решение о перерасчете базового размера пенсии за работу в районах Крайнего Севера



Гражданское дело №2-650/2011

Решение

Именем Российской Федерации 15 июня 2011 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Быстровой М.Г.

при секретаре Тихоновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макурина Николая Михайловича к ГУ УПФ РФ в г. Енисейске и Енисейском районе о перерасчете пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера,

установил:

Макурин Н.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Енисейске и Енисейском районе, настаивая на перерасчете пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, указав, что работал в Енисейском объединенном авиаотряде Красноярского управления гражданской авиации в должности сменного инженера А и РЭО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и проживал в <адрес>, относящемся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, неоднократно выезжал в командировки для выполнения трудоемких регламентных работ, расследования инцидентов, приемки вертолетов и др. в <адрес> в 1988 году и в <адрес> в 1991 году, расположенные в районах Крайнего Севера, в связи с чем период нахождения в командировках в указанных районах ему должен быть зачтен в стаж работы в районах Крайнего Севера и с учетом этого размер пенсии должен быть пересчитан и увеличен.

В судебном заседании Макурин Н.М. заявленные требования поддержал, пояснив, что в связи с истечением установленного законом срока хранения командировочных удостоверений и авансовых отчетов, а так же приказов о направлении в командировки, ничем иным кроме как свидетельскими показаниями он подтвердить факт работы в районах Крайнего Севера во время нахождения в командировках не может, однако свидетельские показания ответчик принимать отказывается.

Представитель ответчика Носков О.В. исковые требования не признал, сославшись на то, что представленных истцом документов недостаточно для подтверждения факта нахождения его в командировке к районах Крайнего Севера, в связи с чем оснований для зачета этого периода в стаж работы в районах Крайнего Севера и увеличения фиксированного базового размера страховой части его пенсии не имеется.

Исследовав дело, суд приходит к следующему:

Федеральным законом от 01.12.2007 года № 312-ФЗ ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173 дополнена пунктами 4.2-4.11, вступившими в силу с 1 января 2008 года, которыми предусмотрено установление повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости и инвалидности лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Как следует из содержания ст. 166 ТК РФ работодатель наделен правом поручать работнику временное выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, вне места постоянной работы путем направления его в служебную командировку.

В связи с этим нахождение работника в служебной командировке в районах Крайнего Севера расценивается как его работа в районах Крайнего Севера, что дает ему право на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 4.2-4.11, ст. 14 вышеуказанного Федерального закона № 173-ФЗ в редакции Федерального закона № 312-ФЗ.

Как установлено из трудовой книжки Макурина Н.М. он действительно работал сменным инженером АиРЭО по вертолетам, ДД.ММ.ГГГГ был уволен в связи призывом на воинскую службу, вновь принят в авиационную техническую базу в цех АиРЭО на должность инженера ДД.ММ.ГГГГ и был уволен с работы ДД.ММ.ГГГГ переводом по согласованию между руководителями предприятий в Северный леспромхоз.

В подтверждение факта нахождения в служебных командировках в районах Крайнего Севера, а именно в <адрес> в период его работы в Енисейском авиапредприятии Макуриным Н.М. представлена копия командировочного удостоверения согласно которого он действительно направлялся в командировку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за получением вертолета МИ-8.

Таким образом, факт направления его в командировку в <адрес>, относящийся к районам Крайнего Севера, нашел подтверждение в судебном заседании.

Срок хранения авансовых отчетов с информацией о командировке, служебном задании, документах, подтверждающих расходы сотрудника составляет 5 лет и к настоящему времени истек, в связи с чем эти документы истец лишен возможности предоставить по независящим от него обстоятельствам.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО5 и ФИО6 подтвердили, что тоже работали в Енисейском объединенном авиаотряде Красноярского управления гражданской авиации и неоднократно вместе с Макуриным Н.М. выезжали в <адрес> в командировку. Они показали, что случаев, чтобы они, в том числе и Макурин Н.М. были командированы, но не поехали в командировку и не выполнили командировочное задание, не было, поскольку все командировочные задания ими, в том числе и Макуриным Н.М., выполнялись исправно.

Тот факт, что все допрошенные свидетели работали вместе с Макуриным Н.М. и в силу своей служебной деятельности могли быть свидетелями событий, о которых они дали показания, подтверждается копиями их трудовых книжек, приобщенных к материалам дела.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку их показания согласуются с предоставленными истцом письменными доказательствами направления его в командировку.

Поскольку установленный законом срок хранения документов, подтверждающих выполнение истцом командировочного задания, истек, а каких-либо доказательств, исключающих факт выезда его в служебные командировки не добыто, то следует считать, что командировочное задание им было выполнено и он находился в служебных командировках в течение времени, указанного в приказах о направлении его в командировки

Таким образом, факт нахождения Макурина Н.М. в служебных командировках в местностях, относящихся к районам Крайнего Севера, нашел подтверждение в судебном заседании, что влечет обязанность ответчика произвести ему перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Доводы представителей ответчика о недопустимости подтверждения стажа работы, в том числе периода нахождения в командировке, свидетельскими показаниями, несостоятельны, поскольку в силу ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ"№ 173-ФЗ установление трудовых пенсий осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, а в нем не содержится каких-либо ограничений в способах доказывания, в том числе трудового стажа. В силу ст. 55 ГПК РФ обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, могут устанавливаться в том числе и с помощью показаний свидетелей. Поэтому и ответчик, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе и показания свидетелей, для подтверждения периода нахождения лица в служебной командировке в районах Крайнего Севера, необходимого для перерасчета базовой части пенсии.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения (ч.1). При этом заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов (ч.2).

Учитывая, что истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в мае 2011 года, и предоставил письменные доказательства в подтверждение факта направления его в командировки в районы Крайнего Севера, то суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по перерасчету истцу фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято от него заявление, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом с доводами представителя ответчика о том, что перерасчет фиксированного базового размера страховой части его трудовой пенсии возможен только с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором данное решение суда вступит в законную силу, суд не может согласиться, поскольку это противоречит вышеприведенным положениям ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> и Енисейском районе Красноярского края произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчёт фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости Макурину Николаю Михайловичу с учетом его работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в служебной командировке в <адрес> края, относящемся к районам Крайнего Севера

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей кассационной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий М.Г.Быстрова