Именем Российской Федерации 22 марта 2012 года Енисейский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Борисовой Л.А. при секретаре Гребенюк М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой Алевтины Ивановны, Томиловой Галины Александровны, Хаймович Валентины Григорьевны к Управлению социальной защиты населения администрации города Енисейска, Енисейскому городскому Совету депутатов о неприменении решения Енисейского городского совета №14-127 от 27 апреля 2011 года и взыскании денежной суммы, установил: Сидорова А.И., Томилова Г.А., Хаймович В.Г. обратились в суд с иском о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации города Енисейска недополученной денежной суммы в 31504 руб. за период с 1 июня по 31 января 2012 года и возложении обязанности возобновить производившиеся выплаты минимальной муниципальной пенсии в размере 3938 руб. ежемесячно. Свои требования истицы мотивировали следующим: до выхода на пенсию по старости каждая из них занимала должность муниципальной службы, имела необходимый для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет стаж работы, в связи с выходом на пенсию прекратила муниципальную службу и до июня 2011 года в соответствии с пунктом п.2.2 раздела 2 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске, получала минимальную муниципальную пенсию в размере 3938 руб. С принятием Енисейским городским Советом депутатов решения №14-127 от 27 апреля 2011 года, исключившего из п. 2.2 указанного Положения второго абзаца, выплаты были незаконно прекращены. Принятое решение об отмене выплаты минимальной муниципальной пенсии значительно ухудшило их материальное положение, является незаконным, в связи с чем они просят его не применять. Рассмотрение дел по заявленным искам с согласия всех участников судебного разбирательства объединено в одно производство. В судебном заседании все истицы настаивали на удовлетворении заявленных требований. Истицы дополнительно пояснили, что выплата минимальной муниципальной пенсии до сих пор осуществляется на территории других муниципальных образований, отменена по их мнению лишь в г.Енисейске. В соответствии с Законом Красноярского края №11-5335 в его редакции от 25.11. 2010 года право на получение минимальной муниципальной пенсии следовало сохранить, поскольку принятые Енисейским городским Советом изменения распространяются только на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 года и к ним отношения не имеют. Представителем Енисейского городского Совета депутатов Добрицкой Н.В. заявленные требования оспаривались. Она полагала, что решение № 14-128 27 апреля 2011 года принято городским Советом в пределах собственных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, в связи с чем прекращение выплат истицам минимальной муниципальной пенсии осуществлено обоснованно. Оценка правильности принятого решения уже дана Енисейским районным судом при рассмотрении требований других истцов, обращавшихся в суд с заявлением об оспаривании данного нормативного акта. Представитель ответчика полагала, что изначально - в сентябре 2009 года - при принятии Советом депутатов Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске установление минимальной муниципальной пенсии в 3938 рублей было нарушением действующего законодательства. Енисейский городской Совет не был наделен полномочиями по установлению размера пенсии, он мог определять только порядок выплаты пенсии за выслугу лет. Кроме того, город Енисейск является муниципальным образованием, в бюджете которого размер межбюджетных трансфертов превышает 70%, собственных средств для выплаты минимальной муниципальной пенсии город не имеет. В связи с этим сохранение минимального размера муниципальной пенсии в качестве дополнительной гарантии для муниципальных служащих было невозможно. С учетом этих обстоятельств и следуя разъяснениям экспертно-аналитического управления Губернатора края, городской Совет решением №14-128 привел упомянутое Положение в соответствие с действующим краевым законодательством. Руководитель Управления социальной защиты населения администрации города Енисейска (далее по тексту – УСЗН) Тихонова О.Ю. просила рассматривать дело в отсутствие своего представителя. Представитель Финансово-экономического Управления администрации города Енисейска в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела руководитель управления уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения спора не заявлял. С учетом мнения участников судебного разбирательства суд счел возможным рассмотрение требований в отсутствие представителя ФЭУ. Представитель привлеченного к участию в деле ГУ УПФ РФ в качестве третьего лица Гетце И.А. просила рассматривать дело в свое отсутствие. Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему: Ст. 23 Федерального закона РФ №25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение в силу требований ст. 72 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления. Пенсионное обеспечение муниципального служащего на территории Красноярского края регламентируется ст. 9 Закона Красноярского края №5-1565 от 24 апреля 2008 года «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Согласно данной норме муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы в ряде случаев, в том числе и при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию, при переводе на другую работу после достижения пенсионного возраста. Непрерывная продолжительность муниципальной службы перед увольнением по одному из названных оснований должна составлять не менее 12 месяцев. Размер пенсии за выслугу лет исчисляется по выбору муниципального служащего, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, исходя из месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения гражданином возраста, дающего право на трудовую пенсию. Пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, условия и порядок предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Из содержания п. п.3 ст. 9 Закона очевидно, что при этом во всех муниципальных образованиях края пенсия за выслугу лет может устанавливаться только при определенных условиях: - наличии не менее 15 лет стажа муниципальной службы (а до внесения изменений Законом Красноярского края №11-5335 от 25.11. 