того, инвалид имеет право приобрести белье за собственные средства, представив фонду подтверждающие документы для оплаты.

Исследовав материалы дело, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, согласно которому абсорбирующее белье отнесено к техническим средствам реабилитации инвалидов.

Согласно Правилам обеспечения за счет средств Федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, на основании заявления инвалида. Уполномоченный орган в 15-дневный срок рассматривает заявление инвалида и уведомляет его о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Одновременно с этим уведомлением инвалиду высылается направление на получение средств реабилитации в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.

Сроков предоставления ТСР нормативными актами действительно не предусмотрено, однако по мнению суда это означает, что инвалид вправе беспрепятственно получить средство реабилитации по направлению фонда социального страхования сразу же после получения соответствующего направления.

В соответствии с программой реабилитации инвалиду Шпанагелю И.И. положены 2 прокладки для мужчин повышенной впитываемости в сутки. Шпанагель И.И. с заявлением о предоставлении ТСР по ИПР №85 от 15 апреля 2010 г. обратился 28.04.2010 года в КРО ФСС. Направление №2556 на получение ТСР ему было выдано только через месяц 28.05.2010 года. Как установлено в судебном заседании в реестр граждан, нуждающихся в абсорбирующем белье, Шпанагель И.И., несмотря на выдачу ему направления, включен не был. По этой причине ООО «Сибирское торговое сообщество» ТСР инвалиду не предоставило. 31 декабря 2010 года срок действия направления истек.

По той же причине не предоставлены инвалиду прокладки также за 3 и 4 кварталы 2010 года.

Совершенно очевидно, что в течение этого времени индивидуальная программа реабилитации не исполнялась, причем не по вине инвалида.

Никаких сведений об уважительности причин задержки в обеспечении инвалида средством технической реабилитации, кроме упоминания о недостаточности финансирования ответчиком суду не предоставлено.

Однако, по мнению суда недостаточность средств для оплаты не может умалять прав инвалида на получение средств реабилитации. Кроме того, в силу отдаленности проживания, возраста и состояния здоровья он лишен возможности самостоятельно приобретать средства реабилитации в торговых организациях с отнесением затрат на исполнительный орган фонда.

В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ.№379н от 4 августа 2008 г. при реализации индивидуальной программы реабилитации обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий и является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В программе реабилитации инвалида Шпанагеля И.И. федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан исполнительный орган социального страхования. В данном случае таковым является ГУ КРО ФСС РФ. Однако свои обязанности по обеспечению инвалида ТСР ответчик не выполнил до сих пор.

По мнению суда, имеет место бездействие ответчика.

Требование прокурора о признании незаконным такого бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению Шпанагеля И.И. средствами реабилитации и возложении обязанности по обеспечению инвалида абсорбирующим бельем является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению Шпанагеля Ивана Ивановича средствами технической реабилитации. В целях исполнения реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №85 от 15 апреля 2010 года возложить обязанность на ГУ КРО ФСС обеспечить Шпанагеля Ивана Ивановича в течение месяца с момента вступления решения в силу недостающим количеством абсорбирующих мужских прокладок повышенной впитываемости за период, начиная с 28 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года из расчета 2 шт. в сутки.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд.

Председательствующий Л.А.Борисова