решение суда



Гражданское дело 2-459/2012 Решение

Именем Российской Федерации 15 июня 2012 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.

при секретаре Гордейко О.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голышева Евгения Алексеевича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №2 и Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю о восстановлении в списке лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата,

установил:

Голышев Е.А. обратился в суд с заявлением о восстановлении в списке лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, мотивируя свои требования следующим: до 2004 года он проходил службу в СИЗО№2 ГУФСИН России по Красноярскому краю, незадолго до увольнения со службы в 2002 году обратился в администрацию СИЗО с заявлением о желании стать участником федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", был поставлен на соответствующий учет. В течение нескольких лет после прекращения службы он не имел сведений о продвижении очереди, в ответ на его обращения ему предлагалось ожидать получения государственного жилищного сертификата. В последующем оказалось, что по решению жилищно-бытовой комиссии учреждения он исключен из состава участников программы. Считая такое решение неправомерным, он обращался в различные инстанции, однако всякий раз ему было рекомендовано собирать комплект документов и подавать его в жилищную комиссию СИЗО №2. Не добившись результата, он обратился в суд с иском и просит восстановить его вместе с недееспособным сыном-инвалидом в очереди на получение ГЖС.

Первоначально свои требования истец предъявлял только к СИЗО№2, в ходе досудебной подготовки уточнил состав ответчиков, указав в их числе ГУФСИН России по Красноярскому краю, полагая, что действиями сотрудников этого органа также нарушено его право на получение ГЖС. По утверждению истца при проведении проверки в учреждении сотрудником ГУФСИН Филипповой С.Ф. была проведена перерегистрация очередников, в результате он оказался исключен из списка очередников, между тем лично оформлял доверенность на имя той же Филипповой С.Ф. на получение от его имени ГЖС.

В судебном заседании на удовлетворении требований Голышев Е.А. настаивал, пояснив, что неоднократно предоставлял в жилищную комиссию необходимые документы, однако во внимание они приняты не были.

Представитель ответчика СИЗО №2 председатель жилищно-бытовой комиссии Галанина Л.В. возражала против удовлетворения заявления, полагая, что решение об исключении Голышева из числа лиц, имеющих право на получение ГЖС было правомерным, более того, в состав участников программы Голышев изначально был включен неправильно, поскольку никогда не относился к числу лиц, нуждающихся в предоставлении жилья и на учет в 1988 году был поставлен неправильно. Кроме того, он ни ранее, ни в настоящее время, не представил полного комплекта необходимых документов. Галанина также настаивала на том, что Голышев пропустил срок обращения в суд.

Представитель ГУФСИН по Красноярскому краю Некрасов А.С. полагал заявление Голышева Е.А. необоснованным и удовлетворению не подлежащим, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему:

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

Постановлением Правительства РФ N 71 от 20 февраля 1998 г. утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". П.1 Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. На эту категорию лиц распространено действие программы "Государственные жилищные сертификаты".

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

До 2010 г. осуществлялись мероприятия по реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральная целевая программа" "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865.

В целях реализации данной подпрограммы Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 гг.".

Указанные Правила в редакции Постановлений Правительства №561 от 12.07.2011, №909 от 03.11.2011 действуют и в настоящее время при реализации федеральной целевой программы «Жилище 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 г.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, по-иному определяющего порядок и условия предоставления указанной социальной выплаты, нет.

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеназванных Правил, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 287.

Пунктом 3 указанной Инструкции, предусмотрены такие же условия для участия в подпрограмме сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 Правил, обязаны представить соответствующее заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по установленной форме, приложить к нему справку об общей продолжительности службы, выписку из приказа об увольнении со службы с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных со службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Таким образом для участия в подпрограмме заинтересованные лица в первую очередь обязаны представить документы об основаниях увольнения со службы, об общей продолжительности службы в календарном исчислении и одновременно подтвердить факт признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении либо отказе во включении заявителя в число граждан - участников подпрограммы.

В судебном заседании установлено, что выслуга лет Голышева Е.А. в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении составляет 23 года 1 месяц 7 дней, со службы он уволен по ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста. Голышев Е.А. никогда не получал субсидий для приобретения жилья.

В тоже время по мнению суда правовое положение истца не соответствует требованиям, изложенным в вышеприведенных нормативных актах, поскольку он на момент подачи заявления е являлся лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и в состав участников подпрограммы включен быть не мог.

Истец ничем не подтвердил факт своего обращения с соответствующим заявлением о включении в состав участников программы в 2002 году еще до увольнения со службы. Решение о включении Голышева Е.А. в состав участников программы принято жилищно-бытовой комиссией СИЗО №2 только 29 августа 2005 года. Судя по протоколу №7 жилищная комиссия в момент принятия решения располагала заявлением Голышева, пожелавшего стать участником программы, и из-за отсутствия полного комплекта документов полагала, что он проживает с сыном – инвалидом, дочерью и внуком в квартире, имеющей общую площадь 37.5 кв.м. и с 1988 года состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья..

Однако это решение принято без оценки совокупности фактических обстоятельств и было по существу неправильным.

К такому выводу суд пришел в результате анализа представленных сторонами документов.