2010 г., т.е. до 1 января 2011 года - при наличии 12.5 лет стажа у мужчин и 10 лет – у женщин), - в размере не более 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер пенсии за выслугу лет может увеличиваться не более чем на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего края за каждый полный год стажа муниципальной службы, но сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов его месячного денежного содержания - размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшимся должностям муниципальной службы с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях. Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается при увеличении в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы, а также при изменении размера трудовой пенсии, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет. При этом размер пенсии за выслугу лет пересчитывается со сроков, установленных для изменения трудовой пенсии. Из всего изложенного следует, что при перерасчете пенсии по выслуге лет ее размер может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, либо разница между пенсией по выслуге лет и пенсией по старости окажется «нулевой», что обусловлено мерами по увеличению размера пенсий по старости, выплачиваемых в РФ. В целях социальной защищенности пенсионеров в соответствии с положениями ст. 2 Закона Красноярского края от 25.11.2010 N 11-5335 "О внесении изменений в Закон края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» в случае уменьшения размера пенсии либо в случае, когда разница станет «нулевой», пенсия за выслугу лет должна быть сохранена и подлежит выплате в прежнем объеме. По сути истицы, и настаивали на сохранении им прежней выплаты пенсии по выслуге лет. Однако, по мнению суда указанное правило не может быть распространено на истиц, поскольку в данном случае речь идет не о сохранении прежнего размера муниципальной пенсии, а о сохранении некой социальной гарантии- минимальной муниципальной пенсии, установленной в муниципальном образовании г.Енисейск в соответствии с решениями главы города, а затем и решением Енисейского городского совета. Между тем, анализ всех редакций Закона Красноярского края №5-1565 от 24 апреля 2008 года «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» позволяет сделать вывод о том, что в него никогда не включалось понятие «минимальная муниципальная пенсия» и соответственно не определялся размер таких выплат. Абзацем вторым п. 2.2 раздела 2 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске, утвержденного решением Енисейского городского совета депутатов №61-427 от 9 сентября 2009 года было определено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 3938 рублей, что по сути означало, что в любом случае, даже при так называемой «нулевой» разнице между пенсией по старости и пенсией по выслуге лет муниципальному служащему, имеющему право на получение муниципальной пенсии по выслуге лет, будет выплачиваться указанная сумма. Между тем, размер муниципальной пенсии по старости на территории Красноярского края определяется в соответствии со ст. 9 Закона Красноярского края №5-1565 от 24 апреля 2008 года «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться лишь условия и порядок предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет. Установление на территории того или иного муниципального образования размера пенсии за выслугу лет, каких-либо доплат к ней в большем размере, чем определено краевым нормативным актом, возможно, но лишь в том случае, если муниципальное образование обладает достаточными к тому собственными финансовыми средствами. Этот вывод суда основан на положениях ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ. Согласно данной норме органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств за исключением межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) Доходная часть бюджета города Енисейска на протяжении многих лет состоит из межбюджетных трансфертов, их удельный вес составляет более 70%. Енисейский городской Совет депутатов при включении 9 сентября 2009 года в Положение о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске нормы (абзаца второго п. 2.2), установившей больший размер таких выплат, чем в целом по краю, вышел за пределы своих полномочий и принял незаконное решение. Доводы представителя ответчика в этой части по мнению суда являются обоснованными. Исключение из Положения нормы, позволяющей производить такие незаконные выплаты, следует рассматривать как приведение нормативного акта в соответствие с действующим краевым нормативным актом, имеющим в данном случае большую юридическую силу. Оценка законности решения Енисейского городского совета №14-127 от 27 апреля 2011 г. дана Енисейским районным судом при рассмотрении требований Осипенковой и др. В удовлетворении требований было отказано, решение суда от 15 декабря 2011 года вступило в законную силу и в этой части для участников судебного разбирательства обладает преюдициальным значением. По мнению суда требования истиц о неприменении к ним решения