решение суда



Гражданское дело №2-781/2011Решение

Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.,

при секретаре Гребенюк М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Красноярска к Рыжковой Юлии Николаевне о взыскании излишне уплаченной суммы

установил:

Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Красноярска обратилось в суд с исковым заявлением к Рыжковой Ю.Н. настаивая на взыскании излишне выплаченной суммы пенсии в размере 78610 рублей 68 копеек, мотивируя свои требования следующим: с 19 августа 2008 года ответчице Рыжковой Ю.Н. была назначена пенсия по случаю потери кормильца в связи со смертью матери Рыжковой Л.Л. Для подтверждения права на получение пенсии по потери кормильца Рыжкова Ю.Н. предоставила истцу справку об обучении по очной форме в ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (срок окончания обучения 2014 года). В декабре 2010 года истцу стали известны сведения о том, что Рыжкова Ю.Н. отчислена из ВУЗа за академическую неуспеваемость с 10 марта 2010 года. Начисление и выплата трудовой пенсии по случаю потери кормильца прекращены с 1 января 2011 года. Поскольку Рыжковой Ю.Н. не было сообщено истцу о том, что она не обучается в ВУЗе. образовалась переплата за период с 01.04.2010 года по 31.12.2010 года в сумме 78610 рублей 68 копеек. От добровольного возмещения неосновательно полученной суммы Рыжкова отказалась.

Рассмотрение исковых требований осуществлено в отсутствие представителя истца по заявленному ходатайству.

Ответчик Рыжкова Ю.Н. в судебное заседание не явилась, неоднократно уведомлялась о дате, месте и времени судебного заседания путем направления ей извещений по месту ее жительства, о причине неявки суд не уведомила, рассмотреть дело в свое отсутствие не просила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие не явившейся ответчицы.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Рыжковой Ю.Н. пенсия по случаю потери кормильца была назначена в связи со смертью ее матери с 19 августа 2008 года.

Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Для подтверждения права на получение пенсии ответчица предоставила в УПФР в Октябрьском районе г.Красноярска справку об обучении по очной форме обучения в ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Однако в последующем в соответствии с приказом №2357\с от 10.03.2010 года ответчица была отчислена за академическую неуспеваемость.

Согласно п.4 ст.23 и п.2 ст. 25 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Рыжкова Ю.Н. закрепленную законом обязанность не исполнила, пенсионному органу о прекращении своего обучения не сообщила, т.е. проявила недобросовестность. Произведенные пенсионным органом выплаты за период с 1 апреля 2010 года по 1 января 2011 года следует в соответствии со ст.1102 ГК РФ считать неосновательным обогащением ответчицы.

Сумма неосновательного обогащения составила 78610 рублей 68 копеек. Исковые требования пенсионного органа являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2558 руб. 32 коп., от оплаты которой по закону был освобожден истец при подаче искового заявления.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Рыжковой Юлии Николаевны в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г.Красноярска 78610 рублей 68 копеек.

Взыскать с Рыжковой Юлии Николаевны в доход местного бюджета города Енисейска государственную пошлину в сумме 2558 рублей 32 копейки.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы в канцелярию Енисейского районного суда.

Председательствующий Л.А.Борисова