Гражданское дело №2-94/2011
Решение
Именем Российской Федерации 10 февраля 2011 годаЕнисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Борисовой Л.А.,
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винка Виктора Робертовича к Управлению социальной защиты населения Администрации Енисейского района и Администрации Енисейского района о взыскании недополученных сумм скидки за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы,
установил:
Винк В.Р. обратился в суд с иском к УСЗН Администрации Енисейского района, мотивируя свои требования следующим: он является инвалидом 2 группы, причиной инвалидности явилось увечье, полученное им при исполнении иных обязанностей военной службы во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживает в неблагоустроенном жилом помещении. В связи с этим ему следовало выплачивать денежную компенсацию на приобретение твердого топлива, однако Управление социальной защиты населения, располагая достоверным данными о его месте нахождения и статусе инвалида-чернобыльца, своевременно такую компенсацию ему не выплачивало. За период, начиная с 2003 года, задолженность по выплатам составила 36000 рублей.
Первоначально Винк В.Р. обратился с иском к мировому судье Судебного участка №24 по месту нахождения ответчика, мировым судьей заявление было принято к производству, проведена досудебная подготовка. Придя к выводу, что заявленный спор не подсуден мировому судье, мировой судья судебного участка №24 Бондаренко Ж.Я. передала дело по подсудности Енисейскому районному суду.
Винк В.Р. неоднократно уточнял свою позицию, заявляя о необходимости применения к невыплаченным суммам индексации с применением индексов роста МРОТ и прожиточного минимума, индекса роста потребительских цен в связи с инфляцией. В судебном заседании он настаивал на удовлетворении иска, пояснив, что понимает ошибочность своей первоначальной позиции в части необходимости применения к невыплаченным ему суммам индексов МРОТ и прожиточного минимума, поскольку денежная компенсация на приобретение твердого топлива не может быть осовременена в том же порядке, что и суммы ежемесячного возмещения вреда здоровью, выплачиваемые ему как инвалиду 2 группы. В тоже время он настаивал на взыскании невыплаченных сумм с учетом индексов роста потребительских цен за период, начиная с 2003 года. Истец также сообщил суду, что в конце 2010 года после его обращения в Министерство социальной политики Красноярского края ответчиком выплачена денежная компенсация на приобретение твердого топлива и его доставку за четыре последних года. Однако выплаты произведена из расчета 25%, а не 50% от общей площади принадлежащего ему жилого дома, расположенного в с. Верхнепашино Енисейского района. Определяя размер выплат, УСЗН ошибочно по мнению истца принимало во внимание выплаты, осуществлявшиеся в тоже время зарегистрированному в том же жилом помещении инвалиду Дубежинскому. Наличие же льгот у этого гражданина не может ограничить размера положенных ему выплат. Уточненные требования Винк В.Р. предъявил также к Администрации Енисейского района, не указав при этом с кого из ответчиков и какую сумму задолженности он считает необходимым взыскать.
Представитель УСЗН Ушенин Л.А. исковые требования оспаривал, полагая, что они заявлены неправомерно, поскольку в декабре 2010 года по указанию Министерства социальной политики края Винку произведены выплаты компенсации по приобретению твердого топлива и его доставку за четыре последних года, начиная с 2007г., исходя из норм, существующий в 2010 году. Тем самым УСЗН устранило потерю покупательной способности невыплаченных сумм. В период 2003-2005 г.г. денежная компенсация не выплачивалась, льгота предоставлялась в «натуральной форме» путем предоставления органами местного самоуправления по месту проживания инвалида необходимого количества топлива. Выплаты на эти цели осуществлялись топливоснабжающим организациям, а не самим инвалидам. В 2004 году такая оплата произведена через ОАО «Назимовский ЛПХ», в 2005 г.- через администрацию Верхнепашинского сельского совета, в 2006 году компенсация была получена самим истцом через почтовое отделение в с. Новоназимово.
Представитель Администрации Енисейского района в судебное заседание не явился, свою позицию суду по делу не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему:
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Закона (в ред. от 24 ноября 1995 г.) вышеуказанным категориям граждан гарантировалась: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых), и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В соответствии с указанной нормой в ее последней редакции Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных п.3 ч.1 ст. 14 упомянутого закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки в виде субвенций и полномочия по установлению форм предоставления указанных мер социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №506 от 24 апреля 1996 года в целях обеспечения реализации Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был утвержден соответствующий Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением социальных льгот и компенсаций. П.7 Порядка было предусмотрено, что расходы, связаннее с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг могут регулироваться при определении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.
С 1994 г. до 2003 г.г. включительно на территории Красноярского края ежегодно утверждался Порядок предоставления жилищных субсидий (компенсаций) по оплате за топливо гражданам, в том числе и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, проживающим в домах с печным отоплением.
Возмещение затрат по компенсациям производилось из местных бюджетов на основании реестра, предоставленного топливоснабжающими организациями (гор – рай топсбытами) финансовым органам 1 раз в месяц. Компенсация на оплату твердого топлива учитывалась топливоснабжающими предприятиями при расчетах с домовладельцами. При этом производилась отметка о количестве отпущенного топлива в карточках учета и топливных книжках домовладельцев с указанием раздельно стоимости его в пределах социальных площади жилья и нормативов потребления, но не выше фактически занимаемой площади, и сверх этой нормы и нормативов. Документы на компенсацию заносились в специальный журнал учета компенсационных выплат и хранились в течение 3 лет после предоставления последней компенсации.