Енисейского городского Совета депутатов №14-127 от 27 апреля 2011 года с сохранением права на получение 3938 руб. ежемесячно являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. В судебном заседании установлено, что все истицы стали получателями пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста, занимали должности муниципальной службы и имели необходимый на момент выхода на пенсию стаж муниципальной службы. Назначенные истицам пенсии по старости превышали размер их муниципальной пенсии за выслугу лет, в связи с чем они до июня 2011 года получали через УСЗН по 3938 руб. ежемесячно. Прекращение выплат связано только с внесением изменений в упомянутое Положение решением Енисейского городского Совета депутатов №14-127 от 27 апреля 2011 года, исключившим из п.2.2 раздела 2 Положения абзац второй. При таких обстоятельствах продолжение незаконно установленных выплат в размере 3938 рублей ежемесячно каждой из истиц суд считает невозможным. В тоже время полное прекращение истицам с июня 2011 года выплат пенсии за выслугу лет следует признать неправильным исходя из следующего: В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации Пенсионное обеспечение гражданских служащих в Красноярском крае регламентируется ст. 11.1 Закона Красноярского края №17-4314 от 20 декабря 2005 года «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края». Ст. 11.1 введена в упомянутый закон 26.06.2008 года Законом Красноярского края №6-1830. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим должности гражданской службы, идентичны условиям назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим должности муниципальной службы в Красноярском крае с той лишь разницей, что лица, получавшие пенсию за выслугу лет, занимавшие должности гражданской службы, в соответствии со вторым абзацем п. 4 ст. 11.1 имели право с момента ее введения на получение минимального размера пенсии за выслугу лет, которая при всех условиях не могла быть ниже 1000 рублей. В настоящее время в связи с принятием Закона Красноярского края №11-5337 от 25.11. 2010 года данный абзац исключен из п.4 ст. 11.1, таким образом, назначение выплаты минимального размера пенсии за выслугу лет более осуществляться не может. В то же время согласно ст.2 Закона Красноярского края №11-5337 от 25 ноября 2010 года в случае если в результате перерасчета размер уже назначенной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет подлежит уменьшению (в том числе в связи с отменой минимального размера пенсии за выслугу лет) либо право на пенсию за выслугу лет утрачивается, пенсия за выслугу лет сохраняется и выплачивается в прежнем размере. Фактически это означает, что получатели пенсии за выслугу лет из числа бывших гражданских служащих края продолжат получение данной выплаты в размере 1000 рублей в том случае, если размер их пенсии по старости превысит размер пенсии за выслугу лет. По мнению суда, изложенные положения полностью распространяются и на получателей пенсии за выслугу лет из числа бывших муниципальных служащих, в том числе и истиц. Таким образом, с июня 2011 года каждой из них следовало сохранить выплату 1000 рублей ежемесячно. Исключение из Положения второго абзаца п.2.2 Положения не привело к утрате ими самого права на получение пенсии за выслугу лет. В связи с этим выплату указанной суммы следует осуществлять вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета, связанного с увеличением в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы либо изменения размера трудовой пенсии по старости, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет каждой из истиц. При любом перерасчете получаемая ежемесячно сумма не может быть для них менее 1000 рублей. Выплату следует осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск независимо от доли межбюджетных трансфертов. В связи с необоснованным прекращением выплат минимального размера муниципальной пенсии за выслугу лет, начиная с 1 июня 2011 года, образовалась задолженность перед каждой из истиц в размере 8000 рублей (1000 рублей х 8 месяцев). Поскольку п. 3.4 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске обязанность по осуществлению расчетов (а следовательно и перерасчетов) выплат и самим выплатам возложена на УСЗН администрации города Енисейска взыскание задолженности следует осуществить с указанного ответчика за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск. На УСЗН следует возложить обязанность по осуществлению выплат минимальной муниципальной пенсии каждой из истиц в размере не менее 1000 рублей ежемесячно вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета. Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд решил: Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации города Енисейска за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск в пользу Сидоровой Алевтины Ивановны, Томиловой Галины Александровны, Хаймович Валентины Григорьевны по 8000 рублей каждой. Обязать УСЗН администрации города Енисейска осуществлять в пользу Сидоровой Алевтины Ивановны, Томиловой Галины Александровны, Хаймович Валентины Григорьевны выплату 1000 рублей ежемесячно, начиная с 1 февраля 2012 года, за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск. Выплату указанной суммы осуществлять вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета, связанного с увеличением в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы либо изменения размера трудовой пенсии по старости, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Енисейского районного суда. Председательствующий Л.А.Борисова Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2012 года. Л.А.Борисова