решение суда



Гражданское дело № 2-719/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Енисейск 28 июля 2011 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Лукашенок Л.Л.

с участием помощника Енисейского межрайпрокурора Суслова И.А.,

при секретаре Русаковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Енисейска о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза отходов, возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов и мусора с территорий земельных участков, расположенных в г. Енисейске,

установил:

Енисейский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, настаивая на признании незаконным бездействия Администрации города Енисейска в части организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории города Енисейска: в районе <адрес> (в овраге 300-350 метров от дома), а также на земельном участке на расстоянии 100 метров от уреза воды в районе <адрес>, возложении обязанности в срок до 01 августа 2011 года организовать сбор и вывоз отходов и мусора с территории этих участков.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.8, 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа. Однако Администрацией города полномочия в этой части осуществляются ненадлежащим образом, в результате земельные участки, расположенные в районе <адрес> (в овраге 300-350 метров от дома), а также на расстоянии 100 метров от уреза воды в районе <адрес>, т.е. в пределах муниципального образования г. Енисейск, захламлены отходами в виде упаковочной тары, несортированного мусора, изделий из полимерных материалов, резины, полиэтилена, пластмассы, стекла, железа, строительного мусора. Бездействие Администрации создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора Суслов И.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика - Администрации города Енисейска ФИО3 в судебном заседании иск признал, при этом просил суд предоставить для их исполнения больший срок, чем указал прокурор.

Управление службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Енисейскому району, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений по существу заявленных требований не представили.

С учетом мнения сторон и на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав дело, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г "О прокуратуре Российской Федерации" ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Заявленные прокурором требования направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления – Администрацией города Енисейска - полномочий, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав жителей города Енисейска на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды".

В связи с этим хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип закреплен ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Этой же нормой закреплена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Ст. 51 упомянутого закона регламентируются требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным Законом №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Ст. 8 этого закона полномочия органов местного самоуправления разграничены. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Таким образом, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований с целью их регулярной очистки от всяческих отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 2 Устава г.Енисейска муниципальное образование город Енисейск имеет статус городского округа.

Материалами совместной проверки, проводившейся Енисейской межрайонной прокуратурой, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Лесосибирске, Отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Енисейскому району, подтверждено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов в водоохраной зоне р. Енисей - в районе <адрес> в овраге 300-350 м от данного дома, а также на расстоянии 100 м от уреза воды р. Енисей в районе <адрес>. Установлено, что территории данных свалок не огорожены, свалки не находятся в чьем-либо обслуживании, полигон твердых бытовых отходов на указанных территориях местоположения свалок не организовывался. На данных свалках обнаружены отходы в виде упаковочной тары, несортированного мусора, изделий из полимерных материалов, резины, полиэтилена, пластмассы, стекла, железа, строительного мусора. Это обстоятельство при рассмотрении требований прокурора представителем Администрации города не оспаривалось. Земельные участки находятся в пределах административной границы города Енисейска, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем обязанность по организации их надлежащего использования и содержания лежит на Администрации города Енисейска как органе местного самоуправления.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории города Енисейска и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Таким образом, по мнению суда, требования прокурора в части возложения обязанности на Администрацию города Енисейска организовать сбор и вывоз отходов и мусора с указанных территорий являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Срок исполнения возложенной обязанности следует определить до 01 октября 2011 года. При этом суд принимает во внимание значительный объем работ, очевидную недостаточность срока, предлагаемого прокурором.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Енисейска по организации сбора и вывоза отходов и мусора с территорий земельных участков в районе <адрес> (в овраге 300-350 метров от данного дома), а также на расстоянии 100 метров от уреза воды р. Енисей в районе <адрес>.

Обязать Администрацию города Енисейска в срок до 01 октября 2011 года организовать сбор и вывоз отходов и мусора с территорий земельных участков в районе <адрес> (в овраге 300-350 метров от данного дома), а также на расстоянии 100 метров от уреза воды р. Енисей в районе <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий Л.Л. Лукашенок