Гражданское дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Енисейск 11 января 2012 года Енисейский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Ремизовой Е.П., при секретаре Сушаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> о предоставлении в собственность земельного участка, установил: Обратившись в суд ФИО2 в иске указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему, как инвалиду 2 группы, земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее по тексту – ИЖС), расположенного по адресу: <адрес>, то есть воспользовался правом, предусмотренным ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации». Между тем письмом от ДД.ММ.ГГГГ получил отказ, мотивированный тем, что в июне 2011 администрацией <адрес> принято решение о продаже данного земельного участка. В связи с чем просит обязать ответчика восстановить нарушенное право, признать отказ незаконным и предоставить истцу в собственность, как инвалиду 2 группы, вышеназванный земельный участок. Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, пе<адрес>, общей площадью № кв.м, принадлежащей на праве собственности его супруге ФИО6 на основании приватизации, истец от участия в приватизации отказался. В данной квартире фактически проживает с женой, на регистрационном учете по указанному адресу состоит внучка ФИО4, которая вышла замуж и в настоящее время учится и проживает в <адрес>. В очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Нуждается в спорном земельном участке, так как решил строить дом, другой участок его не интересует. Полагает, что решение о продаже земельного участка ответчиком принято уже после подачи его заявления. В судебном заседании представитель администрации <адрес> ФИО5, исковые требования не признала, мотивируя это тем, что в соответствии с п.2 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Спорный земельный участок расположен в зоне жилой застройки и с трех сторон земельные участки состоят на кадастровом учете с разрешенным использованием – индивидуальные жилые дома, поэтому необходимости делать предварительное согласование не было. На основании п.4 ст. 30 ЗК РФ комиссия по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории <адрес> приняла решение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков в том числе по <адрес>, поручив отделу по вопросам имущественных отношений провести необходимые мероприятия. Так как спорный земельный участок не был сформирован как объект недвижимости, по мере выделения бюджетных денежных средств, ДД.ММ.ГГГГ заказаны межевые работы, которые выполнены ДД.ММ.ГГГГ, подано заявление в Управление Росрееестра для постановки его на учет и получения кадастрового паспорта, выдан ДД.ММ.ГГГГ. Затем проведена оценка стоимости земельного участка, отчет об оценке рыночной стоимости получен ДД.ММ.ГГГГ. Указанные мероприятия проводились во исполнение решения Енисейского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р о проведении торгов данного земельного участка, информационное сообщение о проведении торгов опубликовано в газете «ФИО11» от ДД.ММ.ГГГГ №. В этой связи, поскольку в отношении спорного участка на момент подачи истцом заявления уже было принято решение о его продаже с публичных торгов, ФИО2 отказано в предоставлении спорного земельного участка. Семья истца на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит. Исследовав дело, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Так, ДД.ММ.ГГГГ Енисейским городским Советом утверждено Положение по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории <адрес>, согласно которому предметом торгов может быть только сформированный земельный участок для строительства с установленными границами, прошедший государственный кадастровый учет, свободный от прав третьих лиц. При продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков администрация города принимает решение о проведении торгов в форме открытого аукциона; определяет на основании отчета независимого оценщика цену земельного участка и т.д.. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> утверждено Положение о комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, состав комиссии. ДД.ММ.ГГГГ данной комиссией принято решение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков для целей ИЖС, в том числе спорного земельного участка. Договор подряда на производство кадастровых работ заключен ДД.ММ.ГГГГ, сведения в государственный реестр внесены ДД.ММ.ГГГГ; договор на оказание услуг по оценке заключен ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и.о. Главы администрации <адрес> дано распоряжение (№-р) о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, кадастровый номер №, площадью № кв.м для ИЖС по <адрес>, установлена цена продажи земельного участка. Информационное сообщение о проведении торгов опубликовано в газете «ФИО12» от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подал в администрацию <адрес> заявление (вх. №№) о выделении земельного участка по <адрес> для ИЖС в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как инвалиду 2 группы, приложив к заявлению копию справки МСЭ (в собственность либо в аренду в заявлении не конкретизировано). ДД.ММ.ГГГГ истцу администрацией <адрес> дан ответ, что указанный выше земельный участок не может быть ему предоставлен, так как в ДД.ММ.ГГГГ принято решение о его продаже на торгах для индивидуального жилищного строительства. Из ответа администрации ФИО13 сельсовета следует, что ФИО2 зарегистрирован по месту жительства: <адрес>, пе<адрес>, <адрес>, совместно с ним на регистрационном учете состоят: ФИО6 (жена); ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка). На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца не состоит. Дополнительно в телефоном режиме специалист администрации Озерновского сельсовета ФИО7 пояснила, что данная квартира принадлежит на праве собственности ФИО6 в порядке приватизации, ФИО2 от участия в приватизации отказался, общая площадь <адрес>№ кв.м., состоит из трех комнат. Согласно письму администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, участником жилищных программ не является; земельные участки для ИЖС и ведения личного подсобного хозяйства ему не предоставлялись; в ДД.