Именем Российской Федерации 4 октября 2011 года Енисейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Борисовой Л.А., с участием прокурора Суслова И.А., при секретаре Гребенюк М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Енисейского межрайпрокурора в интересах Поздеевой Алены Олеговны к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ГУ КРО ФСС РФ) о признании незаконными бездействия по предоставлению инвалиду средства технической реабилитации и о возложении обязанности по обеспечению абсорбирующим бельем (памперсами), установил: Енисейский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением об обеспечении Поздеевой А.О. абсорбирующим бельем- памперсами средней впитываемости, мотивируя свои требования следующим: несовершеннолетняя Поздеева А.О. родившаяся 30 сентября 2003 года, является инвалидом, согласно индивидуальной программе реабилитации ей необходимы средства реабилитации - памперсы. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в достаточном количестве памперсы ребенку не предоставлены, чем ущемлены ее права на социальное обеспечение, установленные ст. 39 Конституции РФ, Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поскольку Поздеева А.О. в силу возраста, а ее законный представитель Смирнова И.Я. в силу юридической неграмотности и отдаленности проживания не могли самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, на основании письменного обращения Смирновой И.Я. в соответствии со своими полномочиями прокурор обратился в суд с заявлением в интересах инвалида и просит признать незаконными действия ГУ КРО ФСС РФ по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации и возложить на ответчика обязанность обеспечить инвалида недостающим количеством памперсов. В судебном заседании прокурор Суслов И.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований. Законный представитель ребенка Смирнова И.Я. просила удовлетворить требования прокурора, пояснив, что обеспечение ее дочери памперсами осуществляется со значительной задержкой, она вынуждена приобретать их самостоятельно, предъявляя чеки для последующей оплаты. В 2009-2010 г.г. эта ситуация ее устраивала, поскольку фонд регулярно производил оплату по стоимости купленных ТСР. В 2011 г. ситуация изменилась, со слов сотрудников Енисейского отделения фонда ей стало известно, что купленные в аптеках и магазинах памперсы будут оплачены не полностью, а предположительно исходя из 15 рублей за 1 штуку, что значительно ниже их реальной стоимости. Она не обладает достаточными средствами для таких трат, ребенок нуждается в памперсах ежедневно. Представитель ответчика Маркова Г.В. просила заявление прокурора рассматривать в свое отсутствие, в ходе досудебной подготовки представила отзыв, указав, что законному представителю инвалида после обращения в КРО ФСС, последовавшего 28 октября 2009 года, частично были предоставлены памперсы, частично произведена оплата купленных Смирновой самостоятельно памперсов, однако в полном объеме из-за недостаточного финансирования образовалась задолженность по этим видам ТСР. Задолженность по состоянию на 1 октября 2011 по памперсам составляет 458 шт. По мнению представителя ответчика, сроков обеспечения инвалидов ТСР законодательством не установлено, кроме того, законный представитель инвалида и в последующем имеет право приобрести белье за собственные средства, представив фонду подтверждающие документы для оплаты. Исследовав материалы дело, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации. В силу ст. 11 указанного Федерального закона перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, согласно которому абсорбирующее белье отнесено к техническим средствам реабилитации инвалидов. Согласно Правилам обеспечения за счет средств Федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, на основании заявления инвалида. Уполномоченный орган в 15-дневный срок рассматривает заявление инвалида и уведомляет его о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Одновременно с этим уведомлением инвалиду высылается направление на получение средств реабилитации в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке. Сроков предоставления ТСР нормативными актами действительно не предусмотрено, однако по мнению суда это означает, что инвалид вправе беспрепятственно получить средство реабилитации по направлению фонда социального страхования сразу же после получения соответствующего направления. В судебном заседании установлено, что ребенку - инвалиду Поздеевой А.О. в соответствии с программой реабилитации от 28 октября 2009 года, действующей и в настоящее время, положены памперсы средней впитываемости. Законный представитель девочки – ее мать Смирнова И.Я. с заявлением о предоставлении ТСР по ИПР №46 от 28.10.2009 г. обратилась в КРО ФСС 28 октября 2009 года. Однако за истекший период Поздеевой необходимое количество памперсов выдано не было, по состоянию на 1 октября 2011 года существует задолженность в количестве 458 шт. Никаких сведений об уважительности причин задержки в обеспечении инвалида средством технической реабилитации, кроме упоминания о недостаточности финансирования ответчиком суду не предоставлено. Однако, по мнению суда недостаточность средств для оплаты не может умалять прав инвалида на получение средств реабилитации. В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ.№379н от 4 августа 2008 г. при реализации индивидуальной программы реабилитации обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий. Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий и является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В программе реабилитации инвалида Поздеевой А.О. федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан исполнительный орган социального страхования. В данном случае таковым является ГУ КРО ФСС РФ. Однако свои обязанности по обеспечению инвалида ТСР по программе реабилитации №46 от 28 октября 2009 года ответчик в полном объеме не выполнил до сих пор. Таким образом, по мнению суда, имеет место бездействие ответчика. Требование прокурора о признании незаконным такого бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению Поздеевой А.О. средствами реабилитации и возложении обязанности по обеспечению инвалида недостающим количеством памперсов является обоснованным и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению несовершеннолетней Поздеевой Алены Олеговны средствами технической реабилитации. В целях исполнения реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №46 от 28 октября 2009 года возложить обязанность на ГУ КРО ФСС обеспечить Поздееву Алену Олеговну в течение 15 дней с момента вступления решения в силу недостающим количеством абсорбирующего белья – 458 памперсами средней впитываемости Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд. Председательствующий Л.А.Борисова