Таким образом, лицу, имеющему право на льготы в указанный период следовало обращаться за покупкой топлива в предприятие, обеспечивающее реальное предоставление такого топлива, которое вело соответствующий учет и продавало топливо с учетом получаемой им (предприятием) выплаты за предоставленное на льготных условиях топливо.
С учетом содержания представленного в суд реестра по возмещению расходов филиалу ЗАО «Новоенисейский ЛХК» Новоназимовскому ЛЗУ выплаты в таком порядке были осуществлены и в 2004 году за предоставленное Винку В.Р. твердое топливо в период его проживания в д.Сергеево Енисейского района. К кому и куда Винк обращался ранее по поводу покупки топлива и его оплаты с учетом имевшихся у него льгот, истец сведений суду не предоставил.
В указанный период времени ни УСЗН района, ни Администрация Енисейского района выплат самому истцу не производило и производить не должно было.
С 2005 года порядок предоставления льгот в этой части изменился, компенсации стали предоставляться путем соответствующих выплат самим льготникам, в том числе и инвалидам-чернобыльцам.
Так, в соответствии со ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг",подписанного Губернатором Красноярского края 23.12.2004 г., меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий.
Согласно положениям ст. ст. 15 и 24 упомянутого Закона Красноярского края инвалидам, вне зависимости от дохода, субсидии предоставляются путем перечисления средств органов местного самоуправления на имеющиеся или открываемые в выбранных получателем субсидий банках банковские счета или вклады до востребования либо путем выплаты (доставки средств) через отделения почтовой связи.
Расчет нормы отпуска твердого топлива гражданам, зарегистрированным по месту постоянного проживания в домах, не подключенных к централизованной системе отопления, с использованием только дров осуществлялся исходя из единой нормы отпуска топлива населению, установленной Постановлением Совета Администрации Красноярского края №17-п от 21.01.2005 г.
Анализ всех перечисленных норм позволяет сделать вывод, что предоставление данного вида мер социальной поддержки для инвалидов-чернобыльцев не ограничено социальной нормой площади жилья.
Следовательно, меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на самого инвалида.
Исходя из этого, по имевшейся у УСЗН информации о площади жилого дома истцу в 2006 году перечислено 1468 руб. 80 коп., а в декабре 2010 года произведены выплаты денежной компенсации на приобретение твердого топлива по указанному расчету в размере 25% от размера всей площади принадлежащего ему жилого дома, расположенного в с. Верхнепашино Енисейского района по ул. Заречной, 9 за четыре года, начиная с 2007 г. Ответчиком принято во внимание то обстоятельство, что в доме зарегистрирован проживающим еще один инвалид – Дубежинский И.Л., имеющий право на получение аналогичной льготы, но по другому основанию. Ответчик счел, что Дубежинский И.Л. является членом семьи истца и произвел соответствующий расчет после обращения Винка В.Р. в Министерство социальной политики края и по настоянию последнего. Поскольку все выплаты Винку В.Р. произведены исходя из норм и стоимости топлива по ценам 2010 года ( в том числе и за доставку топлива), ответчик счел свое обязательство перед ним исполненным.
При этом очевидно, что произведенные выплаты по ценам 2010 года превышают размер выплат с учетом индексации в соответствии с индексом роста потребительских цен, на которой настаивает истец.
Так, например, за 2007 год в декабре 2010 года Винку В.Р. выплачено 2751 руб. 62 коп., тогда как подлежало выплате 1122 руб. 93 коп. С учетом индексации согласно справке отдела статистики эта сумма составила бы 1452 руб.16 коп. (1122.93 х 1.118х 1.077 х 1.074)
В судебном заседании установлено, что истец не предоставлял в УСЗН пакет документов, необходимый для оценки фактических обстоятельств, полагая, что достаточной является информация о наличии у него статуса инвалида 2 группы, имеющего право на предоставление ряда других социальных гарантий в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Между тем, Винк В.Р. по его собственному утверждению, содержащемуся в исковом заявлении, подтвержденному в судебном заседании, с 2003 года в доме №9 по ул.Заречной в с. Верхнепашино Енисейского района, принадлежащем ему по договору купли-продажи от 2 апреля 1997 года (право собственности не зарегистрировано), не проживает. В 2003 году он выехал для проживания в д.Сергеево, жил в доме, площадь которого ни самому истцу, ни суду не известна, в последнее время Винк В.Р. постоянно живет в квартире №7 дома №55 по ул.Бабкина в г.Енисейске в квартире жены. Это помещение им фактически и отапливается. Сведений о площади квартиры истец суду не предоставил, но по его собственному признанию площадь жилья меньше, чем площадь принадлежащего ему дома в с.Верхнепашино. Отоплением своего дома истец не занимается, предоставляя жилое помещение для проживания знакомым. Инвалид Дубежинский И.Л. членом семьи Винк В.Р. не является, вместе они не проживали ни ранее, ни сейчас, родственниками друг другу не приходятся, совместного хозяйства не вели и не ведут. Винк В.Р. оформил регистрацию данного гражданина в принадлежащем ему доме, однако самостоятельного права проживания в доме Дубежинский И.Л. при таких обстоятельствах не приобрел, в дом фактически не вселялся, регистрация была необходима ему для трудоустройства.
При указанных обстоятельствах следует считать, что никакой задолженности по компенсации на приобретение твердого топлива и его доставку у УСЗН Енисейского района, либо у Администрации Енисейского района нет. Исковые требования являются неосновательными и удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований о взыскании скидки за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы, Винку Виктору Робертовичу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.
Председательствующий Л.А.Борисова