Гражданское дело № 2- 302/2012 Решение Именем Российской Федерации 7 марта 2012 года Енисейский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Борисовой Л.А., с участием прокурора Суслова И.А., при секретаре Гребенюк М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Енисейского межрайпрокурора о признании незаконным бездействия Администраций Высокогорского, Железнодорожного, Кривлякского, Майского, Маковского, Малобельского, Новогородокского, Погодаевского, Подгорновского, Усть-Питского, Ярцевского сельских советов в части размещения информации об их деятельности в сети «Интернет» и о понуждении их к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет», установил: Енисейский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления: Администраций Высокогорского, Железнодорожного, Кривлякского, Майского, Маковского, Малобельского, Новогородокского, Погодаевского, Подгорновского, Усть-Питского, Ярцевского сельских советов в части размещения информации об их деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее по тексту - сети «Интернет») и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. Свои требования прокурор мотивировал следующим: при проведении прокурорской проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства указанными органами местного самоуправления не разработаны и не утверждены перечни информации, подлежащей опубликованию в сети Интернет, не созданы официальные сайты, при этом на официальном сайте Енисейского района размещена неполная информация, включающая в себя лишь сведения о наименовании муниципального образования, его административном центре, адресе администрации, фамилии, имени и отчестве главы муниципального образования, перечне населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. Несмотря на имеющуюся возможность размещения всей необходимой информации и на официальном сайте Красноярского края, здесь также размещены лишь сведения о статусе муниципального образования, его административном центре, численности населения, адресе администрации, перечне населенных пунктов. Прокурор полагал необходимым установить срок исполнения обязанности по созданию сайта либо размещения всей необходимой информации в два месяца со дня вступления решения суда в силу. С согласия участников судебного разбирательства рассмотрение заявленных прокурором требований объединено в одно производство. В судебном заседании прокурор Суслов И.А. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Главы муниципальных образований Высокогорского, Кривлякского, Майского, Новогородокского, Погодаевского, Подгорновского, Усть-Питского, Ярцевского сельских советов просили рассматривать дело в свое отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представили. Главы муниципальных образований Железнодорожного (Ильин А.В.), Маковского (Земляной А.Е.) Малобельского (Ревенко О.Б.) сельских советов требования прокурора также не оспаривали, однако в судебном заседании сообщили, что выполнение этих требований в указанный срок считают невозможным, поскольку для создания собственных сайтов в сети «Интернет» органы местного самоуправления не располагают ни техническими, ни материальными возможностями. Для размещения указанной информации на сайте Администрации Енисейского района необходимо заключение соответствующего соглашения и наличие технической возможности у собственника сайта. Разумным для устранения недостатков они сочли срок в шесть месяцев. Земляной А.Е. предоставил суду сведения о Представитель Администрации Енисейского района Зебзеева С.П. не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Администрация Енисейского района готова всем перечисленным муниципальным образованиям, входящим в состав Енисейского района, предоставить возможность размещения информации на собственном официальном сайте, однако в настоящее время возникают сложности в работе сервера, поскольку его мощности для большого объема информации недостаточно. Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 4,6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления") одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается наряду с другими способами размещением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет". Обязанность органов местного самоуправления использовать для размещения информации о своей деятельности сеть "Интернет" предусмотрена ст. 10 упомянутого ранее закона. Данной нормой закреплена необходимость создания официального сайта с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. О том, что размещение информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» является обязанностью органов местного самоуправления, свидетельствует установление административной ответственности за неразмещение в сети "Интернет" такой информации. (ст. 13.27, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011)) Содержание информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет определяется ст. 13 Федерального Закона №8-ФЗ. На основании данной нормы органами местного самоуправления должны утверждаться перечни информации, подлежащей размещению в сети «Интернет». При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются также периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации. Поскольку обязанность органов местного самоуправления по созданию официального сайта в сети «Интернет» наступает с момента вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. с 1 января 2010 г., то к этому моменту соответствующие перечни должны быть утверждены в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Непринятие нормативных правовых актов, утверждающих эти перечни, является нарушением данного Федерального закона. В судебном заседании установлено, что ни одним из органов местного самоуправления, требований к которым предъявил Енисейский межрайпрокурор, не создан официальный сайт для размещения информации о своей деятельности. Перечень информации о деятельности утвержден к моменту рассмотрения дела только Администрацией Маковского сельского совета. Представители всех без исключения органов самоуправления ссылались на отсутствие достаточных средств для создания собственного официального сайта в бюджетах муниципальных образований либо отсутствие доступа к сети «Интернет». Однако доводы в этой части суд не может принять во внимание, поскольку закон предусматривает альтернативный способ размещения информации посредством использования информационных ресурсов субъектов Российской федерации и муниципальных районов. Каких-либо материальных затрат для подготовки и утверждения соответствующего перечня вообще не требуется. В связи с изложенным суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом уточнений в части срока исполнения и способа размещения информации. На все органы местного самоуправления – Администрации Высокогорского, Железнодорожного, Кривлякского, Майского, Малобельского, Новогородокского, Погодаевского, Подгорновского, Усть-Питского, Ярцевского сельских советов, за исключением администрации Маковского сельского совета, следует возложить обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в силу разработать и утвердить в установленном порядке соответствующие нормативные акты- Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления. На все без исключения органы местного самоуправления- Администрации Высокогорского, Железнодорожного, Кривлякского, Майского, Маковского, Малобельского, Новогородокского, Погодаевского, Подгорновского, Усть-Питского, Ярцевского сельских советов следует возложить обязанность в срок до 1 октября 2012 года создать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официальный сайт органа местного самоуправления, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления. В случае невозможности создания сайта в тот же срок разместить информацию о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте, права на который принадлежат Енисейскому району либо Красноярскому краю. Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд решил: Требования Енисейского межрайпрокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления: администраций Высокогорского, Железнодорожного, Кривлякского, Майского, Маковского, Малобельского, Новогородокского, Погодаевского, Подгорновского, Усть-Питского, Ярцевского сельских советов по неразмещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о своей деятельности. Обязать Администрации Высокогорского, Железнодорожного, Кривлякского, Майского, Малобельского, Новогородокского, Погодаевского, Подгорновского, Усть-Питского, Ярцевского сельских советов в месячный срок со дня вступления решения суда в силу разработать и утвердить в установленном порядке соответствующие нормативные акты- Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления. Обязать администрации Высокогорского, Железнодорожного, Кривлякского, Майского, Маковского, Малобельского, Новогородокского, Погодаевского, Подгорновского, Усть-Питского, Ярцевского сельских советов в срок до 1 октября 2012 года создать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официальный сайт органа местного самоуправления, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления. В случае невозможности создания официального сайта в тот же срок разместить информацию о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте, права на который принадлежат Енисейскому району либо Красноярскому краю. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Енисейского районного суда. Председательствующий Л.А.Борисова