решение о назначении трудовой пенсии по старости досрочно



Гражданское дело №2-951/2011

Решение

Именем Российской Федерации 17октября 2011 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Быстровой М.Г.

при секретаре Ковальковой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жилина Николая Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Енисейске и Енисейском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Обратившись в суд с иском, Жилин Н.Н. просил обязать ответчика ГУ УПФ РФ в г. Енисейске и Енисейском районе назначить ему пенсию досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что проживал и работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и имеет 29 лет стажа работы, из которых 15 лет проработал в плавсоставе на судах речного флота, в связи с чем по достижении возраста 50 лет, которого он достиг ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако в этом ему было отказано со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у него специального стажа, что считает незаконным.

В судебном заседании Жилин Н.Н. свои требования поддержал, пояснил, что специальный стаж его работы подтвержден его трудовой книжкой и дополнительными документами о работе в плавсоставе, в частности, приказами об открытии и завершении навигаций.

Представители ответчика Носков О.В. и Майорова Н.И. заявленные требования не признали, указав, что достаточных доказательств в подтверждение специального стажа работы Жилин Н.Н. не предоставил, в связи с чем ему было отказано в досрочном назначении пенсии.

При этом Майорова Н.И. пояснила, что в соответствии с действующим законодательством для назначения трудовой пенсии досрочно, в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота, продолжительность такого стажа работы должна составлять не менее 12 лет и 6 месяцев, при этом работа в течение всего навигационного периода, независимо от его продолжительности, засчитывается за полный год работы в плавсоставе. Однако на основании представленных Жилиным Н.Н. документов и с учетом результатов проведенной документальной проверки сведений о застрахованных лицах в специальный стаж работы Жилину Н.Н. было зачтено всего 3 года работы в плавсоставе- с ДД.ММ.ГГГГ год включительно. В настоящее время, в связи с предоставлением Жилиным Н.Н. дополнительных документов, они согласны зачесть в специальный стаж его работы периоды работы в течение ДД.ММ.ГГГГ а всего зачесть период его работы с ДД.ММ.ГГГГ годы включительно, тем самым зачесть в специальный стаж его работы 5 лет, но этого стажа по-прежнему недостаточно для досрочного назначения пенсии, а остальной стаж его работы не может быть принят во внимание, так как отсутствуют документы, подтверждающие сведения о том, что он работал в плавсоставе в течение всей продолжительности навигационных периодов (не имеется приказов о штатной расстановке кадров и укомплектовании плавкрана , на котором работал Жилин Н.Н.)

Исследовав дело, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Так, в соответствии с пп.9 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, в том числе: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно пп.6 п.1 ст. 28 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. При этом гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере, а каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, а при работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго данного подпункта.

В то же время п. 2 ст. 28.1 данного Федерального закона установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.1-10 ст. 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 утверждены Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пп. «б п.1 которого установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце 1 настоящего подпункта.

В соответствии с разделом 28 подраздела 3 Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, к плавсоставу, пользующемуся правом на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда относится машинная команда судов служебно-вспомогательного флота, в том числе мотористы всех наименований и механики

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством работникам плавсостава судов речного флота, работавшим в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, возраст для досрочного назначения пенсии снижается в общей сложности на 10 лет и они пользуются правом на досрочную пенсию в связи с такой работой по достижении возраста 50 лет, независимо от вида выполняемых работ, наименования их профессий и должностей и ведомственной принадлежности соответствующих судов, а также организационно-правовой формы и формы собственности судовладельца, а для реализации права на досрочную пенсию необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Как видно из трудовой книжки, выданной на имя Жилина Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, он работал сменным механиком плавкрана с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Верхне-Пашинской ЛПБ, в последующем переименованной в Енисейский ЛПК, откуда переводом был уволен в АОЗТ «Енисейский ЛДК», где также работал сменным механиком плавкрана со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем вновь был принят на работу в Енисейский ЛПК рулевым мотористом на теплоход № 1832 с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ был переведен сменным механиком плавкрана, уволен с работы ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией предприятия.

Указанные записи трудовой книжки соответствуют требованиям заполнения трудовой книжки, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 225 "О трудовых книжках" и Правилам ведения и хранения трудовых книжек.

Плавкран (плавучий кран) в соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ относится к судам речного и морского флота.

Согласно справкам Енисейского ЛПК, хранящихся в пенсионном деле ФИО8, работавшего вместе с Жилиным Н.Н.сменным механиком на том же плавкране и в том же предприятии, плавкран , приписанный к Саратовской ЛПБ, в последующем переименованной в Верхнепашинскую ЛПБ, а затем в Енисейский ЛПК, относится к судам речного флота и не является судном, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательными, пригородного и внутригородского сообщения, а использовался на транзите <адрес> на погрузке-разгрузке пиломатериалов, а предприятие, к которому было приписано данное судно, располагалось на территории Енисейского района, относящегося к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Приписка данного судна к Енисейскому ЛПК подтверждена судовым свидетельством, копия которого также хранится в пенсионном деле ФИО8

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 показал, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работал в Енисейском ЛПК в должности сменного механика плавкрана . Все это время вместе с ним на этом же плавкране в должности сменного механика также работал Жилин Н.Н. За все время их совместной работы случаев, когда бы Жилин Н.Н. не вышел на работу, или отработал неполный навигационный период, не было, все эти годы они работали на данном плавкране постоянной командой в течение всей продолжительности навигационных периодов. В связи с тем, что по возрасту он старше Жилина Н.Н., пенсия за работу на должностях, относящихся к плавсоставу, ему была назначена ранее.

