РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Город Енисейск 15 ноября 2011 года Енисейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Лукашенок Л.Л. при секретаре Толкушкиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Кислицына Сергея Петровича об оспаривании действий должностных лиц Енисейского инспекторского отделения ЦГИ по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, выразившихся в отказе в повторной государственной регистрации маломерного судна и в отказе в допуске к сдаче экзамена на право управления маломерным судном и выдаче документов на право управления маломерным судном, установил: Кислицын С.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Енисейского инспекторского отделения ЦГИ по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее – Енисейское отделение ГИМС), выразившихся в отказе в повторной государственной регистрации маломерного судна, с требованием обязать Енисейское отделение ГИМС провести повторную государственную регистрацию маломерного судна – катера. Требования мотивировал тем, что 19 сентября 2011 года обратился с заявлением к старшему государственному инспектору Енисейского инспекторского отделения ГИМС Таусневу С.М. о повторной регистрации маломерного судна, которое было приобретено им по договору купли-продажи от 02 сентября 2011 года, к заявлению приложил все документы, необходимые для повторной регистрации маломерного судна – катера индивидуальной постройки (рег. номер № снятого с учета в органе ГИМС г. Красноярска. Однако письмом от 19.09.2011 г. № Тауснев С.М. отказал в регистрации со ссылкой на п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, в связи с тем, что представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством РФ. Считает указанное решение необоснованным и незаконным, так как обратился с заявлением о повторной государственной регистрации маломерного судна и предоставил документы на регистрацию в полном соответствии с п. 30 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500. Кроме того, Кислицын С.П. также обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Енисейского отделения ГИМС в части отказа в допуске к проведению собеседования, сдаче экзамена, а также выдаче документов на право управления маломерным судном. Просит суд обязать Енисейское отделение ГИМС выдать ему указанное удостоверение в соответствии с требованиями п. 4.7 Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498. В обоснование указал, что на три его заявления Тауснев С.М. как председатель экзаменационной комиссии отказал в собеседовании и приеме экзаменов на право управления маломерными судами – 17 августа 2010 года, 19 октября 2010 года и 31 мая 2011 года. Последний раз 28 сентября 2011 года он прибыл в Енисейское отделение ГИМС для сдачи экзамена, в чем ему снова безосновательно отказали. Не согласен с данными решениями, так как им предоставлялись все требуемые документы, на экзамен он являлся неоднократно и вовремя. Кроме того, в нарушение п. 2.2. Правил аттестации судоводителей…, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498, в состав экзаменационной комиссии не включены аттестованные специалисты водного транспорта, имеющие высшее или среднее специальное образование, а комиссия состоит только из инспекторов ГИМС, у которых к заявителю сложились неприязненные отношения. По данному факту он неоднократно обращался в вышестоящие органы МЧС, однако безрезультатно. Определением Енисейского районного суда от 26 октября 2011 года дела по указанным заявлениям соединены в одно производство в целях их более быстрого и правильного разрешения как однородные, в которых участвуют одни и те же стороны. В судебном заседании заявитель Кислицын С.П. заявленные требования поддержал по тем же основаниям, заявил ходатайство о запросе судом материалов всех проверок по его обращениям в вышестоящие инстанции. Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, полагая, что его исполнение не связано с представлением доказательств по существу заявленных требований, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, однако способствует затягиванию судебного процесса. Заинтересованные лица - Главное управление МЧС России по Красноярскому краю, Енисейское отделение ГИМС, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, просили о рассмотрении дела в отсутствие таковых. Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, чьи действия обжалуются, старший государственный инспектор Енисейского отделения ГИМС Тауснев С.М. в судебное заседание также не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения по существу заявленных требований, считая их незаконными и необоснованными. Кислицын С.П. возражал против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, однако суд определил возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных участников процесса на основании п. 2 и п. 5 ст. 167 ГПК РФ. Исследовав дело, выслушав доводы заявителя, пояснения свидетеля ФИО5, суд приходит к следующему. Пунктом 3 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500 (далее – Правила государственной регистрации маломерных судов), установлено, что судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. За государственную регистрацию судов и ограничений (обременений) прав на них (ипотека, доверительное управление и другие) в судовых книгах, вносимые в судовые книги изменения (перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица, его места нахождения и полного адреса, переоборудование судна и другие), выдачу судовых билетов, повторную государственную регистрацию судов уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены положениями законодательства Российской Федерации. Физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов - государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) и центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - органы государственной регистрации), документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 12 Правил государственной регистрации маломерных судов). Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации, по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в течение трех рабочих дней со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов (п. 13 Правил государственной регистрации маломерных судов). Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на судно и сделок с ним, являются собственники судов и обладатели иных, подлежащих государственной регистрации прав на них, судовладельцы, с одной стороны, и органы государственной регистрации - с другой. Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна. После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) (п. 14-15 Правил государственной регистрации маломерных судов). Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: 1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой; 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; 4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета (п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов). В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в числе прочего, в случае, если не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов (судовой книги), документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Оформление отказа в государственной регистрации судна и прав на него производится руководителем соответствующего органа государственной регистрации письменно с указанием конкретных причин отказа. (п. 27 Правил государственной регистрации маломерных судов). Представленные для государственной регистрации судна документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления, не заверенные в установленном порядке, либо имеющие записи, выполненные карандашом, к производству регистрационных действий не принимаются (п. 27 Правил государственной регистрации маломерных судов). Из материалов дела следует, что 19 сентября 2011 года Кислицын С.П. обратился к старшему государственному инспектору Енисейского инспекторского отделения ГИМС Таусневу С.М. с заявлением о повторной государственной регистрации маломерного судна – катера индивидуальной постройки, приобретенного им в собственность по договору купли-продажи от 02 сентября 2011 года, заключенному с ФИО6, для чего представил документы: - регистрационную карточку – заявление судовладельца, установленного образца; - судовой билет № № 20.01.1990 с печатью, удостоверяющей регистрацию судна Красноярским инспекторским участком 20.01.1990 г. - договор купли-продажи от 02.09.2011 г. 19 сентября 2011 года в письменном виде Кислицыну С.П. в государственной регистрации судна и прав на него было отказано в связи с тем, что заявителем не были представлены документы, перечень которых установлен пунктом 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, а именно техническая документация на маломерное судно и двигатель, установленный на нем, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета. Кроме того, старшим государственным инспектором Таусневым С.М. там же было указано на недостатки в представленных документах: отсутствие даты и подписи судовладельца Кислицына С.П. в регистрационной карточке-заявлении, исправления в дате выдачи паспорта «продавца» ФИО7 в договоре купли-продажи от 02 сентября 2011 года, отсутствие в представленном судовом билете отметки о снятии с учета маломерного судна. При этом, никаких иных документов, подтверждающих снятие катера с учета предыдущим судовладельцем, представлено также не было. Таким образом, письменный отказ Кислицыну С.П. в регистрации судна произведен руководителем соответствующего органа государственной регистрации – старшим государственным инспектором Енисейского инспекторского отделения ГИМС Таусневым С.М. с указанием конкретных причин отказа, в соответствии с требованиями законодательства. 21 сентября 2011 года Кислицын С.П. предоставил квитанции об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета, согласно которым оплата производилась также 21.09.2011 г., и обратился с просьбой о проставлении даты и подписи в регистрационной карточке-заявлении судовладельца от 19.09.2011 г. Дополнительно каких-либо документов Кислицын С.П. не предоставлял и с теми же требованиями повторно не обращался. Данные обстоятельства Кислицыным С.П. не оспариваются. Суд считает необоснованными доводы Кислицына С.П. о том, что регистрация приобретенного им в собственность маломерного судна должна быть произведена повторно в соответствии с требованиями пунктов 29-30 Правил государственной регистрации маломерных судов, согласно которым он обратился с заявлением о повторной регистрации судна и представил соответствующие документы. Так, в соответствии с пунктами 28-29 Правил государственной регистрации маломерных судов о любом изменении сведений, вносимых в судовую книгу, собственник судна обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении. Повторная государственная регистрация судна производится в случаях: 1) изменения места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна, связанных со сменой субъекта Российской Федерации; 2) изменения данных владельца судна; 3) изменения параметров, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования корпуса судна. Таким образом, повторная регистрация судна не может быть произведена в случае смены собственника (владельца) судна и перехода права собственности на него, поскольку осуществляется только в случаях изменения данных одного и того же владельца судна либо данных (параметров, места постоянного базирования) самого судна. При таких обстоятельствах требования Кислицына С.П. о признании незаконным отказа в повторной регистрации маломерного судна – катера, приобретенного им по договору купли-продажи от 02 сентября 2011 года, заключенному с ФИО6, и возложении обязанности на Енисейское отделение ГИМС произвести повторную регистрацию указанного маломерного судна удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Кислицын С.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений об отказе в собеседовании и приеме экзаменов старшего государственного инспектора Енисейского инспекторского отделения ГИМС Тауснева С.М. от 17 августа 2010 года, 19 октября 2010 года, 31 мая 2011 года, 28 сентября 2011 года. В судебном заседании Кислицын С.