Вопреки утверждению Галаниной Л.Н. включение Голышева Е.А. в 1988 году в состав лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, было правомерным.

В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Советов народных депутатов.

Согласно Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденных постановлением исполкома крайсовета и президиума крайсовпрофа от 01.03.90 N 63/3 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, обеспеченные жилой площадью в размере менее 9 кв. м на одного человека, если на предприятиях, в учреждениях, организациях, ведущих жилищное строительство, улучшены жилищные условия всем работникам, имеющим обеспеченность 7 и менее кв. м. Аналогичный порядок действовал в крае и до 1990 года.

Судя по документам до 1991 года истец действительно проживал в двухкомнатной <адрес>, расположенной в <адрес> в г.Енисейске, имеющей жилую площадь в 25.7 кв. м. вместе с разнополыми несовершеннолетними детьми: сыном Голышевым Д.Е. и дочерью Голышевой Е.Е. На каждого члена семьи приходилось менее 9 кв.м. жилой площади, в связи с чем Голышев и был принят на учет по месту службы.

В 1991 году ГолышевЕ.А. вместе со своими детьми стал проживать в квартире по <адрес>1, вселившись к Боровик Н.М., также имевшей несовершеннолетнего сына. В 1994 году Голышев Е.А. и Боровик Н.М. брак зарегистрировали. В соответствии с постановлением администрации города Енисейска №473 от 6 декабря 1996 года Боровик Н.М. на указанный состав семьи была предоставлена трехкомнатная <адрес> в г.Енисейске общей площадью 65 кв.м., в т.ч. жилой 41.3 кв.м. (свыше 10 кв.м. на одного человека).

С этого времени Голышев Е.А. и члены его семьи более не могли считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий. Голышев Е.А. подлежал снятию с учета по месту службы, однако документов, подтверждающих обеспечение жильем, в учреждение истец не предоставил. Квартира, расположенная в доме по <адрес> истцом была приватизирована и в последующем по его словам подарена, а по документам - продана дочери Голышевой Е.Е.

Сын истца Голышев Д.Е. проживает в этой квартире до сих пор, в настоящее время он состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилья в администрации города Енисейска.

Исходя из содержания имеющихся документов очевидно, что 25 мая 2005 года незадолго до своего обращения в ЖБК СИЗО №2, последовавшего в августе 2005 г., Голышев Е.А. аннулировал свой регистрационный учет в квартире по <адрес>, где он проживал с женой. На основании заявления от 8 июня 2005 года через орган ЗАГС истец расторг брак с Боровик Н.М. 21 июля того же года квартира была передана в собственность Боровик Н.М на условиях приватизации, а 23 августа 2005 года право ее собственности на это жилое помещение было зарегистрировано. В тот же день между бывшими супругами был оформлен договор аренды жилого помещения, согласно которому Голышев Е.А., несмотря на снятие с регистрационного учета, продолжает проживать здесь и обязался уплачивать Боровик Н.М. 1000 рублей в месяц.

Вопреки содержанию данного договора, истец, судя по акту обследования жилищных условий, 27 августа 2005 года сообщил жилищной комиссии, что проживает с сыном, дочерью и внуком в квартире по <адрес> этих сведений члены комиссии при принятии решения не озаботились.

Представляется, что своими действиями истец ввел ЖБК СИЗО№2 в заблуждение, создав видимость совместного проживания с сыном и дочерью, а фактически квартиры по ул.Промышленной не покидал, при этом полагал, что расторжение брака и приватизация квартиры одной Боровик Н.М. даст основания членам комиссии продолжать считать его нуждающимся в предоставлении жилья с 1988 года.

Принимая 5 октября 2006 года решение об исключении истца из числа лиц, имеющих право на получение ГЖС, комиссия констатировала тот факт, что Голышевым Е.А. не были предоставлены необходимые документы. Доказательств тому, что о сути этого решения Голышев был уведомлен, представитель ответчика суду не представила. Однако сам Голышев в судебном заседании признал, что о своем исключении из списка очередников он узнал в 2007 году.

Никаких действий по оспариванию решения ЖБК в суд в установленном порядке истец на протяжении всего этого времени не предпринимал.

В судебном заседании установлено, что в 2007 году (дата не установлена, поскольку заявления в материалах ЖБК СИЗО №2 нет) и 10 июля 2009 года истец вновь обращался в СИЗО №2, настаивая на постановке на учет для получения государственного жилищного сертификата. Письменного решения об отказе во включении в состав очередников учреждением не принималось. Однако к этому моменту по прежнему месту службы он был обоснованно снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Администрации города Енисейска на таком учете не состоял. Членом семьи своего сына- инвалида Голышева Д.Е. Голышев Е.А. не является, вместе с ним не проживает. По этой причине включению в состав участников программы Голышев Е.А. не подлежал. Выдача им в 2007 и 2009 г.г. доверенностей на получение ГЖС на имя сотрудника ГУФСИН края Филипповой С.Ф. никакого правового значения не имеет.

Исходя из изложенного, суд считает, что восстановление Голышева Е.А. в списке лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата невозможно, поскольку он не относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №2 и Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю о восстановлении в списке лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, Голышеву Евгению Алексеевичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента го изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Борисова