ММ.ГГГГ году выделен земельный участок для строительства гаража. В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. На основании ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Письмом Министерства экономического развития РФ от 23.11.2009 №Д23-3881 «О первоочередном предоставлении инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства» дано разъяснение, что право на первоочередное получение земельных участков инвалидам для ИЖС не подкреплено законодательным установлением льготного порядка предоставления земельного участка для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов – в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства). В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для ИЖС осуществляется на аукционах, за исключением случая, когда в аукционе участвовали менее двух участников. Таким образом, исключения в порядке предоставления земельных участков для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, не предусмотрены. В письме Минэкономразвития от 17.08.2011 №ОГ-Д23-970 указано, что реализация первоочередности, предусмотренной ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможна при предоставлении гражданам земельных участков в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), осуществления садоводства, огородничества, дачного строительства. В данном случае предоставление земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина без проведения аукциона. При этом заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ. Таким образом, исходя из положений ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды имеют первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, вместе с тем наличие у истца такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. Как усматривается из материалов дела, истец просил предоставить ему конкретный земельный участок по <адрес>, право государственной собственности на который не разграничено, свободный от прав третьих лиц. Между тем в отношении данного земельного участка органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями законодательства принято решение о проведении торгов для целей индивидуального жилищного строительства. Из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что на момент обращения истца в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка ответчиком уже проводились мероприятия по организации аукциона на основании решения комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п, которым утверждено Положение о комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков и её состав; решением данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о проведении торгов спорного земельного участка; заключением ДД.ММ.ГГГГ договора подряда на проведение кадастровых работ, тогда как заявление ФИО2 в администрацию города подано ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи доводы истца о том, что протокол решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ является фиктивным, изготовлен уже после того, как в администрации <адрес> зарегистрировано его заявление, суд признает несостоятельными, поскольку данный протокол удостоверен представителем ответчика ФИО5, которая настаивает на его подлинности, подписан всеми члена комиссии, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на проведение кадастровых работ, поэтому у суда нет оснований не доверять представленным ответчиком документам и суд признает их достоверными доказательствами. Заключение договора на оказание услуг по оценке стоимости ДД.ММ.ГГГГ, объявление торгов в декабре 2011, связано с бюджетным финансированием, о чем в судебном заседании пояснил представитель ответчика. Как видно из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 отказано в предоставлении земельного участка именно по тому основанию, что в отношении выбранного им участка принято решение о проведении торгов для целей индивидуального жилищного строительства, что, исходя из вышеприведенных правовых норм, не противоречит закону, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признания отказа незаконным. Кроме того, Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положение ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 указанного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ за N 901, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Анализируя содержание указанных законоположений, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. При таких обстоятельствах первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, в связи с чем истец обязан был доказать нуждаемость в улучшении жилищных условий, однако таких доказательств в рамках заявленного спора им не представлено, напротив установлено, что истец вместе с супругой проживают в трехкомнатной квартире общей площадью 87, 3 км.в, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья ФИО10 на учете не состоит. Таким образом, поскольку на момент обращения истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка его судьба в соответствии с требованиями законодательства уже была определена, какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у истца права на получение (в аренду либо в собственность) именно спорного земельного участка приведены не были, в силу закона, договора или иного законного основания на ответчике обязанность предоставить истцу именно данный конкретный земельный участок (<адрес> в <адрес>) не лежит, семья ФИО2 не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, основания для возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить истцу спорный земельный участок в собственность у суда отсутствуют и в удовлетворении иска следует полностью отказать. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, как инвалиду 2 группы, ФИО2 отказать. Решение может быть обжаловано в месячный срок в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд. Председательствующий Е.П. Ремизова Мотивированное решение изготовлено 17января 2011 года. Копия верна, решение не вступило в законную силу, судья Е.П. Ремизова