П. пояснил, что не обратился в суд с требованиями об оспаривании отказов в собеседовании и приеме экзаменов от 17 августа 2010 года, 19 октября 2010 года, 31 мая 2011 года своевременно, поскольку обжаловал решения старшего госинспектора в вышестоящие инстанции. Данное обстоятельство, по мнению суда, не препятствовало заявителю обратиться в суд в установленный законом трехмесячный срок. Таким образом, причин, свидетельствующих об уважительности пропуска этого срока и позволяющих суду восстановить пропущенный срок, в судебном заседании не установлено, заявителем суду не представлено. Следовательно, Кислицын С.П. имел возможность своевременно обратиться в суд с такими требованиями, ввиду чего законных оснований для восстановления пропущенного срока на обращение в суд за их разрешением не имеется, требования заявителя об оспаривании решений об отказе в собеседовании и приеме экзаменов старшего государственного инспектора Енисейского инспекторского отделения ГИМС Тауснева С.М. от 17 августа 2010 года, 19 октября 2010 года, 31 мая 2011 года удовлетворению не подлежат. В соответствии с пунктами 1.3, 2.1, 2.3 Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498 (далее – Правила аттестации судоводителей), при аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном. Экзаменационные комиссии формируются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и проводят свою работу под непосредственным руководством руководителей инспекторских подразделений (отделений, участков, групп экзаменационной работы) центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации. Председателем экзаменационной комиссии, как правило, назначается старший государственный инспектор по маломерным судам - руководитель инспекторского подразделения. Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются следующие документы: 3.1.1. заявление на бланке личной карточки судоводителя (приложение N 1); 3.1.2. копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов; 3.1.3. медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (транспортным средством); (в ред. Приказа МЧС РФ от 21.07.2009 N 423) 3.1.4. две фотографии размером 3 x 4 см; 3.1.5. документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов) (п. 3.1 Правил аттестации судоводителей). Судоводители, не представившие требуемые документы в полном объеме, к сдаче экзаменов не допускаются (п. 3.2 Правил аттестации судоводителей). Допуск судоводителей к сдаче экзаменов (собеседованию, при обстоятельствах, предусмотренных пунктом 4.7 настоящих Правил) на право управления маломерным судном производится председателем экзаменационной комиссии после проверки документов, указанных в пункте 3.1 настоящих Правил. Принятое решение о допуске судоводителя к сдаче экзаменов оформляется письменно на бланке личной карточки судоводителя с объявлением ему места, даты и времени заседания экзаменационной комиссии. В случае отказа в допуске к сдаче экзаменов личная карточка судоводителя с указанием в ней причин отказа вместе с представленными документами возвращается судоводителю (пункты 3.3, 3.4 Правил аттестации судоводителей). Из материалов дела следует, что Кислицын С.П. 28 сентября 2011 года обратился в Енисейское отделение ГИМС для сдачи экзамена на право управления маломерным судном. Однако заявителем были представлены только документ, удостоверяющий личность, медицинская справка и копия свидетельства о прохождении в 1980 году обучения. Заполнить личную карточку судоводителя Кислицын С.П. отказался, ему предлагалось заполнить личную карточку силами инспекторского состава (экзаменационной комиссией), на что был получен отказ. При отсутствии личной карточки и двух фотографий размером 3 х 4 см допуск Кислицына С.П. к сдаче экзамена не представился возможным, поскольку судоводители, не представившие требуемые документы в полном объеме, к сдаче экзаменов не допускаются. 28 сентября 2011 года составлен акт об отказе Кислицына С.П. от сдачи экзамена на право управления маломерным судном, подписанный всеми членами экзаменационной комиссии, и отправлен в ГУ МЧС России по Красноярскому краю. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельскими показаниями допрошенного в судебном заседании члена экзаменационной комиссии ФИО5, а также самим заявителем. Таким образом, при отказе в допуске к сдаче экзамена 28.09.2011 г. в связи с непредоставлением Кислицыным С.П. необходимых документов, старший государственный инспектор Енисейского инспекторского отделения ГИМС Тауснев С.М. как председатель экзаменационной комиссии, действовал в соответствии с действующим законодательством. При этом суд находит несостоятельными доводы заявителя о том, что его должны были допустить к экзаменам с личной карточкой судоводителя от 31 мая 2011 года. Так, на бланке указанной личной карточки в графе «решение о допуске к экзаменам» Тауснев С.М. в соответствии с предоставленными ему полномочиями указал на недопущение Кислицына С.П. к сдаче экзамена в форме собеседования с указанием причин отказа, карточка была возвращена заявителю. Очевидно, что личные карточки судоводителя, с которыми обращался Кислицын С.П. для сдачи собеседования и экзамена, - установленного Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498 образца, и исходя из смысла требований пунктов 3.1 - 3.4 Правил аттестации судоводителей, вместе с фотографиями должны предоставляться каждый раз при обращении с заявлением о допуске к сдаче экзамена. Поскольку удостоверения на право управления маломерным судном выдаются только по результатам аттестации, при которой осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов (проведение собеседования) экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам, требования заявителя о выдаче ему такого удостоверения без проведения аттестации также неправомерно. При таких обстоятельствах требования Кислицына С.П. об оспаривании действий должностных лиц Енисейского отделения ГИМС в части отказа в проведении собеседования, допуске к экзамену, а также выдаче документов на право управления маломерным судном удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований Кислицына Сергея Петровича об оспаривании действий должностных лиц Енисейского инспекторского отделения ЦГИ по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд Председательствующий Л.Л. Лукашенок