решение суда



Гражданское дело №2-1108/2011 Решение

Именем Российской Федерации 21 ноября 2011 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.

прокурора Пономаревой А.А.,

при секретаре Зыряновой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Енисейского межрайпрокурора о признании п.п 8 п.1 ст.20 Устава Шапкинского сельского совета Енисейского района противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению,

установил:

Енисейский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением о признании п.п 8 п.1 ст.20 Устава Шапкинского сельского совета Енисейского района противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению, мотивируя свои требования следующим:

Согласно оспариваемой норме глава Шапкинского сельского совета, являющийся одновременно главой администрации сельского Совета, осуществляет назначение лиц, претендующих на должность заместителя главы администрации, руководителей структурных подразделений администрации только после утверждения их кандидатур сельским Советом депутатов. Такой порядок утверждения по мнению прокурора противоречит действующему федеральному законодательству - Федеральному закону №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону №25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации». Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, глава администрации является руководителем этого органа, исполняет свои обязанности на основе принципа единоначалия, является работодателем по отношению к подчиненным работникам администрации, относящимся к категории муниципальных служащих. Утверждение гражданина, принимаемого на должность заместителя главы администрации, либо руководителя структурного подразделения администрации, сельским Советом депутатов действующим законодательством не предусмотрено.

В судебном заседании прокурор Пономарева А.А. требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

Глава Шапкинского сельского Совета Загитова Л.И. признала требования прокурора, согласившись с тем, что оспариваемая норма Устава действительно противоречит федеральному законодательству. При этом Загитова Л.И. сообщила, что в администрации в настоящее время нет структурных подразделений, по сути, речь идет об утверждении Советом депутатов только заместителя главы. Кандидатура работающей в настоящее время в этой должности Смолиной С.В. была утверждена депутатами в соответствии с оспариваемым пунктом Устава.

Представитель Шапкинского сельского Совета депутатов Дехта А.А. требования прокурора считал не подлежащими удовлетворению, пояснив, что норма об утверждении Советом кандидатур на должность заместителя главы администрации была включена в Устав с той целью, чтобы предотвратить замещение этой должности случайным человеком, не имеющим надлежащего образования, стажа работы и пр.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, в том числе и заместителя главы Шапкинской сельской администрации Смолиной С.В., суд приходит к следующему:

В силу ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд обязан проверить соответствие оспариваемого нормативного правового акта другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии со ст. 253 ГПК РФ признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении требований, заявленных Енисейским межрайпрокурором, судом проверялось соответствие п.п. 8 п.1 ст.20 Устава Шапкинского сельского совета Енисейского района действующему федеральному законодательству.

Согласно ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.

В соответствии с требованиями ст. 7 того же закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

По мнению суда, следует считать установленным несоответствие оспариваемого прокурором пункта Устава требованиям Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно представленному суду штатному расписанию муниципальных служащих администрации Шапкинского сельского Совета заместитель главы является муниципальным служащим. Наименование должности соответствует подразделу 2 «Перечень должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городского, сельского поселения» Закона Красноярского края №17-4354 от 27 декабря 2005 года «О Реестре должностей муниципальной службы». Должность заместителя главы сельского поселения в соответствии с требованиями ст. 2 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае"входит в перечень должностей муниципальной службы по категории «главная».

Таким образом, на заместителя главы муниципального образования Шапкинский сельский совет полностью распространяется законодательство о муниципальной службе, а также запреты, связанные с прохождением муниципальной службы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №25-фз от 2 марта 2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Назначение на указанную должность лица, не отвечающего квалификационным требованиям, станет прямым нарушением закона.

Согласно упомянутой ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно п.3 Устава Шапкинского сельского Совета глава сельского Совета является главой исполнительно-распорядительного органа- администрации Шапкинского сельского Совета. Действуя в этом качестве, глава муниципального образования обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, действует при этом согласно ст. 12 Конституции РФ самостоятельно и в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выполняет свои обязанности на основе принципа единоначалия.

Полномочия нанимателя по отношению к муниципальным служащим, занимающим должности муниципальной службы администрации Шапкинского сельсовета, главой муниципального образования как руководителем администрации Шапкинского сельского Совета осуществляются на основе тех же принципов. При этом, глава сельсовета целиком и полностью несет ответственность за соблюдение установленного порядка приема на муниципальную службу.

Дополнительных ограничений, касающихся в первую очередь полномочий главы муниципального образования в части согласования с кем-либо или утверждения кем-либо, в том числе и представительным органом, кандидатуры гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы действующим законодательством о муниципальной службе не предусмотрено.

Таким образом, закрепление п.п. 8 п.1 ст. 20 Устава необходимости утверждения кандидатуры заместителя главы и руководителей структурных подразделений сельским Советом депутатов является по сути вмешательством в полномочия главы сельского Совета как руководителя исполнительно-распорядительного органа.

В связи с изложенным суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку на основании оспариваемого п.п 8 п.1 ст.20 Устава Шапкинского сельского совета Енисейского района участвующая в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица Смолина С.В. назначена на должность заместителя главы суд считает, что данный подпункт подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения. Сообщение о принятом судебном решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании – «Шапкинском вестнике», в котором был официально опубликован Устав Шапкинского сельского Совета Енисейского района.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Енисейского межрайпрокурора удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в силу п.п.8 п.1 ст. 20 Устава Шапкинского сельского Совета Енисейского района.

Сообщение о настоящем судебном решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Шапкинском вестнике».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий Л.А.Борисова

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2011 года. Л.А.Борисова