Эти его показания подтверждены материалами пенсионного дела ФИО8, исследованными в судебном заседании, и наличие у ФИО8 специального стажа работы на должностях, относящихся к плавсоставу, пенсионным органом сомнению не подвергается.

Таким образом, постоянная занятость Жилина Н.Н. на должностях, относящихся к плавсоставу, подтверждена как трудовой книжкой, оформленной в соответствии с требованиями Правил ведения и хранения трудовых книжек, так и справками судовладельца, и составляет в общей сложности более 12 лет 6 месяцев, а соответствие этих записей трудовой книжки действительности и постоянная работа Жилина Н.Н. на этой должности в течение всего навигационного периода как минимум в период совместной работы ФИО9, то есть в период с 1985 по 1994 годы включительно ( 10 лет) подтверждена также показаниями свидетеля ФИО8

Учитывая, что постоянный характер работы ФИО4 в течение всего навигационного периода в периоды с 1982 по -1986 (5 лет, из которых период совместной работы с ФИО8 составляет 2 года) ответчиком не оспаривается и подтверждается помимо трудовой книжки сохранившимися в архиве копиями приказов судовладельца, то с учетом этого и показаний свидетеля ФИО8 следует считать установленным наличие у ФИО4 стажа работы на должностях, относящихся к плавсоставу, как минимум 13 лет, с 1982 по 1994 годы включительно

При таких обстоятельствах, законных оснований для отказа в назначении ФИО4 досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.9 п.1 ст. 27 и пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона не имелось.

Доводы представителей ответчика о невозможности включения отдельных периодов работы ФИО4 в стаж работы на должностях, относящихся к плавсоставу, в связи с отсутствием штатных расписаний плавкрана , приказов об открытии и закрытии навигации и невозможности подтверждения характера работы свидетельскими показаниями не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Так, согласно действующей редакции п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний свидетелей при утрате документов по причинам, произошедшим не по вине работника, в том числе вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции, в данном случае под характером работы следует понимать отнесение должности истца к плавсоставу.

Однако это обстоятельство (характер работы) подтверждено документально записями в трудовой книжке истца, согласно которым его работа в плавсоставе носила не сезонный, а постоянный характер, а показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО8 подтверждено лишь соответствие этих записей трудовой книжки действительности, поскольку другого способа подтвердить соответствие этих записей в связи с ликвидацией предприятия и отсутствием архивных документов, подтверждающих указанные записи, не имеется. Вины истца в том, что не все документы ликвидированного предприятия были сданы в архив, не имеется, в связи с с чем отсутствие архивных документов не может служить основанием для лишения его права на досрочное назначение пенсии, поскольку должность, занимаемая истцом в спорный период, соответствует требованиям пп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и подтверждена материалами дела.

Как следует из материалов дела, Жилин Н.Н. обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, в то время как возраста 50 лет, с которого у него возникает право на досрочное назначение пенсии, он достиг ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пенсия ему должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылки представителей ответчика на то, что при обращении с заявлением о назначении пенсии Жилин Н.Н. не предоставил всех необходимых для назначения пенсии документов, что и послужило причиной отказа в назначении ему пенсии и в связи с этим пенсия ему должна быть назначена только с момента признания судом его права на досрочное назначение трудовой пенсии, не состоятельны.

Так, согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Из содержания заявления Жилина Н.Н. о назначении ему пенсии видно, что он приложил трудовую книжку, которая является основным документом, подтверждающим стаж работы. Однако при приеме его заявления для назначения досрочной пенсии ему не предлагалось представить какие-либо другие недостающие документы, а именно уточняющие справки, подтверждающие характер и условия работы, не устанавливался срок предоставления этих документов и не разьяснялись последствия их непредоставления.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих выполнение ответчиком этих требований закона, не представлено.

Также установлено, что после вынесения решения об отказе в назначении досрочной пенсии Жилину Н.Н. документы (трудовая книжка) не были возвращены и до настоящего времени они находятся у ответчика.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что несвоевременное предоставление Жилиным Н.Н. дополнительных документов для подтверждения права на досрочную пенсию произошло не по его вине, а по вине ответчика, не выполнившего требования п.3 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с чем установленное законом право Жилина Н.Н. на назначение ему пенсии с момента возникновения права на нее не может быть ущемлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Енисейске и Енисейском районе назначить Жилину Николаю Николаевичу с ДД.ММ.ГГГГ трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии с пп.9 п.1 ст. 27 и пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, проработавшему не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах речного флота в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а именно сменным механиком плавкрана с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Верхне-Пашинской ЛПБ, в последующем переименованной в Енисейский ЛПК, находившейся в <адрес>, относящегося к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей кассационной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий М.Г.Быстрова